Политическая система и роль государства в ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Понятие политической системы является одним из наиболее важных вопросов правовой и политической наук. Вместе с тем в советской науке государства и права в течении долгого времени исследованию политических систем не уделялось достаточно пристального внимания. Это связано с тем, что понятие политической системы в советской правовой науке было достаточно простым и однозначным

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________3

1. Понятие системы в теории познания________________5

2. Политическая система_____________________________9

3. Государство в политической системе_______________17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______________________________24

Работа содержит 1 файл

Копия ТГП.rtf

— 146.30 Кб (Скачать)

    Отдельными авторами политическая система рассматривается как подсистема более широких "социетальных" систем (государства (В. Чиркин отмечает, что в под данном случае под этим термином скорее понимается общество), профсоюз, племя, международная система и т.д.). В каждой из таких социетальных систем действует своя политическая система, представляющая совокупность общегосударственных или локальных политических отношений, процессов. Каждое общество имеет свою политическую систему, хотя может даже не иметь государства. Таким образом, в пределах одной страны есть множество политических систем.

    В течении долгого времени в нашей стране теория политической системы строилась исключительно на понимании данной проблемы В.И. Ленином, который считал, что возникновение политической системы неразрывно связано с классовым делением общества и возникающими в связи с этим вопросами о государственной власти, а исторически первым институтом политической системы - государство. Развитие политической системы ведет к усложнению, появлению новых звеньев, таких, например, как политические партии.

    Как уже отмечалось выше под системой вообще понимается совокупность элементов и отношений и связей между ними. Так же и политическая система является целостной, но суммативной системой, т.е. она состоит из подсистем. Однако, политическая система, как и всякая социальная система, явление на порядок более сложное. Возникает вопрос, исчерпывается ли политическая система только совокупностью ее элементов и связей между ними или нет? Существует множество точек зрения на данный вопрос.

    Политическая система - это универсальная управляющая система государственно-организованного общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования государственной власти крупными социальными общностями.

    Для того, чтобы правильно определить структуру политической системы, необходимо найти критерии отбора ее элементов. Основными требованиями в данном случае будут их внутренняя упорядоченность (организационный критерий) и политическая направленность деятельности (политический критерий), которая должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер ее основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т.п. (программный критерий).

    Политическая система общества аккумулирует, сводит воедино как политические институты и отношения, складывающиеся прежде всего в виде политических организаций, учреждений (государственных и общественных), так и практику политической жизни. Политическая же организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными словами, политическая организация общества дает преимущественно институционную характеристику политической системы.

Основным содержанием понятия политической организации общества является совокупность государственных и общественных учреждений, составляющих институционально-организационную структуру его политической жизни. В данном случае главными объектами исследования выступают политические учреждения и организации, выполняемые ими задачи, характер и содержание их деятельности, взаимоотношения между ними, выражение ими интересов классов, слоев и социальных групп и т.д.

    Таким образом, сторонники более широкого понимания политической системы (Ф.М. Бурлацкий, И.П. Ильинский) подчеркивают, что политическая организация общества является наиболее существенным элементом политической системы, поскольку именно через политические организации происходит выдвижение основных целей и задач общества и определение политической линии, формирование политических и правовых норм, мобилизация всего общества.

    Среди авторов, разделяющих подобное представление о содержании политической системы и ее отношении с политической организацией общества, имеются некоторые расхождения во взглядах. Одни из них политическую систему общества полностью отождествляют с его политической сферой, считая, что последняя объединяет политические отношения (политическую деятельность) и организацию общества, которая выступает по отношению к первым как их материальный результат. В других случаях авторы, определяющие политическую систему как совокупность политических отношений, существующих в определенном классовом обществе, и их носителей - классов, наций и т.д., а также классовых организаций, представляющих и защищающих интересы отдельных классов и социальных групп, считают, что понятие политической системы классового общества близко к понятию политической надстройки над данным экономическим базисом.

    Вторая точка зрения (например, Н.Н. Разумовича) заключается в рассмотрении политической системы в качестве составной части политической организации общества. Утверждается, что необходимость использования для охраны и развития исторических завоеваний трудящихся государственной власти, государства предполагает существование политической системы как части политической организации общества.

    Третья группа исследователей (Ю.А. Тихомиров, М.Н. Марченко) придерживается мнения, что понятие политической системы тождественно понятию политической организации общества.

Интересной представляется точка зрения ученых, которые выделяют четыре компонента политической системы: 1) институциональный (сюда входят: государство, партии, некоторые общественные движения); 2) нормативный (политические нормы); 3) функциональный (политический режим) 4) идеологический (политические представления)16.

Поддерживая такой подход к представлению состава политической системы, многие авторы выделяют следующие ее основные компоненты:

Политическая структура - совокупность политических организаций, институтов и отношений между людьми. Организационные отношения в сфере политики обладают некоторыми специфическими признаками, среди которых: наличие общих целей для всех участников организации; ирерахичность построения отношений внутри организации; разграничение норм для руководителей и руководимых.

    Политические и правовые нормы - принятые или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде Конституций, уставов, программ политических партий и т.д. Политическое отношение, организованное на основе нормы, называется политическим институтом.

    Политическая деятельность - разнообразные виды действий людей, направленные на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе. Политическая деятельность неоднородна и в ее составе выделяют несколько четко выраженных состояний: политическое отчуждение, политическая пассивность и политическая активность.

    Политическое сознание и политическая культура. Под политическим сознанием имеются в виду многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Политическая культура - это совокупность ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции политической деятельности и политических отношений.

    Многие из перечисленных выше компонентов имеют подсистемы, как, например, государство, что даже дало основание некоторым ученым выделить государство в теории управления как метасистему. Выделение подсистем можно продолжать до тех пор, пока не выявится неделимый компонент, т.е. простейший элемент. Таким простейшим элементом Чиркин В.Е. считает гражданина. Трудно согласиться с А. Н. Аверьяновым, который полагает, что неделимость элементов является относительной, так как каждый из них сам является системой, и в свою очередь состоит из элементов. Во всяком случае, в политической системе имеются простейшие, или первичные структурные единицы, которыми и являются граждане. Другое дело, что элементы системы можно в свою очередь исследовать с системных позиций.

Учитывая сказанное, можно дать следующее определение.

Политическая система общества - это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать организационную самостоятельность и политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти.

В современных условиях политическая система призвана обеспечить эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие граждан в государственной и общественно-политической жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом, согражданами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Государство в политической системе 

    Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.

    Следует сразу же оговориться, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный институт.

Понятие государства вызывает десятки, если не сотни концептуальных ответов: от "большой семьи" Конфуция и "справедливого человеческого космоса" Платона до современных дискуссий о природе и перспективе развития государства (М.А. Чешков, Л.С. Мамут, В.Б. Пастухов). Н. Маккиавелли понимал под государством "общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов". Т. Гоббс определял государство как "единое лицо, верховной владыка, суверен, воля которого вследствие договора считается волею всех". Волевой подход к происхождению государственной власти использовал и Дж. Локк. Гегель понимал под государством земнобожетсвенное существо. Русский юрист И. Хвостов так же воспринимал государство прежде всего как добровольный союз свободных людей. Л. Гумпилович определял государство как естественно возникшую организацию властвования для осуществления функций правопорядка.

    Долгое время в советской правовой науке все определения государства исходили из данного В.И. Лениным, как аппарата государственного насилия и принуждения для подавления одного класса другим. С отходом большинства юристов от марксистско-ленинской концепции познания, многие из них полностью отрицают роль классов в организации государства, определяя его как "единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Другие ученые считают это бросанием в другую крайность и более осторожно определяют государство как организацию политической власти, необходимую для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы каждого общества.

    В отечественной и зарубежной литературе исследованию вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности государства, уделяется значительное внимание. Государство обстоятельно изучается в различных направлениях: в структурном и функциональном плане, с точки зрения его статики и динамики, с позиции философских категорий формы, содержания, сущности. Однако при этом нередко остается без внимания ряд вопросов, непосредственно связанных с функционированием государства как составного элемента политической системы общества. Рассмотрение государства в этом ракурсе позволяет охарактеризовать государственный механизм через опосредуемые им политические отношения и тем самым дает возможность более точно определить место и роль государства в политической системе общества.

    В системе институтов властеотношений выделяется особое звено, которым выступает государство. Опыт показал, что для современного общества, руководствующегося принципами гуманизма и демократии, государство является наиболее удобной и приемлемой системой органов и институтов власти. Однако в некоторых случаях центральным институтом власти может быть церковь, партия, армия. Но в любом случае не существует политики без институтов власти, как центра интеграции, дифференциации, медиации. Без институтов, элиты возможны только самоуправление, для большого общества это равносильно анархии.

    Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой - иных звеньев этой системы.

    Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения. Следовательно, с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества. Идея участия каждого человека в решении общих дел, ответственности каждой личности за судьбу государства, общества в целом нашла свое конкретное выражение в целом ряде законов, Декларации прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе встречается понимание государства как основы политической системы. Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко, что государство не выступает, да и не может выступать в качестве основы или главного структурного элемента политической системы. Рассмотрение государства в качестве основы привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные экономические, социальные, идеологические основы политической системы.

Информация о работе Политическая система и роль государства в ней