Политическая система и роль государства в ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Понятие политической системы является одним из наиболее важных вопросов правовой и политической наук. Вместе с тем в советской науке государства и права в течении долгого времени исследованию политических систем не уделялось достаточно пристального внимания. Это связано с тем, что понятие политической системы в советской правовой науке было достаточно простым и однозначным

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________3

1. Понятие системы в теории познания________________5

2. Политическая система_____________________________9

3. Государство в политической системе_______________17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______________________________24

Работа содержит 1 файл

Копия ТГП.rtf

— 146.30 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский Педагогический Государственный Университет»

Факультет: Социологии, экономики и права

Отделение: 032700 - юриспруденция 
 
 
 

Контрольная работа

предмет: Теория государства и права

тема: Политическая система и роль государства в ней 
 
 

                                                                  Выполнил: студент 1 курса группы

                                                                   Графов Кирилл Сергеевич 

                                                                   Проверил: 
 
 
 
 

Москва

2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________3

1. Понятие системы в теории познания________________5

2. Политическая система_____________________________9

3. Государство в политической системе_______________17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______________________________24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Понятие политической системы является одним из наиболее важных вопросов правовой и политической наук. Вместе с тем в советской науке государства и права в течении долгого времени исследованию политических систем не уделялось достаточно пристального внимания. Это связано с тем, что понятие политической системы в советской правовой науке было достаточно простым и однозначным. Основными направлениями в изучении политической системы долгое время была исключительно критика буржуазных теорий политических систем с позиций диалектического материализма. Что касается политической науки, то она в течении долгого времени в СССР вообще находилась в полуподпольном положении, прикрываясь названиями "Социальная политика", "Марксистско-ленинская политическая наука", что не могло, конечно не сказаться на ее развитии. Всплеск интереса к политологии и политическим системам общества пришелся, в основном на 90-е годы, что, безусловно, связано с изменением политической системы России, поиску новых путей развития, что заставило многих ученых обратиться к истокам и к опыту западной правовой науки.

    Схожие проблемы были во многом были и в изучении такого основополагающего понятия, как "государство". Исключительно классовый подход к понятию государства не способствовал полному раскрытию всех его особенностей и выявлению соотношению государства и политической системы, места государства в политической системе.

    Настоящая контрольная работа будет состоять из трех частей. В первой части будет рассмотрен вопрос о понятии категории "системы", одной из разновидностью которой является политическая система, метода системного анализа.

    Во второй части будут рассмотрены различные подходы к понятию "политическая система", соотношение марксистско-ленинского подхода и современных теорий.

    Третья часть будет посвящена понятию "государство" и месту государства в политической системе общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие системы в теории познания 

    Понятие системы одно из основополагающих в теории познания. Системы окружают нас в окружающем мире, под системой можно понимать совокупности каких-либо элементов, различные образования, процессы и т.д.

    Особенность юридического мышления состоит в том, что при анализе практически любого вопроса юрист старается расчленить проблему на ее составляющие, с тем, чтобы получить результат путем сложения элементарных решений. Этот подход, однако, срабатывает не всегда, особенно при анализе таких сложных социальных систем, каким, безусловно, является государство. Между тем преимущество системного подхода по сравнению с элементаристским подчеркивают многие ученые.Смысл системного подхода не в анализе неких систем, а в системном рассмотрении некоторых совокупностей элементов и связей между ними, которые обозначаются как система.

    Формирование научного подхода к системному исследованию связано с формированием в 20-х гг. XX века общей теории систем. Правда, в силу доминирования в течении долгого времени в советской науке лишь одного, марксистского, подхода и одного, диалектического, метода исследования, роль системного анализа долгое время сознательно принижалась. Однако и в советской и в российской правой науке системный анализ являлся одним из важнейших методов исследования.

Между тем и общественная система, и государство являются системными объектами по объективным признакам. Эта мысль была впервые высказана еще в трудах Г. Эмерсона и получила дальнейшее развитие при формировании школы "социальных систем" на основе структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон) и общей теории систем (Л. Берталанфи, Н. Раппопорт).

    Как уже отмечалось выше, под системой в теории организаций понимается совокупность элементов и связей между ними, обладающих признаком целостности, т.е. возникновением на уровне системы в результате взаимодействия ее частей свойств, не присущих отдельным элементам, равно как и их простой сумме. Можно принять следующее определение системы - это упорядоченное определенным образом множество элементов и связей между ними, образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельной, устойчивостью и автономностью. Под структурой в таком случае следует понимать способ связи элементов в целостное системное образование как совокупность устойчивых отношений между элементами. Наиболее важной особенностью системы является наличие в ней интегральных (интегративных) качеств, т.е. таких, которые придают системе свойства, не присущие ее отдельным элементам. Такие ее целостные характеристики и свойства возникают и существуют благодаря взаимосвязи и взаимодействию всех элементов системы. Неслучайно в реальной жизни сложность структурной организации системы оценивается не столько в результате механического подсчета ее составных элементов, сколько благодаря множественности и разнообразию существующих между ними взаимоотношений. Таким образом, одним из важнейших моментов системного подхода является анализ всех взаимосвязей анализируемого элемента.

    Важно вместе с тем иметь в виду, что не всегда, как указывается в общенаучной литературе, интегративные качества системы очевидны, а тем более могут быть измерены, но они есть, и дело исследователя отыскать и описать эти качества, используя различные научные методы. И этот поиск неразрывно связан с выявлением связей исследуемого объекта. Связи возникающие между элементами и подсистемами метасистемы (первоначальной системы) получили в науке название структурных или структурно-функциональных.

    Как мы видим, при исследовании любой системы можно выделить два объекта: 1) элементы и подсистемы; 2) связи между ними. Правда, В.Б. Аверьянов проводит в данном случае выделение не двух, а трех объектов исследования: 1) внутреннее устройство (структурный аспект); 2) процессы функционирования (функциональный аспект); 3) развитие (генетико-прогностический аспект). Однако, с моей точки зрения, процесс развития системы неотделим от процесса функционирования, так как само развитие идет через изменение внешних и внутренних функций. Что касается функционирования системы, то оно осуществляется посредством реализаций связей между элементами системы с выходом на подсистемы и метасистемы (внешний аспект).

    Политическая система является по своей сути социальной системой, она формируется и детерминируется социумом. Эволюция социальных систем ведет к их усложнению, приобретению завершенных форм.                                   Движение системы, по мнению многих ученых заключается в стремлении к целостности, оно состоит в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать недостающие ей органы. Как подчеркивал К. Маркс, "система в ходе исторического развития превращается в целостность".

    Однако, как уже указывалось выше, целостность и так уже является важнейшим свойством любой системы. Возникает, на первый взгляд, парадокс, каким образом конечной стадией развития системы может являться целостность, если она является ее свойством? Однако, здесь следует понимать, что речь идет о диалектическом развитии системы, которое идет через ее функционирование. Движение системы к целостности происходит непрерывно и не имеет, с моей точки зрения, конца, а лишь переход на новый виток развития. Понятие целостности следует рассматривать не в статике, а в динамике его развития, при котором оно из чисто интегративного свойства превращается в объективно обусловленное явление.

    Политическая система общества - это сложное многоаспектное явление, анализируемое специалистами в различных областях государства и права, социологии, философии и т.д. В частности, ученые в области государства и права исследуют ее с помощью системного и структурно-функционального анализа, с точки зрения ее относительной статики и непрерывной динамики, соотношения политической системы общества как целого с ее отдельными элементами, прежде всего выясняя место и роль государства в этом образовании, его новые качества, особенности, грани как структурного элемента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Политическая система 

    Категория политической системы в является необходимым предметом анализа в юридических науках. Понятие политической системы пришло в право из социологии, что, безусловно, отложило на него свой отпечаток.

Политическая система связана с особой сферой деятельности людей - политикой, которая отражает область взаимоотношений между классами, социальными группами, коллективами, личностями по поводу государственной власти.

    В основе западного понимания политической системы лежат две научные категории: общенаучная категория "система" и социологическая - "политика". В трактовке первой из них ученые все чаще опираются на положения кибернетики и информатики (прямые и обратные связи, "биты информации", рецепторы, ввод-вывод и т.п.). Рассматривая политику и политические отношения, западные ученые исходят из операционалистских представлений о политике. У политологов-структуралистов, создающих всеобъемлющие схемы политического процесса, понятия политики и политических отношений лишены классового характера. Английские политологи Г. Понтон и П. Джилл сводят политику к способам решения социальных вопросов и средствам контроля отдельных лиц над определенной ситуацией. Известный французский государствовед А. Ориу пишет, что политика связана с поведением человека, живущего в обществе. П. Делеспинасс (США) полагает, что политика проистекает из человеческой натуры, из конфликтов между людьми.

    Наряду с личностным в западной политической науке есть и "групповой" подход к политике, идущий от концепции "заинтересованных групп" А. Бентли. Французские юристы Ш. Деббаш, Ж. Бурдон, Ж. Понтьер, Ж. Рикки определяют политику "как выражение существования группы". Американские политологи Дж. Курвартис, Б. Добрац, Э. Култер заявляют, что политика возникает из факта существования различных групп внутри данного общества, она помогает одной группе получать что-нибудь за счет другой, служит для урегулирования конфликтов. Ж. Бегенар видит "сущность политики" в различиях между управляющими и управляемыми. В целом, как отметил президент Международной ассоциации политической науки профессор К. фон Бойме, все эти характеристики "лежат между основными полями определений: интеграционно-упорядочивающей моделью политики и теорией конфликтов.

    Не менее разнообразны подходы и к определению самого понятия политической системы. В разных странах существуют определенные особенности в подходе к ее изучению (прагматический в США, конституционно-институциональный во Франции, в значительной мере философский в Германии), есть множество ее определений. Некоторые авторы, используя подход германского социолога М. Вебера, сводят политическую систему к государству, хотя и несколько расширяют веберовское понятие принуждения, другие - к совокупности индивидов и институтов, которые действуют совместно, чтобы найти решение проблем. По мнению Р.П. Кларка, политическая система - это арена "бизнеса политики", "место, где развертывается политический процесс". Д. Истон понимает под политической системой политическую власть и способ поведения, причем эта система осуществляет авторитетное (властное) распределение ценностей (в философском смысле этого понятия - богатство, образование, власть, влияние и т.п.). По мнению американского политолога К. Дойча, политическая система должна рассматриваться с позиций кибернетики: поступление информации, восприятие ее рецепторами, преобразование в системе, выход решений системы и т.д. Французский политолог М. Дюверже отождествляет политическую систему и политический режим, говоря, что эти понятия "практически синонимичны". Живущий во Франции политолог Д.Г. Лавров под политической системой понимает разнообразие политических сил и их взаимодействие. К. фон Бойме утверждает, что политическая система - это "выход", результат процесса политики. Р. Полин определяет политическую систему как "систему ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве".

Информация о работе Политическая система и роль государства в ней