Политическая система и ее функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Всякое понятие, состоящее из двух и более терминов, отражает совокупность явлений на пересечении областей, в этих терминах отраженных. Чтобы дать строгое определение понятия политической системы, следует определить границы сфер, отраженных в понятиях политического и системы, а затем найти область их пересечения.

Работа содержит 1 файл

Политическая система и ее функции.docx

— 34.37 Кб (Скачать)

     Радикальное повышение роли гражданского общества в государственных делах исторически  связано с возникновением в гражданском  обществе институтов политического  опосредования, через которые граждане получили организованный доступ к участию в политике. Их совокупность А.Токвиль рассматривал как политическое общество. Являясь одновременно частью и гражданского общества, и политической системы , эти институты выполняют функцию политического опосредования между обществом и государством, преодолевая отчуждение между народом и властью, способствуя социально-политической стабильности.

     Совокупность  институтов политического опосредования  можно разбить на две группы. Это, прежде всего, - партии, группы давления и общественно-политические движения,  формируемые специально для участия в политической жизни, т.е. принадлежащие исключительно политическому обществу и политической системе. Другую группу составляют институты, проникающие в политическую систему лишь частично, - такие как профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, средства массовой информации и некоторые другие.

     Важное  назначение партий заключается в  установлении взаимосвязи между  корпорациями гражданского общества и  группами депутатов в выборных органах  власти. Решения парламентов, всегда представляющие собой форму компромисса  между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью  к аналогичному компромиссу в  гражданском обществе. Такую ситуацию партии способны обеспечить в той  мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и  пользуются влиянием в парламенте. Без таких партий решения законодателей  повисают в воздухе, и их исполнение становится возможным только за счет особых мер принуждения. Так законодатели встают перед необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем  их же и подминает.

     Партии, таким образом, претендуют на выражение  интересов крупных социальных слоев  и на участие от их имени в принятии и исполнении ответственных политических решений. Другие функции выполняют  группы давления, - группы интересов, достигающие своих целей путем оказания давления на органы политической власти. В отличие от партий, такие группы отстаивают лишь собственные интересы и не претендуют на легальное представительство в органах власти. Их деятельность называют лоббированием.

     По  мнению Г.Алмонда, артикуляция интересов - функция, прежде всего, групп давления, а агрегирование - партий. При всей своей условности такое разграничение дает основание для классификации современных демократий. Преобладающее соотношение сильных групп интересов и слабых партий характерно для корпоративной демократии. Здесь, как отмечает венгерский политолог А.Аг, группы интересов представлены в основных конкурирующих партиях (США), и артикулирование осуществляется интенсивнее. При обратном соотношении - сильные партии и слабые группы интересов (Западная Европа) - преобладает агрегирование, а демократию называют плюралистической.

     Общественно-политическое движение представляет собой не имеющее  членства массовое общественное объединение, преследующее конкретные политические цели. В качестве инициатора такого движения и его организационного ядра может выступать партия или  иная, не обязательно политическая в своей основе, организация. По достижению поставленной цели общественно-политическое движение прекращает существование  либо приобретает иные формы. Примерами  могут служить польская «Солидарность», литовский «Саюдис» и т.п.

     В политической системе можно обнаружить и другие институты. По прямому своему назначению они принадлежат, главным  образом, неполитическому обществу и лишь в некоторых ситуациях  институты эти «прорастают» в  политическую систему, включаются в  политический процесс.

     Прямое  назначение, например, большинства средств массовой информации состоит в обеспечении информационного обмена между ячейками общества, создании в нем единого информационного пространства. Политизация же СМИ обусловлена, прежде всего, наличием в обществе информационных барьеров социального свойства. Но и этот фактор не политизирует их до такой степени, как это проявляется в ходе массовых политических кампаний: тогда из органов информации они превращаются по преимуществу в инструмент политического воздействия.

     По  своему назначению не принадлежат политической системе и профсоюзы, призванные отстаивать сугубо экономические интересы людей труда. Характерен пример Великобритании, где функции тред-юнионов и лейбористской партии строго разграничены, и профсоюзы политической борьбы сторонятся. Но когда реализовать свою экономическую роль при данных политических условиях становится для профсоюзов невозможным и когда нет партии, которая взяла бы на себя политическую сторону дела, профсоюз также частично проникает в политическую систему. Так случилось в свое время с польской «Солидарностью». Закономерна и политизация профсоюзов России.

     Аналогично  проявляют себя и трудовые коллективы. Они существуют для производства, для удовлетворения сугубо экономических интересов. И опять: когда государство оказывается неспособным создать условия для нормального производства или, тем более, препятствует этому и нет надежды на партии, коллективы выходят на политические митинги, объявляют политические стачки, создают параллельные органы власти.

     На  активную роль в политической жизни  претендует и церковь. Пользуясь значительным моральным авторитетом, прежде всего среди верующих, церковь воздействует на многие стороны политического процесса. Общеизвестна степень политического влияния религиозных организаций в мусульманских странах. Велика была роль католической церкви в изменении политического строя в Польше в 80-е годы.

     Рассмотренные элементы политической системы проявляют  себя в качестве ее подсистем на вертикальном разрезе общественной пирамиды. Их совокупность можно назватьинституциональной структурой политической системы. На горизонтальных же срезах различного уровня обнаруживаются местные подсистемы, в той или иной мере воспроизводящие институциональную структуру политической системы всего общества и объединенные отношениями соподчинения уже в другую, иерархическую структуру. Они сами представляют собой политические системы уменьшенных масштабов, характеризуемые тем меньшей замкнутостью, чем сильнее их зависимость от верхних эшелонов власти. 

    1. Политические  режимы
 

   Институты политической системы связаны между  собой отношениями, содержание которых  характеризуется понятием «политический  режим». Термин этот был введен в  научный оборот в контексте системного анализа политической сферы как  средство сравнения политических систем. Политический режим - это способ функционирования политической системы. Понятие это охватывает как институциональный состав, так и отношения, связывающие институты политический системы.

   Чаще  всего выделяют четыре типа политических режимов: демократический, авторитарный, диктаторский, тоталитарный. Выделяют и другие типы -либеральный, олигархический, монократию, тиранию, демократический авторитаризм, авторитарную демократию, управляемую демократию и т.п. Чтобы разобраться в этом многообразии, есть смысл ввести основания классификации.

   Одно  из наиболее часто используемых противопоставлений - авторитаризм и демократия. По сути дела, речь идет о широте участия граждан в осуществлении политической власти: от плебисцитарной демократии, когда все важные решения принимаются прямым волеизъявлением народа, до монократии (власти одного).

   Демократии  нередко противопоставляют диктатуру  и тоталитаризм. Строго говоря, это  не отвечает смыслу данных понятий. Под  диктаторским режимом естественно  понимать жесткую власть, не останавливающуюся  перед применением крайних форм насилия. Но применение политического  насилия в любых его формах может осуществляться и на демократической  основе. Многие примеры урегулирования конфликтов демократическими, по всеобщему  признанию, режимами (Англии – в  Ольстере, Франции – при подавлении студенческих волнений в 60-е годы и  т.д.) свидетельствуют о том, что  демократия и диктатура – понятия  не абсолютно противоположные.

   На  самом деле, в противоположность  диктаторскому, выступает не демократический, а либеральный режим, при котором  государство ограничивается только самыми необходимыми и мягкими методами принуждения. И точно так же, как не исключена «демократическая диктатура», возможен и «либеральный авторитаризм».

   Тоталитарный  же режим предполагает тотальное, не имеющее разумного оправдания вмешательство  государства в частную жизнь  людей, в дела гражданского общества. И снова трудно не признать, что  чрезмерно вмешиваться в частные  интересы можно и демократически, т.е. по решению большинства. С другой стороны, еще А.Токвиль отмечал, что  свобода не связана исключительно  с какой-то одной формой политического  устройства и встречается не только в демократических государствах. Индивидуальная свобода, как противоположность  закрепощенному состоянию человека в тоталитарном  государстве, не может служить отличительным признаком демократии. Тотальному вмешательству политической власти в личную жизнь человека противостоит не демократия, а анархия - отсутствие политической власти (или полный коммунизм по К.Марксу).

   Таким образом, любую политическую систему  можно представить как образ  в трехмерном пространстве политических режимов. Его проекция на одну из осей этого пространства (альтернатива, демократия, авторитаризм») покажет при этом, кому на деле принадлежит политическая власть: народу или единоличному правителю (кто властвует). Проекция на другую ось (либерализм, диктатура) покажет способ реализации государственной власти (как властвует). И по проекции на третью (анархия, тоталитаризм) мы увидим ответ на вопрос о пределах этой власти (над чем властвует).

   Современные демократические государства классифицируются, в свою очередь, по соотношению полномочий президента и парламента: по степени  авторитаризма в рамках демократии. Республики по соответствующим признакам  делятся на президентские, парламентские  и полупрезидентские.

   К числу президентских относят  республики, в которых президент  является главой государства и правительства, назначает и увольняет по своему усмотрению членов правительства, которое  ответственно перед ним, имеет право накладывать вето на принимаемые парламентом законы, по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона, распускать парламент, вводить в стране чрезвычайное положение, определяет  внешнеполитический курс правительства. К президентским республик из числа современных развитых стран относят только США, помимо них - большинство стран Центральной и Латинской Америки, Африки, а также Индонезию, Египет и т.п.

   Для парламентских республик характерно разделение функций главы государства (президент) и исполнительной власти (глава правительства). Соответственно, президент назначает главу и  некоторых членов правительства  по согласованию с парламентом, а  остальных членов правительства  – по рекомендации главы правительства, которое несет ответственность  перед парламентом. Президент не может по своему усмотрению уволить  главу правительства, не имеет права  накладывать вето на принимаемые  парламентом законы, его указы  не имеют силы закона. Роспуск парламента президентом возможен в случае выражения парламентом недоверия правительству. Введение чрезвычайного положения - право исключительно парламента, в сфере внешней политики президент представляет государство и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства. К парламентским республикам относят ФРГ, Австрию, Молдову, Израиль, Индию, Венгрию, Словакию, Швейцарию.

   В случаях, когда по одним признакам  страна относится к числу парламентских, по другим - президентских, республику называют полупрезидентской. Это - Франция, Италия, Чехия, Болгария, Эстония, Армения и другие. Под этот признак попадает и Россия.

   Политическая  система оказывает большое влияние  на все общественные процессы. Ее устройство, характер возникающих в ней отношений  и связей с другими подсистемами общества, с обществом  в целом способны обеспечить стабильность и развитие общества. Для этого политическая система должна соответствовать уровню экономического развития и культуре народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политическая система и ее функции