Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:31, контрольная работа
Всякое понятие, состоящее из двух и более терминов, отражает совокупность явлений на пересечении областей, в этих терминах отраженных. Чтобы дать строгое определение понятия политической системы, следует определить границы сфер, отраженных в понятиях политического и системы, а затем найти область их пересечения.
Всякое
понятие, состоящее из двух и более
терминов, отражает совокупность явлений
на пересечении областей, в этих
терминах отраженных. Чтобы дать строгое
определение понятия
Не
вызывает сомнения, что всякая политическая
деятельность, в конечном счете, так
или иначе связана с
Но столь же очевидно, что даже государственное не во всем является политическим. Многие функции, связанные с организацией внутренней деятельности государственных учреждений (делопроизводство, бухгалтерский учет и т.п.), носят явно неполитический характер. Политической может быть только публичная деятельность государства, т.е. такая деятельность, которая затрагивает интересы широких слоев, больших социальных групп.
Но и в публичной деятельности государства есть сферы, которые мы далеко не полностью относим к политике. Не принято, например, относить к политической сфере организацию дорожного движения, уборки мусора и т.п. Только там, где государство реализует интересы одних групп в ущерб другим, начинается политика. Даже в государственной деятельности следует, таким образом, отличать политическое и неполитическое (технологическое, хозяйственное).
Можно, таким образом, сказать, что объективными предпосылками политики являются государство и большие социальные группы с несовпадающими интересами. Чтобы из этих предпосылок возникла реальная политика, необходимо, конечно, чтобы эти интересы были кем-то артикулированы и агрегированы. Т.е. необходимы субъекты политики - политические лидеры и институты.
Вообще
системой называют совокупность взаимосвязанных
элементов, отношения между которыми
порождают системное качество,
Все же, что не имеет отношения к образованию системного качества, - это окружающая систему среда, в отношениях с которой это качество проявляется. Система находится в состоянии постоянного взаимодействия со средой как с источником, с одной стороны, необходимых ресурсов, с другой - опасностей для своего существования.
Отсюда следует, что системное рассмотрение объекта предполагает:
- определение и исследование системного качества;
- определение образующей систему совокупности элементов;
- установление и исследование связывающих эти элементы отношений, - внутренних функций системы;
- исследование среды, ее структуры и свойств, существенных для системы;
- установление и исследование отношений, связывающих систему со средой, - ее внешних функций.
Системное
исследование предполагает также четкое
определение ракурса, в котором
рассматривается исследуемый
В
политике всё вращается вокруг политической
власти. И понятие политической системы
используется лишь там, где эта власть
существует. Мы можем рассматривать
политическую власть как интегративное
качество политической системы. Тогда
политическую систему в самом
общем смысле можно определить как
совокупность элементов общественной
структуры, соединенных отношениями, порождающими
политическую власть и приобщающими к
ней каждый из этих элементов. Часто под
политической системой понимают совокупность
различных политических институтов и
нормативных основ их деятельности. В
более конкретной форме это понятие определяется
в зависимости от используемого подхода.
В
политическую науку системный анализ
проник благодаря американскому
социологу Т.Парсонсу, заимствовавшему
идею системы из биологии. Рассматривая
социальную систему как составную
часть более
общей системы действия, он вычленил в
ней, в свою очередь, в качестве одной из
ее подсистем политическую систему, которой
сопоставил функцию целедостижения. Т.Парсонс
исследовал структуру и функции общества, - выражаясь
современным научным языком, применил
к нему системно-структурный и системно-функциональный
аспекты системного подхода. Совокупность
установленных им функций политической
системы, - интеграция, выработка и реализация
общих целей, - представляет собой содержание
ее связи с системой более высокого порядка -обществом.
Политическая система исследована им
в системно-функциональном аспекте.
Большая
заслуга в адаптации и
Немецкий политолог К.Дойч дополнил модель Д.Истона, рассмотрев не только внешние связи, но и каналы прохождения и переработки сигналов внутри политической системы. В его представлении сигналы, поступающие из среды, воспринимаются рецепторами политической системы, от них поступают в блок обработки данных, далее - в центр принятия решений (ЦПР) и в блок памяти и ценностей. К.Дойч первым рассмотрел в кибернетической, по сути дела, модели политической системы блок памяти и ценностей, в котором результаты обработки информации подвергаются дополнительному преобразованию, после чего также поступают в ЦПР. После принятия решения соответствующие команды поступают в эффекторы, которые осуществляют воздействие на среду, ею перерабатываются и как реакция общества вновь поступают на вход политической системы. Тем самым К.Дойч определил и элементы политической системы -рецепторы, эффекторы и блоки переработки информации.
Более
подробно функции входа и выхода
политической системы рассмотрены
американским социологом и политологом
Г.Алмондом, глубоко исследовавшим
политическую сферу в системно-
Артикуляция и агрегирование, по сути дела, - две основные составляющие социальной обратной связи. Посредством артикуляции индивиды и общественные группы формулируют свое отношение к политической системе, придают ему характер требования или поддержки. Затем возникает потребность в агрегировании с тем, чтобы упорядочить и ранжировать, по возможности гармонизировать многочисленные интересы и точки зрения, взвесить противоположные позиции, найти оптимальное соотношение. Эффективное функционирование механизма агрегирования способствует снижению уровня требований (недовольства) к политической системе и усилению поддержки.
Для реализации этих функций политическая система должна иметь достаточные способности, или возможности. По сути дела, это - тоже функции, поскольку их реализация также возможна только во взаимодействии политической системы с обществом в целом. Г.Алмонд рассматривает пять типов возможностей политической системы:
1. Экстракционная возможность политической системы – это ее способность извлекать из общества природные и человеческие, интеллектуальные и физические ресурсы. Сюда относят вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных активистов, аналитическая поддержка политических структур, налогообложение, добровольные взносы и другие механизмы пополнения бюджета институтов политической системы. Политическая система существует лишь постольку, поскольку общество поставляет ей свои ресурсы.
2. Регулирующая возможность, - способность управлять, регулировать, координировать поведение индивидов и групп, обеспечивать эффективное политическое управление и взаимодействие с гражданским обществом. Чем эффективнее и шире используется экстракционная возможность, тем сильнее зависимость политической системы от гражданского общества, но тем шире сфера ее регулирующей возможности. Осуществляется она как мерами прямого принуждения – через законы, распоряжения, приказы, – так и через косвенные механизмы регулирования цен и заработной платы, обработку общественного мнения, установление размеров процентных ставок на кредиты и налогообложение.
3. Дистрибутивная возможность - одно из слагаемых регулирования. Технологический уровень современного производства предъявляет качественно новые требования к процессу воспроизводства работника и предопределяет возникновение социального государства, перераспределяющего национальное богатство. Отсюда – значение социальных программ, эффективного государственного патронажа над сферами образования, науки, здравоохранения для устойчивого развития общества и дееспособности его политической системы. И в России без государственной поддержки этих сфер не будет ни современной индустрии, ни рынка. Эффективное осуществление дистрибутивной возможности требует широкого общественного контроля за распределением. Только в демократическом обществе возможна оптимизация широкого использования дистрибутивной возможности, и чем больше потребность в перераспределении, тем более демократичной должна быть осуществляющая его политическая система.
4. Символизирующая возможность - способность политической системы обращаться к населению с популярными лозунгами, создавать привлекательные символы и нужные стереотипы мышления. От нее зависит степень консолидации общества, а значит, реализация и экстракционной, и регулирующей возможностей политической системы.
5. Наконец, интегральная возможность политических, как и любых иных систем, - их реагирующая возможность, складывающаяся из названных и других возможностей системы. Именно способность адекватно реагировать на изменение внешних условий и внутреннего состояния, быстро адаптироваться к ним делает систему устойчивой и способной к саморазвитию.
От
совокупности имеющихся у политической
системы возможностей и правильного
функционирования входа и выхода
зависит реализация ее главной функции,
или функции предназначения, -
Исследование
функций и коммуникаций не снимает
вопроса об элементном составе системы.
Он также зависит от ракурса. Т.Парсонс
выделяет три элемента политической
системы: лидерство, органы власти, регламентация.
В модели Д.Истона политическая система
состоит из входа, выхода и конверсии.
У К.Дойча - из рецепторов и эффекторов,
блоков обработки данных, памяти и ценностей,
центра принятия решений. Г.Алмонд рассматривает
политическую систему как набор взаимодействующих
ролей.
Существует,
однако, и системно-элементный аспект
системного подхода, при котором
элементный состав системы выходит
на передний план. В качестве элементов
политической системы в этом случае
чаще всего рассматривают
Стержнем и основной предпосылкой политической системы является государство. Оно – главный источник, олицетворение политической власти. Без него утратила бы смысл всякая политическая деятельность.
Суть
государства, его назначение, типология
и многие другие аспекты наглядно
раскрываются в его взаимоотношениях
с гражданским обществом. И не
случайно: государство и гражданское
общество существуют как две взаимосвязанные
стороны противоположности, вне
которой не может быть понято ни
то, ни другое. В них заключены
два противоположных механизма
консолидации населения. Гражданское
общество скреплено сложным