Политическая система и ее функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Всякое понятие, состоящее из двух и более терминов, отражает совокупность явлений на пересечении областей, в этих терминах отраженных. Чтобы дать строгое определение понятия политической системы, следует определить границы сфер, отраженных в понятиях политического и системы, а затем найти область их пересечения.

Работа содержит 1 файл

Политическая система и ее функции.docx

— 34.37 Кб (Скачать)
    1. Политическая  система и ее функции
 

   Всякое  понятие, состоящее из двух и более  терминов, отражает совокупность явлений  на пересечении областей, в этих терминах отраженных. Чтобы дать строгое  определение понятия политической системы, следует определить границы  сфер, отраженных в понятиях политического  и системы, а затем найти область  их пересечения.

   Не  вызывает сомнения, что всякая политическая деятельность, в конечном счете, так  или иначе связана с государством, с государственной властью. Партии создаются для того, чтобы бороться за места в парламенте. Лидер становится политическим, если только он претендует на руководящее кресло в государственном  учреждении или чего-то от государства  добивается. Всякая политика утратила бы смысл, не будь государства.

   Но  столь же очевидно, что даже государственное  не во всем является политическим. Многие функции, связанные с организацией внутренней деятельности государственных  учреждений (делопроизводство, бухгалтерский  учет и т.п.), носят явно неполитический характер. Политической может быть только публичная деятельность государства, т.е. такая деятельность, которая  затрагивает интересы широких слоев, больших социальных групп.

   Но  и в публичной деятельности государства  есть сферы, которые мы далеко не полностью  относим к политике. Не принято, например, относить к политической сфере организацию  дорожного движения, уборки мусора и т.п. Только там, где государство  реализует интересы одних групп  в ущерб другим, начинается политика. Даже в государственной деятельности следует, таким образом, отличать политическое и неполитическое (технологическое, хозяйственное).

   Можно, таким образом, сказать, что объективными предпосылками политики являются государство  и большие социальные группы с  несовпадающими интересами. Чтобы из этих предпосылок возникла реальная политика, необходимо, конечно, чтобы  эти интересы были кем-то артикулированы и агрегированы. Т.е. необходимы субъекты политики - политические лидеры и институты.

   Вообще  системой называют совокупность взаимосвязанных  элементов, отношения между которыми порождают системное качество, - такое качество, которое выделяет данную совокупность в окружающем мире, устанавливает ее границу со средой. Именно системное качество (его называют еще интегративным качеством системы) позволяет говорить о наличии системы и определить ее структуру: входящие в ее состав элементы приобщаются к этому качеству только в составе данной системы. Так совокупность людей, соединенных родственными связями, образует репродуктивную систему, называемую семьей, а ее «элементы» - члены семьи - приобретают в ней качества быть отцом, братом, сыном и т.п. В производственном коллективе эти качества отходят на второй план, и его члены, как элементы новой системы, приобретают качества, связанные с реализацией общей производственной функции, - быть рабочим, инженером, менеджером и т.д.

   Все же, что не имеет отношения к  образованию системного качества, - это окружающая систему среда, в отношениях с которой это качество проявляется. Система находится в состоянии постоянного взаимодействия со средой как с источником, с одной стороны, необходимых ресурсов, с другой - опасностей для своего существования.

Отсюда  следует, что системное рассмотрение объекта предполагает:

- определение и исследование системного качества;

- определение образующей систему совокупности элементов;

- установление и исследование связывающих эти элементы отношений, - внутренних функций системы;

- исследование среды, ее структуры и свойств, существенных для системы;

- установление и исследование отношений, связывающих систему со средой, - ее внешних функций.

Системное исследование предполагает также четкое определение ракурса, в котором  рассматривается исследуемый объект. От этого зависит и определение  системного качества, и совокупность элементов, и функции. Человек, к  примеру, по-разному предстает в  глазах хирурга, психолога или социолога.

     В политике всё вращается вокруг политической власти. И понятие политической системы  используется лишь там, где эта власть существует. Мы можем рассматривать  политическую власть как интегративное  качество политической системы. Тогда  политическую систему в самом  общем смысле можно определить как  совокупность элементов общественной структуры,  соединенных отношениями, порождающими политическую власть и приобщающими к ней каждый из этих элементов. Часто под политической системой понимают совокупность различных политических институтов и нормативных основ их деятельности. В более конкретной форме это понятие определяется в зависимости от используемого подхода. 

    1. Модели  политической системы
 

   В политическую науку системный анализ проник благодаря американскому  социологу Т.Парсонсу, заимствовавшему  идею системы из биологии. Рассматривая социальную систему как составную  часть более  
общей системы действия, он вычленил в ней, в свою очередь, в качестве одной из ее подсистем политическую систему, которой сопоставил функцию целедостижения. Т.Парсонс исследовал структуру и функции общества, - выражаясь современным научным языком, применил к нему системно-структурный и системно-функциональный аспекты системного подхода. Совокупность установленных им функций политической системы, - интеграция, выработка и реализация общих целей, - представляет собой содержание ее связи с системой более высокого порядка -обществом. Политическая система исследована им в системно-функциональном аспекте.

   Большая заслуга в адаптации и применении основных принципов системного подхода  к анализу политической сферы  принадлежит канадско-американскому  политологу Д.Истону, разработавшему теорию политической системы как организма, развивающегося и саморегулирующегося  за счет связи с внешней средой. В его работах реализован системно-коммуникативный  аспект системного подхода. Политическая система рассматривается Д.Истоном  как механизм преобразования идущих от общества (среды) – социальных импульсов -требований или поддержки - в политические решения и действия. Сама же система представляет собой совокупность механизмов входа, преобразования и выхода.

   Немецкий  политолог К.Дойч дополнил модель Д.Истона, рассмотрев не только внешние связи, но и каналы прохождения и переработки  сигналов внутри политической системы. В его представлении сигналы, поступающие из среды, воспринимаются рецепторами политической системы, от них поступают в блок обработки данных, далее - в центр принятия решений (ЦПР) и в блок памяти и ценностей. К.Дойч первым рассмотрел в кибернетической, по сути дела, модели политической системы блок памяти и ценностей, в котором результаты обработки информации подвергаются дополнительному преобразованию, после чего также поступают в ЦПР. После принятия решения соответствующие команды поступают в эффекторы, которые осуществляют воздействие на среду, ею перерабатываются и как реакция общества вновь поступают на вход политической системы. Тем самым К.Дойч определил и элементы политической системы -рецепторы, эффекторы и блоки переработки информации.

   Более подробно функции входа и выхода политической системы рассмотрены  американским социологом и политологом  Г.Алмондом, глубоко исследовавшим  политическую сферу в системно-функциональном аспекте. Функции выхода политической системы можно представить как  совокупность выработки, применения и  контроля за соблюдением правил. Чем  лучше эти правила соответствуют  объективным условиям и стереотипам  общественного сознания, тем эффективнее  и с меньшими затратами функционирует  политическая система. Реакция же общественной среды, или обратная связь, возникает  как результат двух взаимосвязанных  процессов: артикуляции и агрегирования  социальных интересов.

     Артикуляция и агрегирование, по сути дела, - две основные составляющие социальной обратной связи. Посредством артикуляции индивиды и общественные группы формулируют свое отношение к политической системе, придают ему характер требования или поддержки. Затем возникает потребность в агрегировании с тем, чтобы упорядочить и ранжировать, по возможности гармонизировать многочисленные интересы и точки зрения, взвесить противоположные позиции, найти оптимальное соотношение. Эффективное функционирование механизма агрегирования способствует снижению уровня требований (недовольства) к политической системе и усилению поддержки.

     Для реализации этих функций политическая система должна иметь достаточные  способности, или возможности. По сути дела, это - тоже функции, поскольку их реализация также возможна только во взаимодействии политической системы с обществом в целом. Г.Алмонд рассматривает пять типов возможностей политической системы:

1. Экстракционная возможность политической системы – это ее способность извлекать из общества природные и человеческие, интеллектуальные и физические ресурсы. Сюда относят вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных активистов, аналитическая поддержка политических структур, налогообложение, добровольные взносы и другие механизмы пополнения бюджета институтов политической системы. Политическая система существует лишь постольку, поскольку общество поставляет ей свои ресурсы.

2. Регулирующая возможность, - способность управлять, регулировать, координировать поведение индивидов и групп, обеспечивать эффективное политическое управление и взаимодействие с гражданским обществом. Чем эффективнее и шире используется экстракционная возможность, тем сильнее зависимость политической системы от гражданского общества, но тем шире сфера ее регулирующей возможности. Осуществляется она как мерами прямого принуждения – через законы, распоряжения, приказы, – так и через косвенные механизмы регулирования цен и заработной платы, обработку общественного мнения, установление размеров процентных ставок на кредиты и налогообложение.

3. Дистрибутивная возможность - одно из слагаемых регулирования. Технологический уровень современного производства предъявляет качественно новые требования к процессу воспроизводства работника и предопределяет возникновение социального государства, перераспределяющего национальное богатство. Отсюда – значение социальных программ, эффективного государственного патронажа над сферами образования, науки, здравоохранения для устойчивого развития общества и дееспособности его политической системы. И в России без государственной поддержки этих сфер не будет ни современной индустрии, ни рынка. Эффективное осуществление дистрибутивной возможности требует широкого общественного контроля за распределением. Только в демократическом обществе возможна оптимизация широкого использования дистрибутивной возможности, и чем больше потребность в перераспределении, тем более демократичной должна быть осуществляющая его политическая система.

4. Символизирующая возможность - способность политической системы обращаться к населению с популярными лозунгами, создавать привлекательные символы и нужные стереотипы мышления. От нее зависит степень консолидации общества, а значит, реализация и экстракционной, и регулирующей возможностей политической системы.

5. Наконец, интегральная возможность политических, как и любых иных систем, - их реагирующая возможностьскладывающаяся из названных и других возможностей системы. Именно способность адекватно реагировать на изменение внешних условий и внутреннего состояния, быстро адаптироваться к ним делает систему устойчивой и способной к саморазвитию.

     От  совокупности имеющихся у политической системы возможностей и правильного  функционирования входа и выхода зависит реализация ее главной функции, или функции предназначения, -обеспечивать стабильность и развитие общества в целом.

     Исследование  функций и коммуникаций не снимает  вопроса об элементном составе системы. Он также зависит от ракурса. Т.Парсонс  выделяет три элемента политической системы: лидерство, органы власти, регламентация. В модели Д.Истона политическая система  состоит из входа, выхода и конверсии. У К.Дойча - из рецепторов и эффекторов, блоков обработки данных, памяти и ценностей, центра принятия решений. Г.Алмонд рассматривает политическую систему как набор взаимодействующих ролей. 

    1. Институциональная структура политической системы
 

     Существует, однако, и системно-элементный аспект системного подхода, при котором  элементный состав системы выходит  на передний план. В качестве элементов  политической системы в этом случае чаще всего рассматривают политические институты (институциональный подход). Политическую систему в этом случае мы можем определить как совокупность институтов, соединенных отношениями, порождающими политическую власть и  приобщающими к ней каждый из этих институтов.

     Стержнем  и основной предпосылкой политической системы является государство. Оно – главный источник, олицетворение политической власти. Без него утратила бы смысл всякая политическая деятельность.

     Суть  государства, его назначение, типология  и многие другие аспекты наглядно раскрываются в его взаимоотношениях с гражданским обществом. И не случайно: государство и гражданское  общество существуют как две взаимосвязанные  стороны противоположности, вне  которой не может быть понято ни то, ни другое. В них заключены  два противоположных механизма  консолидации населения. Гражданское  общество скреплено сложным переплетением  свободно реализуемых частных интересов. Государство же – политическим подчинением.

Информация о работе Политическая система и ее функции