Политическая, идеологическая и территориальная организация империй

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель курсовой работы – комплексный анализ империи как формы государства

Задачи исследования следующие:

- дать понятие форы государства;

- определит понятие и характерные черты империи;

- охарактеризовать политическую и идеологическую организацию общества в империи;

- изучить территориальную организацию империй.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

Глава 1. Общая характеристика империи как сложно-организованной формы государства ……………………………………….......5

1.1. Понятие форы государства ……………………………………………5

1.2. Понятие и характерные черты империи…………………………...11

Глава 2. Политическая, идеологическая и территориальная организация империй ……………………………………………………………15

2.1. Политическая и идеологическая организация общества в империи ……………………………………………………………………………15

2.2. Территориальная организация империй …………………………..22

Заключение ………………………………………………………………... 29

Библиографический список ……………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

империя.docx

— 70.56 Кб (Скачать)

     На  форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные  размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения, - писал И. А. Ильин, - предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам».12 События в Югославии, сложная ситуация в бывших республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».13

     Итак, под формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.

     Разнообразие  форм государства объясняется рядом  причин. В качестве основных среди  них можно выделить следующие:

     - исторические традиции развития  национальных государств;

     - исторические особенности становления  национальных государственностей;

     - реальное соотношение социальных  сил в стране;

     - национальный состав населения  страны;

     - менталитет населения, выражающийся  в «терпимости» по отношению  к власти;

     - зарубежный опыт;

     - уровень жизни населения;

     - степень влияния бывших метрополий  на выбор государственной формы  в ранее зависимых от них  странах;

     - роль мирового сообщества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Понятие и характерные  черты империи  

     Само  понятие «империя» (Imperium) пришло от римлян, которые так называли отражение  высшей государственной власти, принадлежавшей народу, в полномочиях сначала  царей, затем старших магистратов, то есть консулов, преторов, диктаторов, проконсулов, пропреторов, префекта городского и преторианского, цензоров. Младшие  магистраты империи не имели. Империя  магистрата в зависимости от ее вида давала широкие военные и гражданские  полномочия. Высшая степень империи  давалась в республике только диктатору14. С течением времени смысл понятия «империя» изменился, так стали называть территорию, на которую распространяются правомочия, связанные с этой властью.

     В науке существуют сложности в  определении понятия «империя». К примеру, в энциклопедии Британика  тридцатилетней давности в соответствующей  словарной статье приводилось перечисление великих империй. Энциклопедия отказывалась от общего определения. В последние  десятилетия феномен империи  стал предметом самостоятельных  исследований. Ученые, работающие в  этой области, говорят о возникновении  особой дисциплины - империологии. Однако, проблема общезначимого определения  данного понятия не решена до сих  пор. Дело в том, что империя - сложный  феномен. Она имеет как субъективно  внутреннее, так и объективное  внешнее измерение. Точно так же обстоит дело с понятием «свобода». С одной стороны, свобода понимается как некоторая характеристика человеческой личности описывающая духовное измерение человека. С другой - свобода имеет измерения внешнее, понимается как сущность юридически-правовая детерминированная социально.

     С понятием «империя» происходит нечто подобное. В самом общем смысле империя определяется как крупное многонациональное, а вернее полиэтническое государство, возникшее в результате военной экспансии и объединенное сильной централизованной авторитарной властью15.

     В.А. Иноземцев определяет империю как политическую систему, которая отличается в первую очередь жестким разграничением центра и периферии, а также четким пониманием господства и подчиненности, то есть центра и зависимых территорий16.

     В политологии империя представляет собой одну из исторических форм монархических государств. Понятие имперской власти трактовалось как сосредоточение государственного суверенитета, «высшее» политическое единство. Имперская политика ассоциировалась с высокой централизацией власти в больших государствах, независимых от какого-либо внешнего политического влияния17.

     Но  это внешние определения. Идеологи империи темпераментно отстаивают духовную, а вернее идеологическую суть империи. Если вывести за скобки империи древности (Ассирийскую, Персидскую, Римскую на первом этапе ее существования), то, начиная с эпохи монотеистических религий, империя это Идея18.

     Империя возникает в тот момент, когда  большие массы людей уверуют  в некоторую идею, притязающую  на статус универсальной истины и  принимают решение создать праведное  и справедливое общество. А дальше они несут эту идею до краев  Вселенной, навязывая ее всем тем, кто  еще пребывает в косности неведения. В этой диспозиции силовая компонента имперского организма мыслится как  подчиненная божественной Истине. Идея универсальной империи мыслится ее адептами как всемирная. Цель империи - приобщение народов, спасение души подданных. В IV веке, в эпоху между императорами Константином и Феодосием, Римская империя как силовая модель интеграции опирающаяся только на силу и блага цивилизации обручились с Идеей. С тех пор разворачивается история универсальных империй. Универсальной империей была Византия. По этой модели строился Халифат, империи Габсбургов, Московия, СССР.

     Империями назывались Римское государство (30 г. до Р.Х. - 395 г.), позднее - Западная Римская  империя (395–476 гг.) и Византия (395-1453 гг.), Франкское государство (начиная  с коронации Карла Великого в 800 г.), Священная Римская империя  германской нации (962-1806 гг.).

     Россия  называлась империей с 1721 по 1917 год, Франция  - в 1804-1814, в 1815 и в 1852-1870 гг., Австрия - с 1804 (с 1868 - Австро-Венгрия) по 1918 год, Германия - с 1871 до 1918 года.

     Империями были Мексика в 1821-1822 и в 1863-1867 гг., Бразилия в 1822-1889 гг. В 1804-1806 гг. называл себя императором монарх Гаити.

     В 1858 году, после упразднения формально  существовавшей в Индии империи  Великих Моголов, титул императора был перенесен на английского  короля, Великобритания стала именоваться  Британской империей. С точки зрения формы правления империями были Оттоманская Турция до революции 1922 года, Китай - до революции 1912 года, Корея  с 1897 года и до ее присоединения к  Японии в 1910 году. Япония до сих пор  остается империей.

     Помимо  традиционных империй, есть еще один класс империй – империи колониальные. Их создавали нормальные буржуазные нации. Колониальная империя - политическое предприятие, предполагающее коллективную эксплуатацию колониальных территорий в интересах нации, создавшей  такую империю. Одна из отличительных  особенностей колониальных империй - территориальная  разделенность колоний и метрополии. Колониальные империи создали Голландия, Англия, Франция. Есть и более сложные  случаи, скажем, Испания и Португалия. Это были вполне средневековые государства  создавшие традиционные империи, которые  вдохновлялись принципом религиозной  истины. В Испании и Португалии нации начали формироваться лишь на закате империи. Классические колониальные империи формировали собственную  мифологию, говорили о «бремени белого человека», который несет покоренным народам блага цивилизации. Но все эти построения не идут в сравнение с идейными комплексами универсальных империй.

     К началу ХХ века большая часть территории земного шара и большая часть  ее населения жили в имперских  границах. В течение века рассыпались  традиционные империи, рассыпались  империи колониальные. Сегодня можно  говорить об одной империи. Это - Китай. Имея в виду китайскую империю  надо оговориться: все те империи, о  которых мы говорили выше, принадлежит  региону монотеистических религий (христианству и исламу). Мир восточного синкрезиса, в котором доминирует Китай, имеет несколько иную природу. Китайская империя представляет собой особый случай и требует  отдельного изучения.

     Итак, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями  которых являются обширная территориальная  основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и  периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Политическая, идеологическая и территориальная  организация империй 

     2.1. Политическая и идеологическая организация общества в империи  

     Говоря  от имперском типе политической организации общества, Д.М. Фельдман выделил следующие его черты: «обширная территориальная основа; сильная централизованная власть; стремящиеся к экспансии элиты; асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; разнородный этнический, культурный и национальный состав; наличие общего политического проекта, стоящего как бы над интересами конкретных групп»19. Но анализ Д.М. Фельдмана имеет явно негативный налет, хотя и включает попытку предложить составные элементы империи как явления. Кроме того, весьма неясной остается характеристика отношений между центром и периферией как отношений асимметричного господства и подчинения. Между центром и регионами не может не быть отношений власти и подчинения. А что означает тогда «симметричное» господство и подчинение в этих отношениях? И для А.Рибера империи - это «государственные устройства, в которых одна этническая группа устанавливает и сохраняет контроль над другими этническими группами в границах определенной территории20.  

       С. Переслегин предложил следующие  черты империи:  

      - осознанная и отрефлектированная ассоциированность с одной из самостоятельных геополитических структур («Америка для американцев»);   

      - на ее территории существует один или несколько этносов, соотносящих себя с данным государством;  

      - хотя бы одним из этих этносов проявлена пассионарность (идентичность) в форме господствующей идеологии;  

      - у государства наличествует определенное место в мировой системе разделения труда;   

      - государство смогло сформировать собственную уникальную цивилизационную миссию, иными словами, оно способно ответить на вопрос, зачем оно существует21.

     Относя  к «обобщенным Империям» только США, Японию, Китай, приравнивая к  ним Европейский союз и Россию, С.Переслегин оперирует, как мы видим, только психолого-этническим, экономическим  и цивилизационным критериями, что  не может быть достаточным.

     М.Б. Смолин утверждает, что что империя - это высшее состояние государства, рождающееся из иерархии человеческих союзов (семьи, рода, сословия) и перерастающее свои национальные границы как проект государственного и культурного объединения для внешних народов22.

     Действительно, в состав империи бывают включенными  как завоеванные территории и  народы, так и те, кто добровольно  принял тот идеал человеческого  общества, которым живет сама империя. В империи как особой форме  государственно-территориальной организации, как ни в какой другой, присутствует сущность монархического начала в понимании  Л.А. Тихомирова - верховная власть нравственного идеала23.

     И.Л. Солоневич называл империю внутренним национальным миром24.

     Отсюда  совершенно особенное понимание  имперскости. Империализм как политическое и социально-экономическое явление  переоценивать задним числом нелепо, но ныне следует выделить в нем  и цивилизационную составляющую, говорящую о закономерности возникновения  империализма, о том, что связан он не только с капиталистическим способом производства, но и с достижение государством как таковым вершины  своего развития, со стремлением государства  перейти в новое качество.

     В правовом отношении империей исторически  является монархическое государство, главой которого является император. С  позиции сегодняшнего дня можно  выделить следующие признаки империи.

     1. Значительные размеры государственной  территории.

     2. Включение в территорию империи  территорий многих народов и  государств, порой с сохранением  на этих территориях не только  автономии, но даже ограниченной  государственности.

     3. Единое вероисповедание, ведущее  к существованию общего «национального  духа» и торжеству нравственного  идеала.

     4. Централизованная система органов  высшей государственной власти.

     5. Сохранение полиэтнического состава  и культурного разнообразия при  развитии общества.

Информация о работе Политическая, идеологическая и территориальная организация империй