Политическая, идеологическая и территориальная организация империй

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель курсовой работы – комплексный анализ империи как формы государства

Задачи исследования следующие:

- дать понятие форы государства;

- определит понятие и характерные черты империи;

- охарактеризовать политическую и идеологическую организацию общества в империи;

- изучить территориальную организацию империй.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

Глава 1. Общая характеристика империи как сложно-организованной формы государства ……………………………………….......5

1.1. Понятие форы государства ……………………………………………5

1.2. Понятие и характерные черты империи…………………………...11

Глава 2. Политическая, идеологическая и территориальная организация империй ……………………………………………………………15

2.1. Политическая и идеологическая организация общества в империи ……………………………………………………………………………15

2.2. Территориальная организация империй …………………………..22

Заключение ………………………………………………………………... 29

Библиографический список ……………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

империя.docx

— 70.56 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

     Введение  ……………………………………………………………………...3

     Глава 1. Общая характеристика империи как сложно-организованной  формы государства ……………………………………….......5

     1.1. Понятие форы государства  ……………………………………………5

     1.2. Понятие и характерные  черты империи…………………………...11

     Глава 2. Политическая, идеологическая и территориальная  организация империй  ……………………………………………………………15

     2.1. Политическая и  идеологическая организация  общества в империи  ……………………………………………………………………………15

     2.2. Территориальная  организация империй  …………………………..22

     Заключение ………………………………………………………………... 29

     Библиографический список ……………………………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  темы. Начало XXI века - уникальный период в развитии государств и народов: уточняются механизмы и модели международной интеграции, меняются тенденции экономического, политического и культурного взаимодействия. Едва ли не ключевую роль в этом процессе играет динамика единства и противоборства национального и интернационального, особенного и общего. «Понятие Государства-Нации, по-разному интерпретируемое правителями и народами, становится настоящим пятым всадником Апокалипсиса, которого не предвидел святой Иоанн», - пишет Ж.Бодсон1. При том, что есть в таком подходе и поэтический, и правовой смысл, большая территория получает порой особую государственно-территориальную организацию, при которой единство и взаимосвязь отдельных составных частей государства как территориальной системы обеспечивается с сохранением и даже развитием уникальных (фактически противоречащих системе, внесистемных) элементов.

     Внешние различия в правовом статусе или  организации внутреннего устройства элементов такой системы столь  значительны, что формально делают саму систему неустойчивой и случайной. Жизнь, однако, часто опровергает  эти опасения. Речь идет об империи.

     Еще во второй половине 90-х проблематика империи многим представлялась утратившей актуальность. Однако в последние  годы она зазвучала по новому. Сказалось  изменение общественных настроений, тут и ностальгия по золотым годам  брежневского застоя, и существенные подвижки в заявляемых элитой идеологических конструкциях. Акцент на революционных  преобразованиях 1991 года и разрыве  с советской эпохой сменился акцентом на континуитете дореволюционного, советского и постсоветского периодов.

     С самой высокой трибуны нам  объяснили, что распад СССР был геополитической  катастрофой. Идеологи из либерального лагеря выдвигают лозунг «либеральной империи». Издается серия монографий под многозначительным названием «Имперское мышление».

     Есть  все основания считать, что сегодня  в России возрождаются имперские  амбиции с элементами этнического  национализма, что представляет определенную опасность для дальнейшего развития страны.

     Здесь возникает целый пакет проблем: Что такое империя и что  такое национальное государство? Как  соотносятся народ, созидающий и  воспроизводящие империю, и нация? Чем империя как форма государственности  отличается от национального государства? Справедливо ли утверждение о  том, что распад империй - исторически  закономерный и необратимый процесс? Располагает ли имперская модель ресурсами дальнейшего исторического  развития? Как соотносятся процессы глобализации и имперская модель интеграции больших пространств?

     Итак, цель курсовой работы – комплексный анализ империи как формы государства

     Задачи исследования следующие:

     - дать понятие форы государства;

     - определит понятие и характерные  черты империи;

     - охарактеризовать политическую  и идеологическую организацию  общества в империи;

     - изучить территориальную организацию  империй.

     Научной основой курсовой работы являются научные труды следующих российских ученых: Н.И. Грачева, В.И. Колесникова, С.В. Красильникова, Т.Л. Мигуновой, В.С. Нерсесянца, С. Переслегина, А. Рибера, Г.Ю. Семигина, М. Смолина, В.П. Тимошенко, Л.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина и др.

     Методологическую  основу курсовой работы составляют диалектический метод научного познания, общенаучные и частнонаучные методы теоретического анализа, такие как логический, исторический, сравнительно-правовой, социологический, системно-структурный. 
 

      

     Глава 1. Общая характеристика империи как сложно-организованной формы государства

     1.1. Понятие форы государства  

     Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались  попытки определить понятие государства, однако и до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

     В современной отечественной юридической  литературе понятие государства определяется чаще всего через его следующие признаки, (составляющие политико-юридическую характеристику государства): 2

     - Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.

     - Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей. Но не только население разделяется по территориальному признаку, но и сама государственная власть организуется на основе этого  признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы осуществления своих полномочий и управляют  определенными административно-территориальными единицами.

     - Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в своей деятельности, ее полноправие в жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

     - Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

     - Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

     С учетом перечисленных признаков  государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

     Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно  активно функционировало, чтобы  качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко  организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства  есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал  свой жизненный строй, чтобы он умел - именно так - организоваться, чтобы  он уважал законы этого строя и  вкладывал свою волю в эту организацию»3.

     Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между  собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

     Форма государства - это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления  государственной власти и ее взаимодействие с населением4.

     На  протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя  самое основное в формах государства. В теоретическом осмыслении государственного устройства особое место занимает характеристика формы правления, поскольку именно по форме правления определяют, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе. Еще в Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации государственной власти. Например, один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им выделялись и рассматривались «законная монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия5.

     О многообразии форм государства говорил  и Аристотель - ученик Платона и  одновременно его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью  в государстве, Аристотель определял  ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как  монархию, аристократию и политию, или  умеренную демократию. Эти формы  государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась  общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко  искажаться и превращаться в соответствующие  «неправильные» формы - тиранию, олигархию  или охлократию. «Неправильные» формы  использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях6.

     Цицерон, например, выделял в зависимости  от числа правителей три простые  формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, а также народную власть - демократию) и смешанную форму7.

     В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки  обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и  предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления.

     В настоящее время в юридической  и политологической литературе классификация  формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация  и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические  или авторитарные методы государственного правления).

     Некоторые авторы, например, помимо названных  элементов, выделяют следующие формы  государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент - отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая)8. При этом под монократической формой государства понимают такое государство, при котором государственная власть характеризуется высокой степенью централизации в руках одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар). Ни разделение властей, ни подлинная автономия в территориально-политическом устройстве, ни реальное местное самоуправление при такой форме не допускаются. В государственном режиме доминируют авторитарные методы управления9.

     Сегментарная  государственная форма предполагает определенное разделение полномочий между  различными институтами государственной  власти по управлению обществом. Эта  форма характеризуется наличием конституции и парламента, провозглашаются  и отчасти осуществляются демократические  права и свободы, признается разделение властей, определенная степень местного самоуправления. Сегментарная форма  государства существует в таких  странах, как Венесуэла, Египет, Иордания, Марокко и др.

     Поликратическая государственная форма характеризуется  демократическими правовыми методами управления обществом, гарантиями основных прав и свобод личности, разделением  властей, системой взаимных сдержек  и противовесов, значительной степенью автономии административно-территориальных  единиц и субъектов федерации (там, где она существует), наличием самостоятельных  органов местного самоуправления. Это  такие развитые страны, как США, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония, и др.10

     Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели  к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция - требование молодой буржуазии, монархия - уступка феодалам.11

Информация о работе Политическая, идеологическая и территориальная организация империй