Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа
Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государство, другими индивидами.
Введение 3
1. История идеи прав человека 5
2. Три поколения прав человека 11
Заключение 21
Список литературы
Вместе с тем, права второго поколения предполагают, совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно "классическим" либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие "правила игры" касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению "права на достойную жизнь" коренным образом меняло эту схему. С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства).
Право на достойную жизнь пробивало дорогу к признанию в острой борьбе, и в основе этой борьбы лежали не только "эгоистические" классовые интересы, но и разные представления о праве.
В конечном итоге права второго поколения получили признание, в частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят больше относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" указывает, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".
Осуществление прав второго поколения зависит, с одной стороны, от наличия материальных ресурсов, с другой - от изменчивого баланса разных точек зрения относительно приемлемых масштабов перераспределения. Известный польский правозащитник Марек Новицкий справедливо рассматривает социальные права как результат общественного договора, подчеркивая, что "это все делается на наши деньги, и это наше дело, сколько денег мы отдадим государству, чтобы оно нам что-то гарантировало, а какой частью хотим распоряжаться сами".
Второе поколение прав человека называют ещё системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и иных форм деятельности государства по их обеспечению.
Таким образом, обеспечение прав второго поколения требует иной, по сравнению с первым поколением, стратегии не только от государства, но и от правозащитных организаций: объем их реализации может быть предметом "переговоров" государства с налогоплательщиками.
Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества - правами человека, правами народов, правами нации, правами общности и ассоциации.
К солидарным (коллективным) правам относятся:
-право на мир;
-право
народа на существование,
-право на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами;
-право на благоприятную окружающую среду;
-право
на равноправие с другими
-право
пользоваться экономическим и
культурным потенциалом
Речь идет о тех правах личности, которые не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-либо общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам личности отведено ведущее место (право на солидарность, право на международное общение и др.).
Коллективные права основаны на солидарности людей, впервые обозначены документами, принятыми под эгидой ООН в 80-е годы 20 ст.
Становление
третьего поколения прав человека (права
человека - часть прав человечества)
связано с национально-
В
настоящее время ведутся
В литературе можно встретить разные точки зрения относительно специфики третьего поколения прав. Иногда их определяют как "права солидарности", т.е. права, которыми индивиды обладают коллективно, в силу своей принадлежности к определенной группе. Иногда права третьего поколения рассматривают как коллективные права, т. е. такие, которые могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью, нацией.
В действительности права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые "неотчуждаемые" коллективные "права народов", к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права.
С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.
Между двумя первыми и третьим поколениями прав человека имеется взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ущемлять права и свободы личности.
Хотя многие из этих прав уже нашли отражение в международном праве, вокруг них в разных политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают как страны "третьего мира", рассматривающие, к примеру, право на развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие от их лица интеллектуалы. Таким образом, в центре этих споров оказываются, с одной стороны, проблемы "догоняющей модернизации", а с другой - заботы постмодернистского общества, обеспокоенного сохранением и "равным признанием" идентичности. Еще более гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает проблематичной возможность достижения согласия на уровне интерпретации и обоснования принципов.
Заключение
В настоящее время в истории признания прав человека еще не поставлена последняя точка. Институт прав человека чрезвычайно динамичен и чутко реагирует на происходящие в обществах изменения. Наблюдается тенденция формирования четвертого поколения прав человека.
В последнее время учёные все чаще говорят о появлении четвертого поколения права.
"Первое
поколение" прав человека (конец
XVIII века) - это этап юридического
провозглашения тех прав и
свобод, которые вытекают из особого
достоинства человека и
"Первым поколением" прав человека принято считать гражданские и политические права. Данные права в целом противостоят государству, от которого требуется, чтобы права и свободы уважались, а также принятия поведения воздержания. Гражданские и политические права были завоёваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также США, которые были отражены, как указывалось выше, во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина, Декларации независимости США.
"Второе
поколение прав" человека связано
с процессом социализации
"Третье поколение прав" связано
с интернализацией. Это "права
солидарности", которые характеризуются,
как правило, следующими
-они
вводят человеческое измерение
в те области, где оно
-для
их реализации необходимо, чтобы
они были противопоставлены
-могут быть реализованы только при условии всех участников социального действия индивида, государства, различных социальных обществ на национальном и международном уровне.
В конце XX века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности
С философской точки зрения права человека - это универсальные моральные права, которые не зависят от конкретных обстоятельств и присущи любому человеку в любой ситуации, как необходимые и минимальные компоненты человеческого достоинства.
К четвёртому поколению прав относятся:
-право на жизнь;
-уважение
духовного и нравственного
-запрет
пыток и бесчеловечного
-права на творчество;
-право выбора ;
свобода совести и вероисповедания ;
-право на духовное образование и воспитание и пр.
Духовно-нравственные права и
свободы человека и гражданина
несут в себе ценности
Провозглашённые духовно-