Поколения прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государство, другими индивидами.

Содержание

Введение 3
1. История идеи прав человека 5
2. Три поколения прав человека 11
Заключение 21
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

    Вместе  с тем, права второго поколения  предполагают, совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно "классическим" либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие "правила игры" касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению "права на достойную жизнь" коренным образом меняло эту схему. С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства).

    Право на достойную жизнь пробивало дорогу к признанию в острой борьбе, и в основе этой борьбы лежали не только "эгоистические" классовые интересы, но и разные представления о праве.

    В конечном итоге права второго  поколения получили признание, в  частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят больше относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" указывает, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".

    Осуществление прав второго поколения зависит, с одной стороны, от наличия материальных ресурсов, с другой - от изменчивого  баланса разных точек зрения относительно приемлемых масштабов перераспределения. Известный польский правозащитник Марек Новицкий справедливо рассматривает социальные права как результат общественного договора, подчеркивая, что "это все делается на наши деньги, и это наше дело, сколько денег мы отдадим государству, чтобы оно нам что-то гарантировало, а какой частью хотим распоряжаться сами".

    Второе  поколение прав человека называют ещё  системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и иных форм деятельности государства по их обеспечению.

    Таким образом, обеспечение прав второго поколения требует иной, по сравнению с первым поколением, стратегии не только от государства, но и от правозащитных организаций: объем их реализации может быть предметом "переговоров" государства с налогоплательщиками.

    Третье  поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества - правами человека, правами народов, правами нации, правами общности и ассоциации.

    К солидарным (коллективным) правам относятся:

    -право  на мир;

    -право  народа на существование, безопасность, независимость, на самоопределение,  на социальное и экономическое  развитие;

    -право  на суверенитет над своими  естественными богатствами и  природными ресурсами;

    -право  на благоприятную окружающую  среду; 

    -право  на равноправие с другими народами ;

    -право  пользоваться экономическим и  культурным потенциалом человечества, как человека, так и человечества  в целом. 

    Речь  идет о тех правах личности, которые  не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-либо общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам личности отведено ведущее место (право на солидарность, право на международное общение и др.).

    Коллективные права основаны на солидарности людей, впервые обозначены документами, принятыми под эгидой ООН в 80-е годы 20 ст.

    Становление третьего поколения прав человека (права  человека - часть прав человечества) связано с национально-освободительным  движением развивающихся стран, а также с обострением глобальных мировых проблем после второй мировой войны. Последние вызвали интернационализацию юридических формулировок прав человека, создание международных (либо континентальных) пактов о правах человека, законодательное сотрудничество стран в вопросах о правах человека, приобретение наднационального характера законодательств (особенно конституционных) тех государств, которые подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообщества правовых государств.

    В настоящее время ведутся дискуссии  о признании третьего поколения  прав человека. Права этой новой  группы довольно разнородны, в силу чего в литературе по-разному объясняется их специфика, а дискуссии, связанные с их признанием, ведутся в разных плоскостях

    В литературе можно встретить разные точки зрения относительно специфики  третьего поколения прав. Иногда их определяют как "права солидарности", т.е. права, которыми индивиды обладают коллективно, в силу своей принадлежности к определенной группе. Иногда права третьего поколения рассматривают как коллективные права, т. е. такие, которые могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью, нацией.

    В действительности права, относимые  к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые "неотчуждаемые" коллективные "права  народов", к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права.

    С другой стороны, к третьему поколению  относят специальные права так  называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических  или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.

    Между двумя первыми и третьим поколениями прав человека имеется взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ущемлять права и свободы личности.

    Хотя  многие из этих прав уже нашли отражение  в международном праве, вокруг них в разных политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают как страны "третьего мира", рассматривающие, к примеру, право на развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие от их лица интеллектуалы. Таким образом, в центре этих споров оказываются, с одной стороны, проблемы "догоняющей модернизации", а с другой - заботы постмодернистского общества, обеспокоенного сохранением и "равным признанием" идентичности. Еще более гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает проблематичной возможность достижения согласия на уровне интерпретации и обоснования принципов.

 

    Заключение

    В настоящее время в истории признания прав человека еще не поставлена последняя точка. Институт прав человека чрезвычайно динамичен и чутко реагирует на происходящие в обществах изменения. Наблюдается тенденция формирования четвертого поколения прав человека.

    В последнее время учёные все чаще говорят о появлении четвертого поколения права.

    "Первое  поколение" прав человека (конец  XVIII века) - это этап юридического  провозглашения тех прав и  свобод, которые вытекают из особого  достоинства человека и гражданина  в правовом государстве. Цель их: обеспечить свободу, то есть позволить людям освободиться от стеснений и ограничений старого феодального порядка. Эти права являются атрибутами человеческой личности.

    "Первым  поколением" прав человека принято  считать гражданские и политические права. Данные права в целом противостоят государству, от которого требуется, чтобы права и свободы уважались, а также принятия поведения воздержания. Гражданские и политические права были завоёваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также США, которые были отражены, как указывалось выше, во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина, Декларации независимости США.

    "Второе  поколение прав" человека связано  с процессом социализации общества. Это конец XIX - начало XX столетия. Здесь речь идёт о правах и свободах, реализуемых при помощи государства. Их называют права-поручения к государству, которые у него для реализации должны быть истребованы. Эти права по своей природе позволяют людям стать равными. По содержанию это экономические, социальные и культурные права и свободы или так называемые права равенства. Прежде всего, к ним относятся право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: прав на пособие по безработице и пенсию и др.

     "Третье поколение прав" связано  с интернализацией. Это "права  солидарности", которые характеризуются,  как правило, следующими параметрами: 

    -они  вводят человеческое измерение  в те области, где оно отсутствовало,  такие как ,мир, развитие, гуманитарная помощь в случае бедствия, окружающая среда, общее наследие человечества и т.д.;

    -для  их реализации необходимо, чтобы  они были противопоставлены государству  и требовали бы от него их  реализации;

    -могут  быть реализованы только при  условии всех участников социального действия индивида, государства, различных социальных обществ на национальном и международном уровне.

    В конце XX века в России было открыто  четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и  гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности

    С философской точки зрения права  человека - это универсальные моральные  права, которые не зависят от конкретных обстоятельств и присущи любому человеку в любой ситуации, как  необходимые и минимальные компоненты человеческого достоинства.

      К четвёртому поколению прав  относятся: 

    -право  на жизнь; 

    -уважение  духовного и нравственного достоинства  человека;

    -запрет  пыток и бесчеловечного обращения;

    -права  на творчество;

    -право  выбора ;

    свобода совести и вероисповедания ;

    -право  на духовное образование и  воспитание и пр.

      Духовно-нравственные права и  свободы человека и гражданина  несут в себе ценности автономии  человеческого духа, души и тела, которые являются естественными  правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.

      Провозглашённые духовно-нравственные  права и свободы человека и  гражданина не умаляют религиозные  учения о достоинстве, свободе  и правах человека, а наоборот  дополняют их. Основу духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с религиозными учениями о человеке.

Информация о работе Поколения прав человека