Планирование и прогнозирование развития законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:20, реферат

Описание работы

Стоило выбрать эту тему потому что в данный момент времени она довольно актуальна. Эта тема может помочь получше разобраться в правотворчестве.
В этой работе исследуются виды планирования и прогнозирования, их методы, принципы,факторы, а также порядок планирования законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Прогнозирование………………………………………………………4
а) Принципы прогнозирования……………………………………….6
б) Требования к прогнозированию…………………………………...8
в) План прогнозирования……………………………………………..10
г) Методы прогнозирования…………………………………………..11
Планирование………………………………………………………….12
а) Виды планирования, факторы законодательной деятельности….13
б) Виды планирования. Стадии планирования……………………...17
Заключение…………………………………………………………….19
Список используемых источников……

Работа содержит 1 файл

Прогнозирование и планирование развития законодательства.docx

— 42.20 Кб (Скачать)

Есть ещё долгосрочное комплексное планирование. Характерной чертой такого планирования является то, что они включают в себя подготовку наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, как правило, глубокие исследования, проводимые в различных областях : экономика, социология, право и др [1,c. 8].

Имеются также определённые факторы законодательной деятельности. Объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся  те факторы, которые не зависят от законодательного процесса , и в  результате взаимодействия которых  возникает проблемная ситуация, требующая  правового регулирования. Эти факторы  возбуждают деятельность законодателя и определяют её конкретные направления. К ним относятся :

-экономический

-политико-правовой

-экологический

-демографический

-социокультурный.

К субъективным факторам относятся  те факторы, от которых зависит способность  субъекта (законотворческого органа) воспринимать проблемную ситуацию, требующую  вмешательства законодателя, и разрешения её путём издания нормативно-правового  акта. Среди них выделяются обеспечивающие:

-программирующий (планирование и прогнозирование развития законотворчества)

-информационный

-организационный

-научный

личностные:

-квалификация

-уровень профессиональной подготовки

-компетентность

-моральные качества

а также :

-политико-правовые

-ценностные

-идеологические установки лиц – участников законотворческой деятельности (депутатов) [1,c. 9-10].

В настоящее время роль обеспечивающих факторов явно недооценивается  в законотворческой практике. Между  тем такой элемент как планирование развития законодательства позволяет  оптимальным образом организовать законодательную деятельность, создаёт предпосылки и необходимые условия для эффективного действия других обеспечивающих, в первую очередь научного и информационного.

В процессе планирования законоподготовительных работ можно максимально учесть системообразующие генетические, структурные и функциональные (системоприобретённые ) связи системы законодательства и целенаправленно воздействовать на систему законодательства в процессе правотворчества, повышать её внутреннюю согласованность. [1,c.10-11]

Одной из важных проблем  планирования развития законодательства является определение оптимальных  сроков планов законоподготовительных работ, которые зависят от целей и задач, решение которых призван обеспечить тот или иной план в каждом конкретном случае. Если план призван обеспечить организацию текущей деятельности правотворческого органа, то, как правило, срок, на который рассчитан такой план, не превышает одного года. Перспективное планирование развития законодательства на срок от 3 до 5 лет вызывается чаще всего необходимостью правового обеспечения программ  социально-экономического развития. Перспективное планирование может быть вызвано также необходимостью проведения крупных правовых реформ, которые могут быть обусловлены:

а) потребность проведения систематизации, кодификации в различных отраслях и институтах законодательства;

б) потребностью приведения законодательства в соответствие с принимаемыми Конституциями.

В работе Леванова С.Ю. «Планирование развития законодательства» предлагается решение. Предлагается готовить и принимать планы развития законодательства на 3-х летний период с последующей их корректировкой (конкретизацией) в планах, принимаемых на один год. Важно, чтобы такое планирование осуществлялось непрерывно ,что внесло бы элемент стабильности в нормотворческую деятельность , способствовало бы большей организованности в этой сфере [1,c.11-12]. 

     б) Виды планирования. Стадии планирования

По объекту планирования все планы подразделяются на :

а) планы подготовки нормативных правовых актов;

б) планы совершенствования ранее издаваемых актов;

в) планы, предусматривающие подготовку как новых нормативных актов, так и совершенствование ранее изданных.

По содержанию все планы  можно подразделить на :

-узко-тематические  (в них включается подготовка проектов нормативных актов и предложений, направленных на совершенствование одной отрасли (института) законодательства);

-комплексные (включают в себя подготовку проектов, относящихся к различным отраслям законодательства) [1,c.12].

Использование  в правотворчестве  такого инструмента как планирование позволяет своевременно подготовить  нормативные акты и приблизить процесс  нормотворчества  к  потребностям общественной жизни. Однако в настоящее  время в некоторых странах  осуществляется только лишь краткосрочное  планирование законодательных работ (на 1 год),что в значительной степени  обедняет возможности планирования в создании компактной и внутренне  согласованной системы законодательства. В связи с этим, в работе обосновывается необходимость и условия подготовки перспективного плана развития законодательства ( до 3 лет) , задания которого могли  бы, по мере готовности, включаться в содержание одногодичных планов [1,c.13].

Планирование можно разделить  на две взаимосвязанные стадии :

а) предплановая;

б) планирование.

Выделение предплановой стадии связано с тем, что принятию решения о подготовке комплексного плана законоподготовительных работ на перспективу должна предшествовать разработка стратегии развития законодательства, которая базируется на прогнозах социально-экономического развития и развития правовой системы.

Стадия планирования включает в себя следующие этапы:

-принятие решения проекта плана;

-публикация проекта плана;

-утверждение плана [1,c.13].

 

 

                                        Заключение

Научное обеспечение планирования подготовки нормативных правовых актов  включает в себя несколько этапов:

  1. прогнозирование развития законодательства на ближайшую и отдалённую перспективу;
  2. выработка законодательной стратегии;
  3. участие учёных и широкой общественности в подготовке и обсуждении проектов планов нормотворческих работ.

Участие учёных и широкой  общественности в процессе реализации плана может осуществляться в  двух основных формах:

  1. помощь непосредственным исполнителям, работающим над проектом;
  2. подготовка самостоятельных (альтернативных) проектов нормативных актов.

Научное обеспечение процесса подготовки, принятия и реализации плана позволяет выбрать меры, направленные на устранение множественности  нормативных актов, ликвидацию пробелов, учесть системообразующие генетические, структурные и функциональные связи системы законодательства.  Таким образом, научное обеспечение планирования  и прогнозирования развития законодательства позволяет последнему быть средством повышения системности и внутренней согласованности законодательства.

В некоторых странах ряд  факторов  препятствует подготовке перспективного плана развития законодательства в современных условиях:

  1. отсутствие долговременных прогностических исследований в различных сферах жизнедеятельности общества, а также развития самого законодательства;
  2. отсутствие программы законоподготовительных работ.

Вместе с тем, в условиях относительной политической стабильности , появляется возможность проведения необходимых прогностических исследований , разработки на их основе стратегии  развития законодательства (хотя бы на пять лет) , которая должна найти  своё воплощение в программе развития законодательства.

В основание такой программы  должны быть положены:

    1. утверждённые государством показатели социально-экономического развития на ближайшие пять лет;
    2. многовекторная внешняя политика государства с её приоритетами на интеграцию с государствами;
    3. необходимость приведения всей системы законодательства  с Конституцией.

Чаще всего основополагающим, ведущим фактором является последний. Два первых фактора при изучении их воздействия на развитие системы  законодательства должны всегда соотноситься с третьим. Это связано с тем, что все изменения в системе  законодательства должны проходить  под знаком соответствия положениям и нормам Конституции.

На основе такой программы  появляется возможность подготовить  перспективный (на три года) план развития законодательства ,задания которого, по мере готовности, могли бы составлять (включаться) содержание текущих планов законоподготовительных работ (годовых).

Наиболее распространенными  формами планирования являются:

    1. планирование на уровне законодательного органа;
    2. планирование на уровне Правительства;
    3. Планирование ведомственного нормотворчества.

В Республике Беларусь  настоящее  время, существует потребность в  планировании подготовки нормативных  правовых актов местных Советов  депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Такое планирование может осуществляться в двух формах:

    1. путём подготовки плана, в котором определяется круг проектов, необходимость которых диктуется планами развития законодательства, правительственных и ведомственных актов;
    2. путём подготовки плана, в котором определяется круг проектов, разрабатываемых по инициативе соответствующего местного Совета, его исполнительных и распорядительных органов, для решения вопросов, относящихся к общей компетенции. Возможно появление межгосударственных  планов согласования развития законодательства. Такие планы будут способствовать решению общих региональных проблем по вопросам экологии, экономических отношений, борьбы с организованной преступностью и т.д.

Для выявления круга отношений , возникающих в процессе планирования законоподготовительных работ, выделяются этапы планирования:

  1. принятие решения о подготовке плана;
  2. подача предложений к проекту плана;
  3. подготовка и утверждение проекта плана;
  4. публикация проекта плана;
  5. утверждение плана.

Содержание каждого из установленных этапов планирования образуют отношения , требующие правовой регламентации. Круг отношений, возникающих  на каждом этапе планирования, может  быть зафиксирован и урегулирован в  Законе о нормативных  правовых актах. Выявление этапов планирования развития законодательства позволило установить круг взаимосвязанных мер (действий) и их очерёдность (сменяемость во времени) в процессе подготовки и  утверждения плана. 

              Список используемых источников

1.Леванов С.Ю. Автореферат   «Планирование развития законодательства»  / Гродненский государственный университет им. Я. Купалы. – Гродно, 1999.[c. 7-16].

2.Электронная энциклопедия  [Электронный источник]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. – Дата доступа : 22.11.2011.

3.Электронная энциклопедия [Электронная энциклопедия]. - Режим доступа http://ru.wikipedia.org. – Дата доступа: 22.11.2011.

4. Ломтева В.С. Статья «Прогнозирование в правотворчестве и правоприменении» / М.:РПА МЮ РФ, 2006 . - [с. 12-13].

5. «Практические аспекты прогнозирования законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм» / Радченко В.И., Иванюк О.А., Плюгина И.В., Цирин А.М., Чернобель Г.Т. // Журнал российского права. N 8, 2008.


Информация о работе Планирование и прогнозирование развития законодательства