Планирование и прогнозирование развития законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:20, реферат

Описание работы

Стоило выбрать эту тему потому что в данный момент времени она довольно актуальна. Эта тема может помочь получше разобраться в правотворчестве.
В этой работе исследуются виды планирования и прогнозирования, их методы, принципы,факторы, а также порядок планирования законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Прогнозирование………………………………………………………4
а) Принципы прогнозирования……………………………………….6
б) Требования к прогнозированию…………………………………...8
в) План прогнозирования……………………………………………..10
г) Методы прогнозирования…………………………………………..11
Планирование………………………………………………………….12
а) Виды планирования, факторы законодательной деятельности….13
б) Виды планирования. Стадии планирования……………………...17
Заключение…………………………………………………………….19
Список используемых источников……

Работа содержит 1 файл

Прогнозирование и планирование развития законодательства.docx

— 42.20 Кб (Скачать)

 

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Факультет управления

Кафедра теории и истории  государства и права

Специальность: Государственное управление и право

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Теория государства  и права

на тему: Планирование и  прогнозирование развития законодательства

 

 

Студент

1 курс, ГУП-1    _____________   В.В.Бычко

Руководитель

____________   _____________   ____________

 

 

 

Минск 2011

                                       

 

                                                   Содержание

Введение………………………………………………………………..3

  1. Прогнозирование………………………………………………………4

          а) Принципы прогнозирования……………………………………….6

б) Требования к  прогнозированию…………………………………...8

в) План прогнозирования……………………………………………..10

г) Методы прогнозирования…………………………………………..11

  1. Планирование………………………………………………………….12

а) Виды планирования, факторы  законодательной деятельности….13

б) Виды планирования. Стадии планирования……………………...17

Заключение…………………………………………………………….19

Список используемых источников…………………………………...22

 

 

                                    Введение

Выбранная тема «Планирование и прогнозирование развития законодательства » представляется довольно интересной. Изучение этой темы позволяет понять, для чего нужно планирование и прогнозирование законодательства. Какую роль они играют в правотворчестве.

Стоило выбрать эту тему потому что в данный момент времени она довольно актуальна. Эта тема может помочь получше разобраться в правотворчестве.

В этой работе исследуются  виды планирования и прогнозирования, их методы, принципы,факторы, а также порядок планирования законодательства.

Основной упор в работе следует сделать на планирование. Так как оно является важным составляющим правотворчества.

Так как тема звучит «Планирование  и прогнозирование развития законодательства» будет уместным начать с определения понятий «прогноз», «прогнозирование» и «планирование».

 

                                       1.Прогнозирование

Прогноз (от греч. πρόγνωσις  — предвидение, предсказание) —  предсказание будущего с помощью  научных методов, а также сам  результат предсказания.

Прогноз — это вероятностное  суждение о будущем состоянии  объекта исследования (последнее  научное определение).

Прогноз — это научная  модель будущего события, явлений и  т.п.

Прогноз - это расчет неизвестного экономического показателя по заданным факторам на основании модели.

Прогнозирование, разработка прогноза  в узком значении —  специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса.

Прогнозы делятся на :

по срокам:

-краткосрочные;

-среднесрочные;

          -долгосрочные;

-дальнесрочные.

По масштабу:

-личные;

- на уровне предприятия (организации);

-местные;

-региональные;

- отраслевые;

-мировые (глобальные).

К основным методам  прогнозирования относятся:

-Статистические методы (Стати́стика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных. Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов:

-массовые статистические наблюдения;

-метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод;

-метод графических изображений;

- другие методы анализа статистических данных);

-Экспертные оценки  ( Экспертное оценивание — процедура получения       оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. Данный метод можно рекомендовать для получения качественных оценок, ранжирования – например для сравнения нескольких проектов по их степени соответствия заданному критерию);

-Моделирование ( В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по:

- характеру моделей, по характеру моделируемых объектов;

- по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д) [2].

 

                              а) Принципы прогнозирования

- научность (означает всесторонний анализ закономерностей развития теории права с использованием всего арсенала теоретических и эмпирических методов научного познания)

-законность (базовым принципом теории и практики прогнозирования в правотворчестве и отражает идею законодателя исключить возможность нелегитимного принятия норм права и их применения в ущерб основным правам, свободам и законным интересам граждан)

- конституционализм (образование, формирование и деятельность

законодательных и  исполнительных органов государственной  власти субъектов их полномочия и  ответственность, порядок взаимодействия между собой и с органами государственной  власти основываются исключительно  на Конституции ориентирован на приоритетное обеспечение конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина)

- верховенство  закона (основывается на положениях конституционализма, закрепляет приоритет законодательства как методологической базы правового регулирования и является безальтернативной доминантой по отношению к целесообразности нормативной правовой регламентации)

-гласность (отражает положение, согласно которому деятельность законодательных органов являются открытой и доступной для ознакомления.)

- коллегиальности (означает, что при принятии законов учитывается большинство или определенное количество голосов)

- политического  плюрализма (предполагает, что в качестве депутатов законодательных органов как основных субъектов законодательной инициативы могут быть избраны представители любых легитимных политических партий и общественно политических движений, преодолевшие избирательный барьер, а также выполнившие иные требования законодательства о выборах. Данный принцип отражает наличие множества политических мнений относительно обсуждаемого проекта закона среди депутатов как представителей политических партий и общественных движений, которые, будучи конституционно правовым элементом структуры гражданского общества, оказывают соответствующее влияние на деятельность парламента.)

-плановость (обеспечивает возможность заблаговременно определить степень необходимости принятия той или иной нормы права, наиболее эффективно организовать всестороннее рассмотрение всех вариантов законопроектов, позволяет придать законодательному процессу такие качества, как равномерность и упорядоченность, устранить, с одной стороны, угрозу отставания в правовом регулировании, а с другой – угрозу преждевременного принятия нормативных правовых актов, реализация которых по тем или иным причинам затруднена либо невозможна)

- эффективность (способствует достижению целей правотворчества путем минимизации затратного механизма (стоимостные или иные ресурсы),а главное, достижению социального эффекта от принятия и реализации нормативного правового акта) [4, с. 12-13].

 

                            б) Требования к прогнозированию

1) должны быть исследованы  возможные варианты развития  прогнозируемого объекта (отрасли  права, системы нормативных правовых  актов либо отдельного закона) с целью определения наиболее  оптимального решения;

2) должен быть сделан  опирающийся на фактические и  эмпирические данные расчет позитивных  и негативных последствий решения  проблемы по каждому из возможных  вариантов;

3) необходимо учитывать,  что изменение сложившегося правового  регулирования не только решает  определенные проблемы, но и нередко  связано с появлением определенных  отрицательных моментов. В связи  с этим неотъемлемой частью  прогноза является прогнозирование  эффективности решения, предлагаемого  авторами прогноза;

4) поскольку на результаты  прогнозирования оказывают влияние  взгляды разработчиков прогноза, для объективной оценки его  результатов необходимо привлечение  независимых экспертов;

5) в тех случаях, когда  объект прогнозирования затрагивает  интересы широких слоев населения  либо касается жизненно важных  областей экономики и политики, частью материалов прогнозирования  должно стать изучение общественного  мнения;

6) существенным элементом  прогноза должна стать проверка  предлагаемого законодательного  решения на коррупциогенность, а также на полноту регулирования с целью недопущения пробелов в законе.

Перечисленные выше позиции  должны являться обязательными правилами  при составлении прогноза.

Прогнозирование должно опираться  на мониторинг действующих правовых норм, что необходимо для сохранения оправдавших себя на практике правовых конструкций. Одновременно он является важнейшим определителем сфер правового регулирования, требующих нового правового решения. Мониторинг вскрывает недостатки, прогноз предлагает пути их устранения. Юридический прогноз не является "вещью в себе". Предмет прогнозирования связан со смежными секторами правового поля, взаимосвязь с которыми должна учитываться при составлении прогноза.

В отличие от пояснительных  записок, прилагаемых к законопроектам и отражающих безальтернативную  точку зрения их авторов, прогноз  содержит анализ различных вариантов  законодательного решения проблемы и обосновывает вероятную эффективность каждого варианта [5].

 

                           в) План прогнозирования:

а) определение оптимально полного перечня фактографических данных об объекте прогнозирования;

б) установление источников информации, содержащих в себе данные об объекте прогнозирования (данные правового мониторинга, универсальные  и специализированные базы данных о  законодательстве и правоприменительной  практике, например: данные судебных органов  и органов исполнительной власти, электронных справочных правовых систем, налоговых органов, средств массовой информации, статистической информации и др.);

в) анализ и оценка (участниками  рабочей группы или экспертами) полученных данных (количественных, качественных) об объекте прогнозирования в  соответствии с прогностической целью [5].

 

                       г) Методы прогнозирования

- статистический метод (определяет совокупность приемов обработки количественной информации об объекте прогнозирования по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязей характеристик с целью получения прогнозных моделей);

- экстраполяция ( является важным исследовательским методом и характеризуется перенесением прошлого и настоящего состояния исследуемого объекта на его будущее состояние);

- метод сравнительного правоведения (целесообразно использовать для определения динамики регулирования общественных отношений на национальном уровне с учетом соответствующих практик зарубежных государств в том случае, если предмет прогнозирования имеет там развитое правовое регулирование).

Уточнение прогноза является необязательным элементом процесса прогнозирования [5].

 

 

 

 

                                      2.Планирование

Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:

-постановка целей и задач;

-составление программы действий;

-выявление необходимых ресурсов и их источников;

-определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.

Планирование — оптимальное  распределение ресурсов для достижения поставленной цели.

С  управленческих позиций  планирование – важнейшая базовая  функция, которая определяет цели системы  и способы их достижения. Основное воздействие на объект управления осуществляется именно через планирование [3].

 

     а) Виды планирования, факторы законодательной деятельности

Планирование  (в особенности  перспективное, т. е. на 3 – 5 лет) законоподготовительных работ , нацеленное на совершенствование практически всей системы законодательства , зарекомендовало себя в качестве инструмента, позволяющего решать задачи повышения качества принимаемых законов и других нормативных актов, сократить сроки их подготовки, более организованно проводить упорядочение законодательства. Также перспективное (на 3 – 5 лет) планирование законоподготовительных работ возможно лишь в условиях определённой политической и социально-экономической стабильности [1,c.7].

Информация о работе Планирование и прогнозирование развития законодательства