Первобытное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Государство — общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. Поскольку оно возникает повсеместно в период смены родоплеменных связей людей в обществе вещными, обменными отношениями, можно предположить, что факторы, разлагавшие первобытнообщинный строй, были одновременно и предпосылками формирования государства. Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ



ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО



1.1. Характеристика первобытнообщинного строя.

1.2. «Неолитическая революция» как основной рубеж

развития первобытного общества.



ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА



2.1. Древнейшие государственные образования.

2.2. Сущность основных теорий происхождения государства.



ГЛАВА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА



3.1. Социальная природа права и отличия права от

социальных норм первобытного общества.

3.2. Основные пути развития права.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

кур.раб.государство и право.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

   Слияние индивида с родовым коллективом приводило к то­му, что причинение ему вреда "чужаком" означало причине­ние им вреда всему роду. Равным образом и причинителем оказывалась не отдельная личность (это понятие в принципе неизвестно первобытному сообществу), а род, к которому тот принадлежал, в целом. В свете сказанного обычай кровной ме­сти, когда все члены рода потерпевшего должны мстить всем членам рода обидчика, в условиях родового строя представля­ется вполне естественным.   

Уяснение социального смысла нарушения  норм-обычаев для понимания  того, что есть право и почему оно возни­кает, исключительно важно. Как свидетельствуют древней­шие юридические  памятники (Законы XII таблиц, "Русская Правда", "Салическая правда" и др.), архаическое законо­дательство почти полностью ограничивается санкциями за гражданские и уголовные правонарушения.

Родовой обычай имеет сугубо локальный характер, ограничивая свое действие коллективом людей, свя­занных  общим происхождением. Оттого и нарушение обычая здесь пока только "родственное дело". Оно касается лишь род­ственников, составляющих замкнутое целое, куда посторон­ним вход наглухо закрыт.    Совсем иной смысл причинение вреда индивиду приобре­тает тогда, когда он становится звеном такой социальной си­стемы,  которая основана на обменных отношениях. Рынок — вот то, что объединяет всех обменивающихся индивидов и что является необходимым условием существования каждого, а стало быть, и существования всех как элементов обществен­ного целого.

Предполагая разделение общественного труда, обменные  отношения приводят к тому, что, например, владе­лец хлеба, чтобы удовлетворить свою потребность в мясе, оде­жде, книгах, телевизоре, театре и т.д., должен продать свой хлеб и купить на вырученные деньги то, что ему необходимо.  В то же время это "то, что ему необходимо", оказывается на рынке, ибо производители мяса, одежды, книг, телевизоров спектаклей, нуждаясь в хлебе и др., должны продать произведенное ими и тем самым удовлетворить потребность вла­дельца хлеба. Таким образом, каждый нуждается в каждом, а все вместе — в "месте встречи", т.е. в рынке.    Теперь представим себе, что некто поджег амбар с пшени­цей или убил землепашца и хлеб на рынок не поступил. Кто здесь потерпевший? Непосредственно, конечно, им является владелец хлеба. Но и все оставшиеся без хлеба участники об­менных  связей тоже! И, разумеется, общество в целом, если оно основывается на рыночном обмене. В таком случае поджи­гатель или убийца, посягая на землепашца и его имущество, тем самым  посягает и на общественные отношения, являю­щиеся  клеточками социального организма. Однако в таком случае и преследование причинителя вреда — задача не род­ственников потерпевшего, а дело всего общества.    Итак, появление на месте кровнородственных связей обме­на как средства объединения людей в новый тип общества и, следовательно, замена личных отношений родства обществен­ными —  такова первая и самая общая предпосылка возникно­вения права.    Если общество основано на вещных связях, то его члены нуждаются  прежде всего в нормальном функционировании рынка  как фундамента не только общества в целом, но их собственного личного бытия. Вот почему объективные усло­вия рыночного обмена — главное, что должно быть закреп­лено в праве и в чем должна конкретизироваться его общая трансформирующаяся  в условия предпосылка.   

Обмен невозможен, если его участники не свободны, а на­ходятся в личной (родственной), сословной или коллектив­ной зависимости. Помещик не станет обмениваться товара­ми со своим крепостным; он найдет другие способы получить произведенный крестьянином продукт, например, путем обро­ка. Сельскохозяйственная артель социалистического типа не вступает в обменные отношения со своими членами: произве­денный  колхозниками продукт и так принадлежит колхозу. Стало быть, личная свобода — первое условие товарообмена, подлежащее юридической защите. Но одной свободы недостаточно, чтобы произошел акт об­мена. Необходимо еще обладать товаром и иметь возмож­ность определять его судьбу. Для этого свободный индивид должен стать частным собственником. Только собственник правомочен владеть, пользоваться и распоряжаться принад­лежащими  ему вещами. Стало быть, частная собственность — второе условие существования рынка, которое требует пра­вового закрепления и охраны.   Наконец, эквивалентному характеру обменных отношений должно соответствовать и равенство сторон. Если товаровла­дельцы неравноправны, тот, кто обладает большими полно­мочиями, в состоянии нарушить эквивалентность обмена и получить выгоды, экономическим законам рынка не соответ­ствующие. Стало быть, равенство участников рыночных свя­зей — третье условие, подлежащее закреплению в праве.

При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившего в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и безусловно справедливые, но и как единственно возможные.

Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними были связаны и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» (ius, righte, recht) и т.п. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.   Основные пути развития права.

 

Итак, основная предпосылка возникновения права в его развитых формах —  рынок, требующий свободы и равенства частных собственников — субъектов обмена. Обменные отношения по мере вытеснения кровнородственных объединяют людей в об­щество на новой по сути безграничной основе. Их закрепле­ние и охрана приобретают отныне общественное значение и осуществляются не с помощью локальных норм первобытного коллектива, а посредством установления общих правил пове­дения. Все субъекты обмена на рынке равны, и потому пра­вила поведения в одинаковой мере распространяются на всех. Закрепляя выкристаллизовавшиеся в процессе общественной практики регулярно осуществляющиеся, устойчивые отноше­ния и такое поведение их участников, которое обеспечивает эту устойчивость, они становятся необходимой формой упо­рядочения нового общественного строя. Такова модель воз­никновения права, но реализуется она не сразу.  

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата. Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном счете приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т.е. нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд. Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.).

Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата.

В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части общества.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, можно сделать следующий выводы:

          1. Развитие первобытного общества, о котором говорилось выше, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой.

2. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

3. Объективная потребность новой социальной организации в общественной силе, которая способна решать общие дела или мобилизовать население на их решение, и породила государ­ство, публичную власть.  

4. Возникают правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга.

4. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется приводит к тому, что  появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

 

 

u

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

1.      Алексеев С.С, Государство и право, М. 1996 г.

2.      Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1.- М., 1995.

3.      Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство и развитие общества. М.; Л., 1968.

4.      Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. –

М., 1997 г.

5.      Комаров С.А. Общая теория государства и права - М.,1998  .

6.      Лазарев В. В. Общая теория государства и права. - М., 1996.

7.      Лазарев В.В. Учебник для юридических вузов. М., 1997 г.

8.      Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М., 2001.

9.      Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т. 2. – М., 1996.

10. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав. М., 1996 г.

 

          

 

       

 

 



[1] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 1996 г.с.35.

 

[2] Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997 г. С.20

 

[3] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М., 2001. С.19.

[4] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М., 2001. С.21.

 

[5] Комаров С.А. Общая теория государства и права М., 1998 г. С. 33.

 

[6] Алексеев Н.И.  Государство и право, М. 1996 г. С.35.

 

[7] см. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997 г. С.27-29.

 

[8] Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997 г. С.34.

 

[9] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М., 2001. С.83.

 

[10] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М., 2001. С.85.

 


Информация о работе Первобытное общество