Первобытное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Государство — общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. Поскольку оно возникает повсеместно в период смены родоплеменных связей людей в обществе вещными, обменными отношениями, можно предположить, что факторы, разлагавшие первобытнообщинный строй, были одновременно и предпосылками формирования государства. Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ



ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО



1.1. Характеристика первобытнообщинного строя.

1.2. «Неолитическая революция» как основной рубеж

развития первобытного общества.



ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА



2.1. Древнейшие государственные образования.

2.2. Сущность основных теорий происхождения государства.



ГЛАВА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА



3.1. Социальная природа права и отличия права от

социальных норм первобытного общества.

3.2. Основные пути развития права.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

кур.раб.государство и право.doc

— 160.00 Кб (Скачать)


37

 

Титульный лист
СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

 

1.1. Характеристика первобытнообщинного строя.

1.2. «Неолитическая революция»  как основной рубеж

развития первобытного общества.

 

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

2.1. Древнейшие государственные образования.

2.2. Сущность основных теорий происхождения государства.

 

ГЛАВА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

 

3.1. Социальная природа права и отличия права от

социальных норм первобытного общества.

3.2.   Основные пути развития права.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

 

С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и право, каким образом произошло из возникновение. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.

Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями - "общество и власть". Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни.

Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории .

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных) . Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле и действиями.

Государство — общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. Поскольку оно возникает повсеместно в период смены родоплеменных связей людей в обществе вещными, обменными отношениями, можно предположить, что факторы, разлагав­шие первобытнообщинный строй, были одновременно и пред­посылками формирования  государства.  Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общество.

  Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.

 

 

 


1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО :ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

 

В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о

первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось. «Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, история многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.

Кроме того, если для 19 - начала 20 века был характерен в основном евро-центристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы и некоторых, прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара»[1]. Теория государства и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Характеристика первобытнообщинного строя.

 

Характерные черты первобытнообщинного строя:

      кровнород­ственная природа коллектива;

      поглощенность индивида ро­дом;

      общественная собственность на условия хозяйствования;

      естественный (половозрастной) характер разделения труда, не нарушающий   изначального равенства сородичей;

      коллек­тивные  ("демократические") формы решения общих дел (со­брание сородичей как высший орган управления, выборность вождей  и т.д.);

      неинституционализированность социальных норм, являющихся частью коллективного опыта, который пе­редается в процессе включения индивида в жизнь первобыт­ного коллектива, и т.д. 

 

        Первый удар по роду как социальный единице первобытно­общинного  строя нанесло табу на кровосмешение. Инцест многократно увеличивал вероятность неполноценного потом­ства, и запрет половых связей между родичами — естествен­ная  реакция человечества, стремящегося к самосохранению. При  таких условиях брачная пара должна была формироваться из индивидов противоположного пола, принадлежащих к двум  разным родам. Но тогда этот прообраз парной семьи потенциально уже не принадлежал ни одному из них. Следо­вательно, семья — первый фактор, разрушавший род, а сле­довательно, покушавшийся на весь родовой строй.

   Однако семья не могла существовать вне рода, посколь­ку условия труда находились в коллективной собственности последнего. Возникновение частной собственности — второй удар по родовому обществу. Частная собственность создает экономическую основу индивидуального существования чело­века, относительной автономии его семьи и тем самым делает родовые связи потенциально излишними.

   Формирование семьи и частной собственности — двуеди­ный  процесс. Семья создала субъекта частной собственно­сти. Частная собственность превратила поглощенного родом индивида в субъекта. Полной зрелости этот процесс достиг лишь в Новое время — после победы буржуазных революций.

   Выделившиеся из рода семьи (а затем и индивиды), пер­воначально связанные только соседскими, территориальными узами, по мере развития обмена оказывались объединенными в общество, основанное на вещных, рыночных связях. Рынок преодолел ограниченность кровнородственных отношений и включил  региональные процессы развития в мировую исто­рию,

   Территориальная общность (население, связанное совмест­ным  проживанием) породила коллективные потребности, а следовательно, общие интересы и проблемы. Это и защита от внешнего врага; и установление правил коллективного об­щежития; и решение таких коллективных задач, которые от­дельная семья или индивид в одиночку решить не в состоянии. К  числу последних относятся не только хозяйственные про­блемы  (например, создание ирригационной системы в древ­нем Египте), но и охрана одной части территориально орга­низованной общности от другой ее части, регулирование от­ношений между  ними: племенная организация, распавшись, оказалась разделенной на различные социально неоднородные, часто антагонистические группы (сословия, классы), отноше­ния между  которыми нередко обострялись до уровня соци­альных потрясений, катаклизмов (бунты, революции, войны и т.д.).

 

 

 

1.2. «Неолитическая революция»  как основной рубеж развития первобытного общества.

 

      В этом понимании первобытного общества, как считает Корельский В. М., «прежде всего, следует выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию»»[2] .

Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите от присваивающего к производящему хозяйству.

Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.

Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и существования использовало человечество. Для теории государства и права появляется, наконец, возможность также четко определять, какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей экономики.

Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью   – прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой.

Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества. В основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации, человечество смогло из глобального экологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений – появление государственных образований, раннеклассовых городов-государств. Итогом "неолитической революции" "явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем этапе социального экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации – происходит становление раннеклассовых обществ".

Таким образом, "неолитическая революция" – переход человечества к производящий экономике – приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу – социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

 


2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Л.И. Спиридонов, рассматривая вопросы возникновения государства и права, отмечает , что «возникающее  государство не может не быть властью, по­скольку после распада родового строя потребность в решении общих дел не имела иных механизмов самообеспечения. Госу­дарство не могло не сталь силой, стоящей над населением. Общество  перестало быть однородным, и потому совпадение государства с ним исключило бы возможность решать общие для всех дела. Публичная власть превратилась бы в орудие групповых интересов, извращая изначальный смысл государ­ства»[3].  

Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе - постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом  (народовластие в тех или иных формах).

По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии государство превращается из простого, из "просто" организации политической власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей.

Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Исторические предпосылки государства, как отмечает Л. И.Спиридонов, «не есть явления, действующие  только в период возникновения государствен­ной формы. Они — постоянно "работающие" факторы, слу­жащие  предпосылками существования государства как тако­вого.   Истории известны следующие основные пути (механизмы) институционализации власти:

      военный (например, при фор­мировании восточных деспотий в странах с так называемым азиатским способом производства);

      аристократический (на­пример, в Риме с его делением общества на патрициев и пле­беев);

      плутократический (например, при становлении буржу­азных  государственных форм)»[4].

Эти механизмы институци­онализации власти (так же как предпосылки возникнове­ния государства) имеют не только историческое значение; они действуют постоянно, поскольку государственная власть со­храняет способность к развитию.   При  этом нельзя упускать из виду, что в чистой форме ни один из названных механизмов не работает. В реальной исто­рии каждый из них включал в себя элементы двух других.   На заре цивилизации в масштабах ойкумены количественно преобладал военный путь формирования власти или политогенеза. Причина тому — та роль, которую постоянно игра­ла в те времена война как способ изъятия и перераспределения общественного продукта — материальной базы любого обще­ства. На этом пути решающая  роль принадлежала военно-демократическим, а затем — военно-иерархическим формам организации власти.   

Информация о работе Первобытное общество