Пенсионные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов.

Работа содержит 1 файл

МОЙ КУРСАЧ.docx

— 79.31 Кб (Скачать)

    Главной проблемой любой пенсионной системы  традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного  бюджета. Финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых  годов снизилась настолько, что  для проведения очередного незначительного  повышения размера пенсии потребовалось  привлекать дополнительные средства. Повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982г. сократило  разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной  части бюджета социального страхования  до 0,57. Однако уже в 1989г. это соотношение  вновь снизилось до предельно  допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения размера отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дефицитность пенсионного бюджета.

    Развитие  пенсионной системы до начала радикальных  рыночных реформ 1990 г. свидетельствует  о накоплении в ней большого числа  экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов  с учетом требований включения бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства – стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990г. был принят Закон СССР “О пенсионном обеспечении граждан СССР”.

    Однако  уже через полгода после его  утверждения изменение государственного устройства страны повлекло за собой  принятие самостоятельного российского  Закона от 20.11.90 г. №340-1 “О государственных  пенсиях в Российской Федерации” (с последующими многочисленными  изменениями и дополнениями), который  в то же время привнес значительные отличия в правовые основания  функционирования пенсионной системы.

    Российский  пенсионный закон 1990г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование  было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко  были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели.

    В части организационной структуры  управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий сохранена прежняя система –  через государственные органы социального  обеспечения населения, сейчас –  органы социальной защиты населения.

    Если  задаться вопросом, а какая же пенсионная система существует на данный момент, то ответ на него сводится к неудовлетворительным оценкам существующей пенсионной системы. Основные претензии, выдвигающиеся  к ней, это:

  • крайне низкие размеры пенсий с позиции их покупательской способности, которые не обеспечивают достойной жизни пенсионерам;
  • система продолжает функционировать в режиме социальной помощи, ей не присущ страховой характер. Заработная плата, получаемая во время трудовой деятельности, только в малой степени (10 - 20 %) находит отражение в назначаемой пенсии. При этом средне- и высокооплачиваемые слои трудозанятого населения считают такой порядок социально несправедливым, так как при одном и том же проценте страховых отчислений в Пенсионный фонд (28+1 %) с заработной платы в 500 и 5000 рублей размер пенсии будет одним и тем же – около 400 рублей;
  • такая система пенсионного обеспечения “непрозрачна”, непонятна и ненадежная для пенсионеров, так как не гарантирует фиксированных и прогнозируемых в долгосрочной перспективе размеров пенсий.

    Проблема  состоит в разрыве общественного  сознания и реалий экономической  и социальной жизни страны. Например, до сих пор большинство населения  считает, что пенсии финансирует  государство, в то время как, начиная  с 1991 года, государство перестало  играть роль основного донора пенсионного  обеспечения. Так, в период до 1991 года государство дотировало более чем  на 70 % пенсионную систему из бюджетов, то сейчас эта доля составляет всего 6-8% от общего объема пенсионных выплат.

Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут  работодатели – около 90 % всех расходов. В итоге роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий не зависим от объема страховых платежей, и так называемая “уравниловка” не только сохранилась но и приобрела ещё большие масштабы. На данный момент не страховой характер пенсионной системы – это основной тормоз её развития.

    1. Сущность и роль, основные задачи ПФР

    Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. В соответствии с Положением Пенсионный фонд РФ подчинен Правительству РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ; Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ; Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ.

    Пенсионный  фонд и его денежные средства находятся  в государственной собственности  Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

    В основные задачи ПФ РФ входят:

    - целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов, а также  финансирование расходов в соответствии  с назначением ПФ РФ;

    - организация работы по взысканию  с работодателей и граждан,  виновных в причинении вреда  здоровью работников и других  граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

    - капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него  добровольных взносов (в том  числе валютных ценностей) физических  и юридических лиц;

    - контроль с участием налоговых  органов за своевременным и  полным поступлением в ПФ РФ  страховых взносов, а также  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

    - межгосударственное и международное  сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ  РФ, участие в разработке и  реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. 
 
 

    На  рисунке 1 предложена организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации 

 Правление Пенсионного фонда                                                          Отделения по субъектам

   Исполнительная дирекция                                                                                       Руководство в том числе:

      Председатель Правления                                                                                 Управляющий Отделением

      Первый заместитель  Председателя                                                                Заместитель управляющего

      Заместители Председателя                                                                                      Специалист по кадрам

      Управляющие 12 Отделениями  ПФ РФ                                                    Группа по защите информации

      Представители общественных, религиозных                                                              Юридический отдел

      организаций, действия  которых связаны с                                                                              Бухгалтерия

      защитой интересов  пенсионеров, инвалидов                                                        Экономический отдел

                                                                                     Отдел по погашению просроченной задолженности                                                                

                                                                                      Отдел по организации персонифицированного учета

                                                                              Межрегиональные пункты персонифицированного учета

                                                                                           Отдел учета поступления и расходования средств

                                                                                                                         Контрольно-ревизионный отдел

                                                                                        Отдел координации деятельности уполномоченных

                                                                                                           Административно-хозяйственный отдел

    Рисунок 1. Организационная  структура Пенсионного  фонда Российской Федерации

    Указом  Президента РФ от 27 сентября 2000г. № 1709 "О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" предусмотрено:

    1) закрепить за Пенсионным фондом  РФ и его территориальными  органами полномочия по выплате  государственных пенсий;

    2) рекомендовать органам исполнительной  власти субъектов РФ заключить  с Пенсионным фондом РФ соглашения  о передаче территориальным органам  Пенсионного фонда РФ полномочия  по назначению и выплате государственных  пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных  полномочий, а также о переводе  лиц, занимающихся вопросами назначения  и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные  органы Пенсионного фонда РФ.

    Таким образом, Президент РФ, издав Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочием  по начислению и выплате государственных  пенсий (до Указа это полномочие принадлежало территориальным государственным  органам социальной защиты — собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял  передачу средств собесам на финансирование выплат пенсий).

    Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001г. № 9 признал, что Указ Президента РФ "О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных  пенсий, не противоречит Конституции  РФ. Следовательно, этот Указ будет  действовать до издания соответствующего федерального закона.

    Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ России входят председатель, первый заместитель, заместители  председателя правления и исполнительный директор ПФ России, а также управляющие  отделениями ПФР. В состав правления  могут входить представители  государственных и общественных организаций. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного  фонда РФ и его региональных органов  образуется ревизионная комиссия Пенсионного  фонда РФ. Состав правления Фонда  утверждается Государственной Думой.

Информация о работе Пенсионные фонды РФ