Палитико - правовой режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является рассмотрение политико-правового режима как структурного элемента формы государства.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

          6. Охранительная — обеспечение  государственными органами безопасности, чести и  достоинства  каждого  человека,  охраны  и  защиты  прав  и  свобод личности,  меньшинства,  форм  собственности,  предупреждение  и  пресечение правонарушений.

    Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

          Принципы  демократии  -  непререкаемые   исходные  требования,  которые предъявляются  ко  всем  участникам  политической   деятельности,   т.е.   к субъектам демократии.

          Признание  международным   сообществом  основных  принципов  демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

          Основными принципами демократии  являются:

          1) политическая свобода - свобода  выбора общественного строя   и  формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй первичное  назначение  -  на  ее  основе  может   возникнуть   равенство   и неравенство, но она предполагает равноправие;

          2) равноправие граждан - означает  равенство всех перед законом,  равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту  перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может  быть  привилегий  или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и  иных убеждений, пола, этнического  и  социального  происхождения,  имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший  аспект равноправия — равенство прав и  свобод  мужчины  и  женщины,  которые  имеют одинаковые возможности для их реализации;

          3)  выборность  органов  государства  и  постоянный  контакт  с   ними населения  -   предполагает   формирование   органов   власти   и   местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их  сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную  возможность  каждого  реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и  те  же  люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах  власти: это  вызывает  недоверие  граждан,  приводит  к  утрате  легитимности   этих органов;

          4)  разделение  властей -  означает  взаимозависимость   и   взаимное

ограничение   разных   ветвей   власти:   законодательной,   исполнительной,

судебной,  что  служит  препятствием  для  превращения  власти  в   средство

подавления  свободы и равенства;

          5) принятие решений по воле  большинства  при  обязательном  соблюдении прав меньшинства - означает сочетание воли  большинства  с  гарантиями  прав личности,   находящейся   в   меньшинстве   -    этническом,    религиозном, политическом;  отсутствие  дискриминации,  подавления  прав   личности,   не состоящей в большинстве при принятии решений;

          6) плюрализм - означает многообразие  общественных  явлений,  расширяет круг политического выбора, предполагает не только  плюрализм  мнений,  но  и политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений  и т.п.  с  различными  программами   и   уставами,   действующими   в   рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее  основе  находится принцип  плюрализма,  однако  не  всякий  плюрализм   является   обязательно демократическим.  Только  в  совокупности  с  другими  принципами  плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.

    Под непосредственной демократией понимается прямое участие населения в решении вопросов государственной и общественной жизни (референдум, манифестации, забастовки, петиции и др.). Представительная демократия означает передачу народом части принадлежащей ему власти формируемым им органам государственной власти (парламентам, президентам, учредительным собраниям и т.д.). Даже самое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии.

    История знает различные формы демократических  режимов, различающихся по степени  участия населения в осуществлении государственной власти. Античная демократия – политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении всех прав рабов (по принципу раб – говорящее орудие). Такой режим называется аристократическим (гр. aristokratia – власть лучших в смысле "знати"). Близким по содержанию политическим режимом является олигархический (гр. oligarchic – власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия. Отличие ее состоит в том, что аристократы обладали властью по наследству, в зависимости от знатности рода, а финансовая олигархия была властью денег, наиболее богатых людей. С развитием общества эти политические режимы были вытеснены более демократическими. Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим (лат. liberate – свободный). Особенность его состоит в том, что для него характерны развитие частного предпринимательства, ограничения вмешательства государства в частную жизнь человека, становление гражданского общества.

    Таким образом 
 
 
 

      2.1. Непосредственная  демократия

      Непосредственная  демократия — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

      Кроме формы для коллективного принятия и исполнения решений существует и еще одна ветвь проявлений прямой демократии.

      Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

      Варианты  и направления для инициирования  вопросов могут исходить как от отдельных  граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).

      Преимуществом непосредственной демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

      Недостатком непосредственной демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

      Наиболее  распространёнными методами непосредственной демократии являются:

      - референдум — всенародное голосование по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами;

      - законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива) — внесение законопроекта гражданами по собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть;

      - встречное предложение — право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума.

      - к процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов.

      К непосредственной демократии тесно  примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

      Часто высказывается мнение, что процедура  общенародного голосования, которая  может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

      Элементы  непосредственной демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе простых граждан — очень сильно ограничены законодательно или на практике. 

      2.2. Представительная  демократия

      Представительная  демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

      Представительная  демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

      Принципиальным  недостатком представительной демократии является формирование властных органов  посредством выборов, во время которых  избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения. 
 

      2.3. Античная демократия 
 

      ГЛАВА 3. АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Палитико - правовой режим