Палаты Федерального собрания Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:24, реферат

Описание работы

Принцип многопартийности в отличие от принципа федерализма, который тем или иным образом всегда учитывался при построении органов государственной власти в Российской Федерации, — факт качественно новый в формировании российского представительного органа. Он заложен в ценностях мировой парламентской теории и практики, в которую постепенно вписывается практика отечественная.

Содержание

Введение ………………………………………………………............................. 3

1. Конституционный статус палат Федерального Собрания ...………… 5
2. Порядок формирования палат Федерального Собрания …………….. 12

3. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы ... 21

Заключение ……………………………………………………………………… 27

Список используемой литературы …………………………………............... 29

Работа содержит 1 файл

Законодательное право.docx

— 51.94 Кб (Скачать)

      Совет Федерации не должен составлять исключения. Фигурирующий в Конституции термин "формировать" не может означать ничего иного, кроме, может быть, права законодательной и исполнительной власти предложить свои кандидатуры на выборы. Зачастую власть в субъектах Федерации уже сегодня разрушает демократические механизмы диалога народа с федеральной властью. Идти этим путем и дальше - значит ограничить волю народа прихотью местных чиновников, порой представляющих клановые интересы. Ведь уже сегодня возникли местные "удельные князья" со своей челядью и всеми другими атрибутами единоличной, ничем не ограниченной власти.

      Чтобы местные руководители не оборвали полностью  нити, позволяющие гражданам влиять на федеральные органы представительной власти, публично демонстрировать свою оценку их деятельности, они должны проходить в состав верхней палаты посредством выборов. Нет ничего плохого, если какой-либо должностное  лицо окажется "дважды избранником"; и как глава субъекта Федерации, его органов государственной  власти, и как член Совета Федерации. А может быть, при выборах указать, что если какой-либо президент республики, губернатор края или области, председатель законодательного органа власти теряет этот свой пост, он остается, тем не менее, в составе верхней палаты Федерального Собрания. Его способности, знания, опыт продолжат служить государству, народу.

      Лично мне представляется весьма сомнительной идея введения института заместителей членов Совета Федерации. Независимо от того, будут члены верхней палаты делегироваться или избираться, речь идет фактически об узаконении процедуры передачи ими своих полномочий, своего права голосования другому лицу, которое заведомо не обладает в глазах избирателей или тех, кто делегирует, такой же легитимностью и авторитетом, какими обладает член Совета Федерации. В чем-то это схоже с деянием древнеримского императора Калигулы, возведшего в сенаторы своего любимого коня. И мы придем к подобным парадоксам, если не преодолеем последствия навязываемого чиновнического варианта.

      Практика  лет реализации данного федерального закона выявила как положительные стороны, так и недостатки «должностного» принципа формирования Совета Федерации. С одной стороны, в состав Совета Федерации вошли политики и государственные деятели, глубоко знающие жизнь регионов Российской Федерации и несущие непосредственную ответственность за решение экономических и социальных проблем. Получив высокий федеральный статус, руководители регионов приобрели возможность непосредственно влиять на деятельность Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств. Поддерживая или отклоняя законы, принимаемые Государственной Думой, члены Совета Федерации во многих случаях исходили из реальных проблем, на которые может натолкнуться реализация того или иного федерального закона. С другой стороны, «должностной» принцип формирования Совета Федерации в целом не способствовал законодательному профессионализму: членам Совета Федерации, отрывающимся на 2-3 дня от основной работы в регионах, порой просто некогда вникнуть в сложную «законодательную материю», а высокий федеральный статус нередко использовался ими для давления на федеральные органы власти с целью защиты не всегда законных «местных интересов».

      В рамках программы по углублению конституционной  реформы Президент Российской Федерации В. В. Путин внес новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации», который была принят Государственной Думой 19 июля 2000 г., одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 г. и подписан Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 г. Согласно данному Федеральному закону член Совета Федерации - представитель законодательного (представительного) органа государственной власти избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа (в двухпалатных органах - на срок полномочий палаты). Член Совета Федерации — представитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, однако указ о назначении может быть отменен соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти двумя третями голосов.

      Данный  принцип формирования Совета Федерации  оценивается в научной литературе и на страницах печати крайне неоднозначно. С одной стороны, отмечается, что сделан важный шаг к формированию постоянно действующей, профессиональной «верхней» палаты российского парламента, что чрезвычайно важно с точки зрения становления и дальнейшего развития российского парламентаризма. С другой - справедливо говорится, что предложенный принцип формирования Совета Федерации неизбежно повлечет снижение политического веса и влияния Совета Федерации на общественную и государственную жизнь (особенно если учесть, что параллельно создан совещательный орган глав регионов при Президенте Российской Федерации - Государственный Совет).

      Видимо, действующий принцип формирования Совета Федерации носит временный, промежуточный характер. Учитывая опыт других стран, имеющих федеративное государственное устройство, можно с известной долей уверенности предположить, что Российская Федерация рано или поздно вернется к наиболее предпочтительному с точки зрения общих закономерностей и тенденций парламентаризма выборному принципу формирования Совета Федерации.

      Достаточно  острая ситуация сложилась в связи  с принятием Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В проекте закона, представленном Президентом Российской Федерации, предлагалось существенно модифицировать систему выборов: сократить с 50 процентов до одной трети количество депутатов, избираемых по партийным спискам, упразднить в списках их центральную часть, установить разные барьеры для прохождения в Государственную Думу избирательных объединений и избирательных блоков и т. д. Такой законопроект вызвал в парламенте острое неприятие: зачем понадобилось ломать систему выборов, доказавшую в целом свою дееспособность? В результате нескольких туров напряженных политических консультаций удалось прийти к компромиссу: была сохранена паритетная (50 на 50) система выборов, центральная часть партийных списков была ограничена количеством в 12 человек, сохранен единый для избирательных объединений и блоков 5-процентный барьер, который действовал на выборах в Государственную Думу первого созыва. Со своей стороны, депутатам пришлось согласиться с тем, что все кандидаты, выдвигаемые в избирательных округах, должны находиться в равных условиях- собирать для своей регистрации в качестве кандидата в депутаты не менее одного процента голосов избирателей (на выборах в первую Государственную Думу депутаты, выдвигаемые по партийным спискам, были от этой обязанности освобождены).

  Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят 21 июня 1995 г., что позволило провести выборы Государственной Думы второго созыва в срок и на легитимной конституционной основе.

  Однако  политическая борьба вокруг федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы на этом не прекратилась. По обращению Саратовской областной думы Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о конституционности ряда положений данного федерального закона, в частности о «смешанной» системе выборов, о 5-процентном барьере и ряд других. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1998 г. № 26-П указанные положения избирательного закона были признаны соответствующими Конституции Российской Федерации (ВКС. 1999. № 1). 30 марта 1999 г .. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"». Данный закон вновь осложнил правовую ситуацию вокруг выборов депутатов Государственной Думы, поскольку внес ряд новых моментов (избирательный залог, жесткие ограничения на финансирование выборов, на использование избирательного фонда и другие), которые на тот момент не были учтены в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

  Потребовалась подготовка новой редакции Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которая 2 июня 1999 г. была принята Государственной Думой и 24 июня 1999 г. подписана Президентом Российской Федерации. В новой редакции закона увеличена до 18 человек центральная часть избирательных списков, введен ряд дополнительных требований к избирательным объединениям, усилен контроль за расходованием избирательных фондов. В тексте новой редакции закона также учтена правовая позиция Конституционного Суда, высказанная в постановлении от 17 ноября 1998 г. № 26-П. 
 
 
 
 
 
 

  1. Внутренняя  организация палат  и основные принципы их работы.
 

Внутренняя  организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 

      Должностные лица. Возглавляет Совет Федерации  должностное лицо, именуемое Председателем. Он избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Избранный Председатель предлагает кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета Федерации, количество которых устанавливается палатой. В соответствии с Регламентом на первом заседании Совета Федерации второго созыва было избрано четыре заместителя Председателя Совета Федерации. Регламент палаты устанавливает, что Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

      Круг  полномочий Председателя Совета Федерации  весьма обширен. В его многочисленные обязанности входит:

  представление на рассмотрение членов Совета Федерации  проста повестки дня заседания Совета Федерации;

  ведение заседаний палаты;

  подписание  постановлений Совета Федерации;

  созыв внеочередных заседаний палаты;

  распределение обязанностей между заместителями  Председателя Совета Федерации;

  контроль  за деятельностью Аппарата Совета Федерации;

  направление для рассмотрения в комитеты Совета Федерации проектов федеральных  конституционных законов, одобренных Государственной Думой, федеральных законов, принятых Государственной Думой, а также законопроектов, которые предполагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы;

  направление Президенту Российской Федерации для  подписания и обнародования федеральных конституционных законов и федеральных законов, одобренных Советом Федерации.

      Наряду  с осуществлением организационных  функций по наведению внутреннего порядка деятельности палаты Председатель Совета Федерации наделен рядом полномочий, которые можно охарактеризовать как представительские. Так, ему предоставлено право представлять палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также с общественными объединениями, государственными деятелями и парламентами иностранных государств, международными парламентскими организациями.

      В рамках указанных правомочий Председатель Совета Федерации участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации, для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

      Кроме того, Председателю Совета Федерации  поручено приводить к присяге  лицо, назначенное на должность судьи  Конституционного Суда Российской Федерации; принимать решения о награждении  граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и подписывать ее.

      Председатель  Совета Федерации обязан представлять Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы  ее законопроектной работы. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Председатель издает распоряжения и дает поручения.

      Перечень  полномочий Председателя Совета Федерации, содержащийся в Регламенте Совета Федерации, не является исчерпывающим. Предусматривается, что Председатель Совета Федерации решает и иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Заместители Председателя Совета Федерации замещают председателя Совета Федерации во время его отсутствия, по поручению Председателя Совета Федерации имеют право подписывать постановления палаты, издавать распоряжения. Им предписано вручать награжденным Почетную грамоту Совета Федерации, организовывать взаимодействие комитетов, комиссий Совета Федерации, а также осуществлять другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом Совета Федерации и распределением обязанностей между заместителями Председателя Совета Федерации.

      Комитеты  и комиссии Совета Федерации. Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты — постоянно действующие органы палаты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, другими правовыми актами.

      Комитеты  призваны решать следующие задачи:

      осуществлять  подготовку заключений по проектам федеральных  конституционных законов, одобренных Государственной Думой, по федеральным  законам, принятым Государственной  Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;

      разрабатывать и предварительно рассматривать  законопроекты и проекты иных правовых актов;

      организовывать  проведение парламентских слушаний;

      решать  вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты;

      рассматривать в пределах своей компетенции  иные вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации.

Комитеты  образуются из числа членов палаты. Это означает, что все члены  Совета Федерации входят в состав комитетов Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.

Информация о работе Палаты Федерального собрания Российской Федерации