Особенности унитарных и федеративных форм государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 00:50, реферат

Описание работы

Для более детального рассмотрения и изучения этого вопроса я поставила перед собой следующие цели:
 изучение понятия формы государственного устройства;
 изучение особенностей унитарной формы государственного устройства;
 изучение особенностей федеративной формы государственного устройства;
 сравнительный анализ унитарной и федеративной форм государственного устройства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Формы государственного устройства…………………………………………5
2. Унитарная форма государственного устройства……………………………..6
3. Федеративная форма государственного устройства………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………....17

Работа содержит 1 файл

Реферат по ТГП 1.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

      территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

      верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

      субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

      существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

      основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:

            территориальные (союзное государство);

            национальные (союз государств);

            территориально-национальные.

 

Основное различие между территориальными и национальными федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов.

Территориальная федерация.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

      центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.

      субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;

      конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;

      управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

Национальная федерация.

Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

      субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;

      национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;

      все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;

      высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;

      в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.

Территориально-национальная федерация.

Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных

По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают федерации:

      конституционно-правовые;

      договорно-правовые.

Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.

По степени однородности субъектов федерации принято различать федерации на:

      симметричные;

      асимметричные.

Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают:

централизованные (интеграционные);

децентрализованные.

В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

              Выполнив данную работу мною были сделаны следующие выводы:

1) Форма государственного устройства – это взаимоотношения между центральной властью и территориальными составными частями. Система территориальных составных частей образует территориальное деление государства. Форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов.

2)Унитарные государства состоят  из политико-административных   или административных территориальных единиц, статус которых  регулируется   главным  образом актами  текущего законодательства  центральной власти.  В унитарных  государствах  действует,  как  правило,  единая система законодательства,  единая  система  государственной администрации,  единая судебная  система. Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

3) Федеративное государство - это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует  децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.      Конституции зарубежных государств : Учебное пособие. -  М.: Право и  закон, 1998 г.

2.      Венгеров А. Б. Теория государства  и право: учебник.-  М.: Юриспруденция, 1999 г.

3.      Сырых В. М. Теория государства  и право: Учебное пособие. -  М.: Проспект, 1998 г.

4.      Хропанюк  В.  Н.  Теория  государства  и  права:  Учебное  пособие.  -   М.: Юриспруденция, 1996 г.

5.      Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

6.      Спиридов Л.  И.  Теория  государства   и  право:  Учебное  пособие.  -   М.:Проспект, 1995 г.

 

 

 

 



Информация о работе Особенности унитарных и федеративных форм государственного устройства