Особенности унитарных и федеративных форм государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 00:50, реферат

Описание работы

Для более детального рассмотрения и изучения этого вопроса я поставила перед собой следующие цели:
 изучение понятия формы государственного устройства;
 изучение особенностей унитарной формы государственного устройства;
 изучение особенностей федеративной формы государственного устройства;
 сравнительный анализ унитарной и федеративной форм государственного устройства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Формы государственного устройства…………………………………………5
2. Унитарная форма государственного устройства……………………………..6
3. Федеративная форма государственного устройства………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………....17

Работа содержит 1 файл

Реферат по ТГП 1.doc

— 93.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

Факультет международных экономических отношений и туристического бизнеса

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Предмет: Теория государства и права

 

Тема: Особенности унитарных и федеративных форм государственного устройства

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

Факультета МЭО и ТБ

Группы УО-22

Кизилова Виктория Сергеевна

 

Проверила: доцент кафедры кафедры МЭО

Жук Наталья Анатольевна

 

 

Харьков - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Формы государственного устройства…………………………………………5

2. Унитарная форма государственного устройства……………………………..6

3. Федеративная форма государственного устройства………………………..10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), политический режим характеризует как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи, то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

              В настоящее время вопрос о формах государственного устройства особо актуален. Поскольку для каждого государства в современном мире, в период стремительно растущей конкуренции, важно определить для себя наиболее подходящую форму государственного устройства для  наиболее продуктивной организации общества.

              Для более детального рассмотрения и изучения этого вопроса я поставила перед собой следующие цели:

      изучение понятия формы государственного устройства;

      изучение особенностей унитарной формы государственного устройства;

      изучение особенностей федеративной формы государственного устройства;

      сравнительный анализ унитарной и федеративной форм государственного устройства.

              Практическое значение данной работы главным образом связано с возможностью использования ее содержания и выводов для дальнейшего изучения вопроса о формах государственного устройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориаль­ной организации государственной власти, который выражается в националь­но-государственном и административно-территориальном устройстве госу­дарства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.                                                           Оpганизация госyдаpства pассматpивается с точки зpения pаспpеделения госyдаpственной власти и госyдаpственного сyвеpенитета в центpе и на местах, их pазделения междy составными частями госyдаpства. Фоpма госyдаpственного yстpойства показывает:

      из каких частей состоит внутренняя структура государства;

      каково пpавовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

      как строятся отношения между центpальными и местными госyдаpственными оpганами;

      в какой госyдаpственной фоpме выpажаются интеpесы каждой нации, пpоживающей на теppитоpии данного госyдаpства.

      По фоpме госyдаpственного yстpойства все госyдаpства можно подpазделить на тpи основные гpyппы:

      унитарные;

      федеративные;

      конфедеративные.

      В теории государства и права государственное устройство подразделяется на унитарное (простое) и сложное (федерация, протекторат). Рассмотрим более подробно эти две формы государственного устройства.

 

 

 

 

УНИТАРНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas — единство) — самая простая форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения.
Таким образом, унитарное государство характеризуется следующими признаками:

        1) На территории унитарного государства действует  одна  конституция

на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют  равный  правовой  статус. В ней содержится, принципы разграничения  полномочий  между центральной властью  и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного  устройства (по  умолчанию), компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма  правления,  структура высших  органов  государственной  власти.

                      Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание  содержатся  не  в  одном  документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты и правовые обычаи).

       2)  Единая  система  высших  органов  государственной  власти  (глава

государства,     правительство,      парламент),     юрисдикция      которых

распространяется  также  на  территорию   всей   страны.   Органы   местного

самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный

характер и не противоречит  Конституции  и  также  центральными органами

власти. Действия органов местного самоуправления на прямую  подчинено  главе государства, правительству,  парламенту.

              3)  Однопалатный  парламент.  Действуют  в  половине государств  Европы  (Финляндия,  Венгрия,   Болгария, Дания, Швеция  и  др.).  Но  существует  и  исключения в таких странах как Франция, Испания, Италия, Польша  и  др.  Верхняя  палата парламента   формируется   по   политико-административным территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний – Национального собрания  и

верхний – Сената.

              На   протяжении  длительного  времени   подавляющее большинство парламентов были двухпалатными,  однопалатные парламенты  составляли  исключение  (Дания,   Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

                      4) Составные части унитарного государства (области,  департаменты,

округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают.

Административно-территориальные единицы не имеют своих самостоятельных воинских  формирований, внешнеполитических  органов  и   других элементов государственности. В то же время  местные  органы  в  унитарном  государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное  устройство может быть централизованным или децентрализованным.       

              Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым   подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное  самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в  решении вопросов местной жизни.

          Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки  централизации  и  децентрализации.  Местное самоуправление Японии практически  не зависит от центральных  органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные   собрания. Подобные  собрания  имеются  в  городах,  поселках  и  деревнях.   Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в  префектурах – губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях  –  старосты. Примером смешанной системы  местного  и  государственного  устройства  может  служить Турецкая республика. Местное самоуправление  в основных административно-территориальных  единицах  в  Турции    осуществляется  представителями центральной власти, но есть еще и Генеральные Советы,  и их исполнительные органы – Энджомены. В  городах  и  окружных  населенных  пунктах  избираются муниципальные  советы,  в  селах  –  совет  старшин и  староста, который одновременно является   представителем основной административно-территориальной единицы.

                       5)Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным  государственным образованием  является  Баян-Улэгэйский  аймак,  на территории которого проживают, в основном, лица казахской  национальности. В Судане согласно закону  о  самоуправлении  Южных  провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там  создан  выборный  региональный  народный совет,  который  формирует  исполнительный орган  –  Высший исполнительный совет. Самостоятельные   автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.

                     6) В унитарном государстве все внешние межгосударственные  отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Административно-территориально единицы не имеют правового статуса, так как они все равны и не  обладают  суверенитетом ( как субъекты федерации).

              7) В подавляющем большинстве современных унитарных государств  основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним  в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы.

         Число ступеней политико-административного деления зависит от

численности населения и размеров территории страны. Однако,  зависимость  эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число  ступеней  больше,  чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня

территориального деления, то Франция четыре.

                      8)  В унитарном государстве действует единая судебная система,

которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами   материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем, и   все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой  централизованной системы.

       Этому способствует единая правовая система. Ее базу образует единая конституция, и нормативные акты издаваемые государственной властью, а также нормативные акты издаваемые органами  местного  самоуправления.

 

 

 

ФЕДЕРАТИВНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

Информация о работе Особенности унитарных и федеративных форм государственного устройства