Особенности становления гражданского общества в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - исследовать основные этапы и условия становления гражданского общества в России. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать основные этапы развития гражданского общества в России до 90-х гг. ХХ века;
2. Рассмотреть условия становления гражданского общества в современный период;
3. Исследовать перспективы становления гражданского общества в современный период.

Содержание

Введение
Глава 1. Условия и этапы развития гражданского общества в России до 90-х гг. ХХ в.
Глава 2. Условия становления гражданского общества в современной России
Глава 3. Перспективы становления гражданского общества в современной России
Заключение
Список источников

Работа содержит 1 файл

гражданское общество.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Только свободный человек способен обеспечить рост экономики и, в конечном итоге,  процветание государства.

Гражданин принципиально отличается от подданного, для которого характерным является постоянное ожидание от государства какой-либо благодетели и который связывает все свои надежды, чаяния и стремления не с собственными возможностями и своим трудом, а исключительно с деятельностью государства. Поэтому можно утверждать, что путь из подданных в граждане – это путь к свободе. Гражданин – это человек, обладающий гражданским мужеством и гражданским достоинством, готовый встать на защиту основополагающих ценностей открытого общества и при необходимости за них сражаться.

По своей сущности гражданское общество имеет этнорегиональный характер и особенно это отчетливо ощущается в евразийской полиэтнической России. Разрыв в степени зрелости и по уровню развития гражданских отношений в различных регионах слишком велик. Данное обстоятельство затрудняет развитие гражданского процесса на политическом пространстве современной России, которая пока проходит процесс создания условий, или основ, становления гражданского общества. Одним из вариантов развития России в данном контексте предлагается курс на устойчивый демократический порядок, включающий в себя правовое государство, социальную рыночную экономику, гражданское общество, современную систему безопасности и постиндустриальную стратегию в рамках европейского пути развития.

 

Таким образом, мы приходим к выводу, что формирование гражданского общества невозможно без активного динамичного рационально мыслящего гражданина. В современном обществе легитимность власти зачастую обеспечивается за счет пассивности граждан, а не за счет ярко выраженного согласия или восторженного восприятия обществом ценностей. Такая апатия приводит к усилению власти, расширению полномочий государства, как правило, за счет прав и свобод граждан.

 


Заключение

 

Российское гражданское общество имеет давние и глубокие традиции. Вместе с тем особенности развития российского общества, связанные как с внутренними, так и, прежде всего, внешними факторами, способствовали неоднородному его развитию. Длительные периоды довольно активного влияния негосударственных структур на внутриполитическую жизнь сменялись временем государственной нейтрализации и подавления любой активности граждан. Периоды попыток создания и функционирования негосударственных структур «снизу» сменялись периодами апатии и даже сопротивления таковым действиям «сверху». Современное российское гражданское общество, берущее свое начало в последнем десятилетии ХХ в., пытается в своем становлении перенять западный опыт, но вместе с тем оно не является традиционным. В ходе процесса развития оно вырабатывает сложный комплекс специфических механизмов, с помощью которых адаптируется к конкретным современным российским условиям.

В настоящий момент приходится наблюдать многочисленные нарушения со стороны властных структур конституционных прав граждан, связанных и необходимых для развития гражданского общества. В работе был выделен перечень таких нарушений:

1) не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;

2) нарушаются избирательные права граждан, в частности, через использование административного ресурса;

3) политические партии до сих пор не получили доступа к власти и победа какой-либо из них на выборах не означает возможность реализации ее программы;

4) оттесняются на обочину политической жизни или ставятся в зависимость от властных структур общественные организации и движения, выражающие оппозиционные настроения. Об этом говорит, например, принудительная перерегистрация общественных организаций в 2001 г., другие попытки поставить их под контроль как на федеральном , так и на региональном уровне;

5) ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;

6) свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за засилия коррумпированного чиновничьего аппарата;

7) сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;

8) не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.

Единственный путь решения данных проблем - соблюдение требований действующего законодательство. Однако это возможно только при активном участии самих граждан. Благодаря развитию средств массовой информации, особенно сети Интернет, социальных сетей, стали обнародоваться многочисленные факты нарушений прав человека, что зачастую просто вынуждает государство соблюдать законы и применять необходимые методы защиты.

Долгое время современное российское общество оставалось пассивным объектом манипуляций со стороны власти. И только события последних месяцев показывают нежелание общества и далее оставаться в таком положении.

Вышеуказанные обстоятельства приводят к выводу, что формирование гражданского общества невозможно без активного динамичного рационально мыслящего гражданина.


Список источников

 

1)                 Андреев А.Л. Становление гражданского общества: российский вариант. М., 2002.

2)                 Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004.

3)                 Гриб В.В. Историческая роль и значение общественных формирований в России в развитии гражданского общества // История государства и права. 2010. N 10.

4)                 Грудницына Л.Ю. Исторические особенности возникновения и развития гражданского общества в России //Законодательство и экономика, 2009, N 6.

5)                 Никитина Е. Особенности и основные этапы становления гражданского общества в России // Власть, 2010, №12.

6)                 Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. №2.

7)                 Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // ИПС КонсультантПлюс.

 

1

 



[1] Никитина Е. Особенности и основные этапы становления гражданского общества в России // Власть, 2010, №12. С. 145.

[2] Грудницына Л.Ю. Исторические особенности возникновения и развития гражданского общества в России //Законодательство и экономика, 2009, N 6. С. 26.

[3] Грудницына Л.Ю. Исторические особенности возникновения и развития гражданского общества в России //Законодательство и экономика, 2009, N 6. С. 26.

[4] Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // ИПС КонсультантПлюс.

[5] Грудницына Л.Ю. Исторические особенности возникновения и развития гражданского общества в России //Законодательство и экономика, 2009, N 6. С. 26.

[6] Сами же предприниматели до открытия Государственной Думы первого созыва не имели возможности устанавливать новые правовые рамки, разрешали свои проблемы с властью в частном порядке и не конституировали структуры гражданского общества.

[7] См.: Андреев А.Л. Становление гражданского общества: российский вариант. М., 2002. С. 22.

[8] Грудницына Л.Ю. Исторические особенности возникновения и развития гражданского общества в России //Законодательство и экономика, 2009, N 6. С. 26.

[9] Грудницына Л.Ю. Исторические особенности возникновения и развития гражданского общества в России //Законодательство и экономика, 2009, N 6. С. 26.

[10] Помощь детям, беднякам, учащимся в получении профессии, исправительным колониям и приютам. Их число росло: от 1690 в 1897 г. до 45000 в 1905 г. / Гриб В.В. Историческая роль и значение общественных формирований в России в развитии гражданского общества // История государства и права. 2010. N 10. С. 33 - 35.

[11] Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. №2. С.146.

[12] Цит. по: Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004.С. 50.

[13] Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004.С. 50


Информация о работе Особенности становления гражданского общества в России