Особенности российского федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Сейчас Россия переживает сложный переходный период в своем экономическом и политическом развитии. Стране приходится одновременно решать ряд серьезных социально-политических и экономических проблем, охватывающих существенные аспекты общественного, государственного и федеративного устройства России. Нерешенность указанных проблем федерализма России определяет актуальность темы.
Как заметил Вишняков В. Г., «принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации». Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.

Содержание

Введение
1. Понятие федерализма……..…………………………………….............4
2. Развитие российского федерализма…………………………………..12
3. Особенности российского федерализма……………………………...16
4. Перспективы российского федерализма………………………………..21
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Особенности российского федерализма.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Все приведенные выше положения Конституции РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между центром и субъектами РФ в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Кроме вышеуказанных разграничений предметов ведения, во всем остальном субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, в современной  Конституции РФ существует мягкий характер разграничения предметов ведения  и властных полномочий Федерации  и ее субъектов. Так, согласно ст. 78 Конституции, те и другие органы власти «по согласованию»  между собой могут передавать друг другу «осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам».

Несомненно, отмеченная «мягкость» разграничения предметов  ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, а также предоставленная Конституцией возможность взаимной передачи части полномочий — свидетельство компромиссности этих положений, что во многом обусловлено переходным периодом в развитии российского государства. Процесс формирования российского федерализма все ещё не завершен, и это нашло свое отражение в Основном законе страны.

Такое положение, к сожалению, способно порождать конституционные конфликты, что расшатывает российскую государственность. Вспомнить, к примеру, о конфликте, возникшем в 1990-х гг. между Российской

Федерацией и Татарстаном, объявившим себя суверенным государством, «субъектом международного права». Этот конфликт был в определенной мере разрешен договором о разграничении предметов ведения и полномочий, в результате статус Татарстана был приближен к статусу субъекта конфедерации.

К сожалению, до сих пор  не решен окончательно вопрос о структуре и уровнях государственного управления в Российской Федерации. На практике сегодня действуют три уровня государственного управления — федеральный, региональный (субъекты Федерации) и районный, но районный уровень не является легитимным, поскольку законодательно не закреплен. Он сохранился по традиции примерно в 40 субъектах Федерации. Однако обширные российские территории требуют сохранения и законодательного закрепления трехуровневого государственного управления. Эта точка зрения разделяется многими российскими учеными-государствоведами.

Местный уровень управления, согласно Конституции, не является государственным, а представляет собой политическую местную власть, местное самоуправление.

Все это позволяет  представить современную политическую властную вертикаль в РФ как четырехуровневую: федеральная (центральная власть), региональная (субъекты Федерации), районная и местное самоуправление.

 

 

 

 

 

 

4. Перспективы российского федерализма

 

В силу объективных причин процесс формирования подлинного федерализма  в России займет, очевидно, продолжительный  исторический период, в течение которого будут созданы все необходимые условия для его построения. Суть данных условий заключается, на мой взгляд, в создании эффективного рыночного хозяйства и сильных демократически-правовых институтов государства; в формировании гражданского общества и новой политической культуры; в обретении российским народом и государственной власти новой идентичности России. Этот исторический период можно разделить на задачи, как ближайших лет, так и на длительную перспективу.

Если говорить о задачах  формирования подлинного российского  федерализма на историческую перспективу, то они, как мне представляется, заключаются в преодолении стереотипов наследия "социалистического федерализма". Первый из них заключается в отношении к человеку как к "винтику" государственной машины. Данные стереотипы состоят, кроме того, в понимании федерации как вторичной, производной от ее субъектов структуры. Другой стереотип заключается в договорной природе федерализма. Третий - в убеждении необходимости асимметричной федерации. Важнейшим стереотипом советского опыта федерализма является этнонационализм, порождающий этнизацию государственности и огосударствление этничности. Наконец, стереотипом старой федеративной системы до сих пор остаются 83 субъекта федерации, которые не только разнотипны, но и неодинаковы по своему экономическому, социальному, демографическому потенциалу.

Таким образом, движение к подлинному федерализму в России, состоящему в преодолении старых, отживающих стереотипов ушедшей  эпохи, заключается в создании принципиально  новых федеративных отношений, в  отношении к человеку как к свободной личности, интересы

развития которой должны лежать в основе всякой государственной  деятельности. Это движение должно осуществляться свободными индивидуумами, поставившими себе цели единения. Волеизъявление формирующих гражданскую нацию индивидов, а не "торг" между федеральной властью и властью регионов - вот новое понимание сути федерализма.

У проблемы есть и другая сторона: утрата властью идентичности России. Разрушение связи времени, преемственности  и эволюционности в государственном строительстве нашего Отечества в бурные революционные годы, породили историческое беспамятство и нигилизм центральной и региональной власти. Возникла порочная теория, которая гласит, что Россия была учреждена республиками, которые добровольно вошли в ее состав. Так был рожден миф - стереотип о производном характере федерации. Представление это настолько глубоко укоренилось в общественном сознании, что до сих пор проблемы государственного развития современной России рождаются именно этим стереотипом "социалистического федерализма". Безусловно, преодоление данного противоречия в становлении нового российского федерализма возможно только с обретением властью и обществом идентичности России.

Следовательно, представление  о том, что два властных уровня в федерации могут договариваться и договориться между собой о распределении полномочий представляет собой утопию. Источник этого разделения не в них самих, а в гражданском обществе, состоящем из готовых к самоуправлению индивидов. Итак, федерализм, по мнению В.Б.Пастухова, не предполагает вообще никакого договорного процесса между властными структурами, тем более исполнительными, которые по сути дела "нанимают" себе общество. Полномочия властных структур заданы властями в федеративном государстве "третьей стороной" - индивидами гражданского общества. Поэтому эти полномочия не являются

 

собственностью властей  и они не могут ими распоряжаться. Таким образом, власть федерализма и федерализм власти - это способность к самоуправлению свободных личностей гражданского общества. Насколько быстро мы овладеем принципиально новым пониманием сущности федерализма, настолько энергичнее мы будем двигаться к подлинной Российской Федерации.

На этом пути сложнейшим барьером является другой стереотип  теории и практики "социалистического федерализма" - этнонационализм. Преодоление этнонационализма состоит в разгосударствлении этничности и деэтнизации государства, в прекращении порочной политики деления людей на "коренных" и "некоренных".

Существенный прорыв в преодолении этнонационализма заложен в новой Конституции страны, провозгласившей "самоопределение Российской Федерации от имени всего многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве; точно так же источником власти в республиках, краях и областях является все их население независимо от национальности", - отмечалось в Послании Президента России Федеральному Собранию в феврале 1994 года. Важно подчеркнуть, что впервые в истории советской и постсоветской России лидером страны было четко заявлено, что "недопустимо разделение жителей на представителей так называемых "коренных" и "некоренных" национальностей. Равенство прав обусловливает необходимость принятия согласованных решений, учитывающих интересы различных национальных групп".

Одной из важных проблем  преодоления стереотипов "социалистического  федерализма" является совершенствование  государственного устройства России. Этот процесс, очевидно, не преследует

 

цели "губернизации" республик или, наоборот, "республиканизации" краев и областей, но он объективно диктуется экономическими, социальными, демографическими, культурно-историческими, географическими и геополитическими факторами. Надо прямо сказать: не может быть будущего у федерации, состоящей из 83 разнотипных субъектов. В ближайшей перспективе, на мой взгляд, возникнет необходимость нового территориального деления, построенного с учетом комплекса факторов экономического, социального, природно-климатического, демографического, исторического и геополитического характера, обеспечивающих эффективное развитие территорий и высокий уровень жизни населения.

Таким образом, проблемы государственного развития России заключаются  в эволюционных демократических преобразованиях, в ходе которых должны быть достигнуты следующие цели:

    • защита прав и свобод человека;
    • создание стабильных рыночных механизмов функционирования экономики;
    • сильная государственная власть, формирование и развитие правовых институтов государства, подконтрольных обществу;
    • формирование институтов гражданского общества;
    • развитие широкого местного самоуправления;
    • повсеместное развитие культурно-национальной автономии;
    • обретение обществом и властью самоидентичности российской цивилизации.

Очевидно, только при  этих условиях возможно достижение оптимального внутреннего государственного устройства России, достойное и устойчивое развитие нашей страны.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, поняв сущность, принципы и особенности российского федерализма, рассмотрев развитие федеративного устройства России, проанализировав федеративное устройство современной России, а также выявив перспективы российского федерализма можно сделать следующие выводы.

Сейчас Россия  проходит  нелегкий  путь   становления  федеративной государственности через  многослойную федеральную систему, при которой субъекты Федерации при формальном равенстве оказались по многим параметрам фактически неравны. Потребуется сложный, длительный процесс, чтобы субъекты Федерации получили равные права.

Федерализм   представляет   собой универсальный инструмент организации государства, который отвечает как критериям целостности и единства, так и широкой самостоятельности субъектов Федерации. Федеративное устройство - это лучший способ политического развития многонациональной России, переживающей сложный этап глубоких общественных преобразований, установление подлинно равноправных и стабильных отношений между субъектами Российской Федерации, между центральной и местной властью.

Федерация может объединять как равноправных субъектов, так и политико-территориальные единицы, различающиеся по своему статусу, размеру, экономическому потенциалу. Среди федеративных государств есть республики, монархии, объединения княжеств, а некоторые унитарные государства настолько пронизаны федеративным духом, что считаются федерациями фактически.

Природа современной российской федеративной государственности в том, что она зиждется на конституционно-договорном, добровольном разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными

органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации.

На современном этапе  преобладает общая тенденция  выравнивания статуса субъектов  федерации во всех федеративных государствах мира. Демократическое реформирование РФ возможно лишь на базе всестороннего  учета научной теории федерализма  и международной позитивной практики. По мнению большинства политиков и ученых, первостепенное значение имеет установление симметричного конституционного статуса ее субъектов. Решение этой проблемы требует выработки единых конституционных принципов и критериев их образования как гарантии упреждения от субъективизма и волюнтаризма в процессе укрупнения субъектов Федерации и их количественного сокращения, осуществления соответственно этому изменений административно-территориального устройства государства.

В заключении следует сказать, что необходимо уравнять в правах все республики, а также создать механизм разумного и оптимального сочетания федеральных и республиканских интересов, потому что наращивание договоров и иного неравноправия рано или поздно развалит Федерацию. И Россия либо создаст цивилизованную федерацию, либо на 2-3 года увязнет в межнациональных конфликтах. Между тем нельзя рассчитывать на быстроту и легкость проведения радикальной реформы федеративного устройства Российской Федерации. Обеспечить реализацию конституционных норм, устранить все противоречия и пробелы законодательства, укрепить федеративное устройство России – только таким образом можно упрочить стабильность Российской Федерации, ее целостность, ее единство и увести от угрозы распада.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Арзамаскин  Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 1 (74).
    2. Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Голубок С. А. Конституционное право России. М., 2008. С. 160.
    3. Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право, 1998, №12, с. 21.
    4. Граждан В.Д. Теория управления. С. 209
    5. Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М., 2003, с. 300.
    6. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 352.
    7. Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Кулушева М. А. Конституционное право. М., 2007. С. 368.
    8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. – М., 2005. – С. 752.
    9. Конституционное право России. М., 2007. С. 768.
    10. Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 1024.
    11. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 587.
    12. Пастухов В.Б. Новый федерализм для России: институализация свободы // "Полис". N 3. 1994. С. 100
    13. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917 - 1922). М., 1966. С. 107.
    14. Шабо Ж.-Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис. 1993. С. 159
    15. Лексин В.Н. Россия как реальность. // Мир России - 2005 № 1
    16. Кутафин О.Е. Российская автономия. М: 2006.
    17. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М: 1997.
    18. Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999.
    19. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т 2. М: Юристъ 2007г
    20. Федеративный договор от 31 марта 1993 года

Информация о работе Особенности российского федерализма