Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:05, курсовая работа
Сейчас Россия переживает сложный переходный период в своем экономическом и политическом развитии. Стране приходится одновременно решать ряд серьезных социально-политических и экономических проблем, охватывающих существенные аспекты общественного, государственного и федеративного устройства России. Нерешенность указанных проблем федерализма России определяет актуальность темы.
Как заметил Вишняков В. Г., «принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации». Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Введение
1. Понятие федерализма……..…………………………………….............4
2. Развитие российского федерализма…………………………………..12
3. Особенности российского федерализма……………………………...16
4. Перспективы российского федерализма………………………………..21
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие федерализма……..…………………
2. Развитие российского федерализма…………………………………..12
3. Особенности российского федерализма……………………………...16
4. Перспективы российского федерализма………………………………..21
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Сейчас Россия переживает сложный переходный период в своем экономическом и политическом развитии. Стране приходится одновременно решать ряд серьезных социально-политических и экономических проблем, охватывающих существенные аспекты общественного, государственного и федеративного устройства России. Нерешенность указанных проблем федерализма России определяет актуальность темы.
Как заметил Вишняков В. Г., «принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации». Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Объект исследования – федерализм в России.
Предметом исследования являются особенности федерализма в России.
Цель данной работы состоит в изучении развития федерализма в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Практическая значимость работы состоит в том, что предоставленный материал может быть использован в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как «Основы Государственного Муниципального Управления», «Политология», «Теория права и государства». Выводы способствуют более глубокому пониманию конкретных проявлений и тенденций института федерализма в России.
1. Понятие федерализма
Слова «федерализм», «федерация», «конфедерация», «федеративный», «конфедеративный» имеют общий корень и происходят от латинского «feodus», что соотносится с понятием соглашения, контракта, договора, союза. Следовательно, исходный смысл федерации или конфедерации заключатся в том, что они создаются и функционируют на основе соглашения между субъектами, вступающими в определенный союз. Однако в последующем, как это часто бывает, содержание указанного термина существенно изменилось и под влиянием политической практики приобрело ряд новых значений. Федерациями, например, стали называться и государства с формами устройства, ставшими результатом не добровольного волеизъявления и согласия, а навязанной сверху модели.
В узком смысле федерализм обозначает взаимоотношения между различными уровнями государственной власти, то есть ее функционирование по всей вертикали между федеральным центром и субъектами Федерации: в более широком - сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации .
Классический федерализм означает форму политической организации нескольких территориальных или национальных сообществ, бывших независимыми, но решивших объединиться в единое политическое образование. Необходимо отметить, что понятия "федерация" и "федерализм" не всегда совпадают.
Федерация - это форма государственного устройства, предполагающая образование единого государства из нескольких государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Понятие "федерализм" шире и сложнее
понятия "федерация" поскольку включает в себя не только теорию федеративного государства, но и принципы политической организации,
которые позволяют объединить независимые государства под руководством центрального правительства, оставляя за каждым из них определенную долю прав. Обращаясь к понятию «федерализм», известный американский политолог, специалист в области проблем федерализма профессор Д. Элазар указывает на многозначность данного понятия: оно применялось для характеристики нескольких разновидностей политического устройства; федерализм направлен на достижение, как единства, так и разнообразия; федерализм означает как структуру, так и процесс управления; федерализм является как политическим, так и социально-культурным феноменом; федерализм касается и средств, и целей; при помощи федерализма преследуются как ограниченные, так и широкие цели. Сам Д. Элазар считает наиболее простым такое определение федерализма: самоуправление плюс поделенное управление, то есть управление, разделенное на два уровня – федеральный и региональный.
Кроме того, в современных условиях федерализм следует рассматривать в большей степени как принцип связи частей и целого в территориально-политическом устройстве государства, а также как политико-правовую идею достижения компромисса между общегосударственными и местными интересами. Важнейшие цели федеративного государства: Федерации создаются для согласования и обеспечения единства и разнообразия интересов отдельных регионов.
Федерализм - это политико-правовой механизм, защищающий местные сообщества от тирании центрального правительства.
Федерализм является средством демократизации, поскольку позволяет населению участвовать в политическом процессе на нескольких уровнях власти. Федерализм - это метод повышения эффективности государственного управления.
Прежде чем обратиться к характеристике базовых принципов федерализма, необходимо сделать несколько уточнений.
В зарубежной и отечественной литературе названные принципы хорошо представлены в юридической литературе. Вместе с тем, социально-экономический срез их реализации, равно как социально-экономические основы их возникновения проанализированы слабо. Исключение, пожалуй, составляют исследования проблематики бюджетного федерализма. Что же касается таких вопросов как развитие характерных для федеративной формы государственности отношений собственности, экономических основ реализации социальных программ и пр., то здесь многие сталкиваются с известным методологическим вакуумом.
Причины этого, на мой взгляд, не в недостатках теории, а в особенностях исторического опыта зарождения современных федераций. Названные федерации возникали и укрепляли свои позиции как особая форма государственности в период, во-первых, становления рыночных отношений; во-вторых, формирования национальных государств.
Эти процессы, начавшие набирать силу примерно 350 лет назад, совпадали как во времени, так и в пространстве. Рынок приспосабливал к себе форму государственности (унитарную, федеративную). Но, одновременно, названная форма приспосабливала к себе рынок. А если вспомнить, что укрепление рыночных отношений происходило стихийно, то становится понятным, почему научная мысль того периода сконцентрировалась, прежде всего, на оценке уровня гражданских свобод, который федерация могла обеспечить в рамках буржуазного строя.
В последующие периоды потребность в названных исследованиях также не возникала. Рынок и федеративные отношения исторически состоялись. А это, в свою очередь, потребовало от экономической науки обращения не к вопросам теории, а к практическим проблемам: к совершенствованию механизмов (технологий) регулирования федеративных отношений.
Сложившийся исторически обусловленный разрыв между экономической теорией и практикой становления федеративных отношений, поставил перед отечественной наукой ряд принципиальных, не имеющих исторических аналогов, вопросов. Эти вопросы вызваны тем, что в конце ХХ столетия развитые в экономическом отношении федерации (как, кстати, и государства унитарные) перешли в новое качественное состояние. Это состояние связано с социальной переориентацией экономики, приведшей к переходу к новому качеству роста. В свою очередь, данный переход способствовал повышению регулирующей роли государства, вытеснению стихии из экономики и из практики государственного регулирования.
Пытаясь найти свое место в мировом сообществе, а также в международном разделении труда, Россия не может не принимать во внимание специфику происходящего общецивилизационного сдвига. А это, в частности, требует уделить самое пристальное внимание к разработке соответствующей отечественным реалиям теории государственного регулирования. Названная теоретическая конструкция не может быть ограничена лишь отработкой механизмов перехода от административно-командной системы управления к социально-ориентированному рыночному хозяйству. Этот переход должен быть органично увязан с формированием социально-экономических основ федеративных отношений.
Если данный вывод справедлив, то логично предположить, что Российская Федерация не может следовать тем же путем, по которому более 300 лет шли современные реальные федерации. Стихийное формирование рынка и федеративных отношений приведет к исчезновению России с экономической и политической карты мира. Нам не подходит и применяющийся ныне в названных федерациях "технологический" подход к
регулированию рассматриваемых отношений. Он реализуем лишь в устоявшемся государстве и в стабильном обществе.
Таким образом, перед
отечественной наукой и практикой
стоит достаточно простая по формулировке,
но предельно сложная по реализации
задача. Ее смысл в выработке
Основополагающим принципом федерализма выступает равенство прав федерации и ее субъектов в рамках предметов их ведения. Названный принцип является системообразующим, базовым. Все остальные ему подчинены и из него вытекают. Назову четыре важнейшие из них.
Первый. Федерация и субъекты федерации в рамках собственных предметов ведения признаются полностью равноправными сторонами федеративных отношений. Потому федерация и субъекты федерации в равной степени ответственны за осуществляемые ими полномочия. Но полномочия каждой стороны охватывают только те сферы, которые не может или не должна брать на себя другая сторона.
Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что стороны не наделяются отмеченными полномочиями по чьему-либо произволу, конъюнктурному или политическому решению. Речь идет о добровольной передаче их снизу-вверх. А поскольку, согласно исторической логике, федерацию образуют ранее суверенные государства, то результатом этой
передачи выступает утрата ими одной части своих суверенных прав, при сохранении за собой другой их части.
Таким образом, в федеративных
государствах изначально имеет место
двухуровневая национально-
Второй. То обстоятельство,
что федерацию создают
То обстоятельство, что в федерацию входят ранее суверенные государства, означает, что они обладали не только соответствующей государственной атрибутикой. Суверенитет базируется на экономической самодостаточности, т.е. на способности обеспечить потребности своих граждан и свою безопасность за счет использования внутренних экономических ресурсов. При ином варианте, государство не имеет исторических перспектив.
Таким образом, реальная федерация возникает только тогда, когда объединяются и получают равные права экономически самодостаточные субъекты. Именно это обеспечивает их последующую политическую и правовую равностатусность, а не наоборот. Что же касается регионов, не способных реализовать принцип экономической самодостаточности, то, соответственно, они не могут быть признаны и не признаются субъектами федерации.
Третий. Этот принцип связан с конституированием в федерациях (в отличие от унитарных государств) двух уровней государственной
собственности. Наличие
государственной собственности
федерации и государственной
собственности субъектов