Особенности развития правового государства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Проблемы научного обоснования и изучения конституционного (государственного) права и государственно-правовой надстройки в целом волнуют общество с давних времён. В нашей стране учёные обществоведы уделяют своё внимание этой теме уже более века. Ещё в царской России, несмотря на отсутствие конституции, наука государственного права существовала и развивалась.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Правовое государство как философская и юридическая проблема……………………………………………………………………. 4

1.1. Возникновение идеи правового государства………………………4

1.2. Понятие правового государства…………………………………….7

1.3. Признаки правового государства………………………………….8

2. Правовое государство как элемент Конституционного строя Российской Федерации………………………………………………………14

3. Особенности развития правового государства в Российской Федерации……………………………………………………………………….18

3.1. История науки…………………………………………………………18

3.2. Развитие правового государства в Российской Федерации………23

Вывод………………………………………………………………………25

Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Политология2.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     В условиях тоталитарного, репрессивного  государства лю-бое отступление  от названных идей жестоко пресекалось, и наука могла развиваться  только на их основе. Поэтому для  научных исследований в методологическом плане была характерна заданность выводов, и они должны были служить подтверждением социалистических идеологических постулатов.

     Однако  сказанное не дает оснований зачеркнуть все итоги исследований государствоведов того периода. Если снять чисто идеологические, политические оценки, в рамки которых была поставлена наука, то бесспорны большие достижения в познании чисто правовых теоретических проблем отрасли государственного права. Это относится, прежде всего, к общетеоретическим проблемам отрасли, к исследованию ее специфики, особенностей ее предмета, способов реализации государственно-правовых норм, видов государственно-правовых отношений, их субъектов и т. д. Имеются серьезные исследования по проблемам источников государственного права, обоснования юридического значения такого акта, как Конституция, ее функций, юридических свойств.

     Обстоятельно  разработаны проблемы ответственности  в государственном праве, санкций, присущих этой отрасли.

     Серьезные исследования проведены по таким  узловым концепциям государственно-правовой науки, которые касаются сущности государственного суверенитета, общих вопросов народного представительства, форм непосредственной демократии, проблем правового статуса личности.

     Рамки общеидеологических установок оставляли известный простор для дискуссий по государственно-правовым проблемам, критики действовавшего государственно-правового законодательства, в том числе и конституционных положений. Наука делала выводы о путях развития государственно-правового регулирования, устранения имеющихся в нем пробелов.

     Определенный вклад внесла наука в разработку и обоснование основных теоретических понятий и категорий, которыми оперировало конституционное и текущее государственно-правовое законодательство, научное обоснование их содержания.

     Научные разработки способствовали практической деятельности, связанной с разработкой конкретных законодательных актов, проблем систематизации государственно-правового законодательства, планов законодательных работ. Научные проблемы разрабатывались учеными всех союзных республик, входящих в состав бывшего Союза ССР. К таким проблемам относились как общетеоретические аспекты государствоведения, так и специфические, присущие каждой данной национальной республике. Научные разработки концентрировались в соответствующих институтах союзной и республиканских академий наук, в высших юридических учебных заведениях.

       Образование на месте бывшего  Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых  систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование как науки конституционного права. Ее становление связано с отказом от приоритетов названных выше социалистических принципов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми.

     Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, она освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узко классовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.

     Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего «социалистическому» этапу развития страны, отказ от монополии одной марксистско-ленинской идеологии, либо любой другой, от принципа однопартийности, становятся отправными принципами конституционно-правовых исследований.

     Изменяются  и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования, признание множественности форм собственности, в том числе, частной собственности, требует новых подходов к теоретическому анализу конституционных положений в этой сфере.

     Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций новой Российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов .

     В настоящее время ведущее место  науки государственного (конституционного) права определяется значимостью  государственного права как отрасли права. В связи с новым этапом развития государственного-конституционного права в нашей стране, в последнее время несомненно расширилась и сфера деятельности соответствующей науки. В связи с этим наметился ряд проблемных вопросов, требующих рассмотрения. Среди них,    например, вопросы её предмета и метода, места в системе юридических наук. Не разработаны проблемы методологии и частных методов исследований в этой области. Мало исследований истории развития науки государственного права. В связи с провозглашением идеологического многообразия нуждаются в новых исследованиях, по существу, все основные институты и понятия государствоведения.

     Самой острой проблемой указанной науки  сегодня является разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства для нового исторического этапа развития Российской Федерации. 

     3.2. Практика становления  правового государства  в России.

     Россия  на сегодняшний день считается правовым государством, что закреплено в статье 1 Конституции РФ. Под правовым государством обычно понимается “практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и свободы личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия” . Если следовать этому определению, то Россия не может являться правовым государством, так как на данный момент Россия является чисто бюрократическим государством. Бюрократическая машина мешает в полной мере защите свобод граждан, осуществлению народовластия. Государство, по своей структуре являющееся бюрократическим, не может эффективно бороться с бюрократией, так как это был бы полный абсурд: борьба бюрократии с бюрократией.

     Для создания правового государства  нужны соответствующие условия  и первое из них – наличие развитого  гражданского общество, то есть как раз то, чего России в первую очередь не хватает. В России есть парламент, есть более или менее демократическая Конституция, органы конституционного контроля, развитая судебная система, но отсутствует гражданское общество, все ветви власти являются более или менее зависимыми от исполнительной власти, которая по идее должна просто исполнять постановления других властей, нет реальной защиты прав и свобод граждан, так как суд не возвышен до некоего образца, средства обеспечения правовой государственности. Отсутствие всего выше перечисленного мешает построению правового государства в России. “Необходимым аспектом и условием развития человека как разумного и гуманного существа является его свобода”.  Отсутствие свободы тормозит развитие права, а как следствие из этого — возникновение правового государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

       В настоящее время ведущее  место науки государственного (конституционного) права определяется значимостью  государственного права как отрасли  права. В связи с новым этапом  развития государственного конституционного права в нашей стране, в последнее время несомненно расширилась и сфера деятельности соответствующей науки. В связи с этим наметился ряд проблемных вопросов, требующих рассмотрения. Среди них,    например, вопросы её предмета и метода, места в системе юридических наук. Не разработаны проблемы методологии и частных методов исследований в этой области. Мало исследований истории развития науки государственного права. В связи с провозглашением идеологоического многообразия нуждаются в новых исследованиях, по существу, все основные институты и понятия государствоведения.

     Самой острой проблемой указанной науки  сегодня является разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства для нового исторического этапа развития Российской Федерации.

       
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

     1. Конституция РФ;

     2. Комментарий к Конституции РФ, М., 1994;

     3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.,1995;

     4. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1994;

     5. Общая теория права и государства. / под ред. В.В.Лазарева. – М.: Юрист, 1994. – С. 293;

     6. Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989;

     7. Коваленко А.И. Наука государственного конституционного права Российской Федерации. – М., 1995;

     8. Конституционное право зарубежных стран М.1993.

Информация о работе Особенности развития правового государства в Российской Федерации