Особенности развития правового государства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Проблемы научного обоснования и изучения конституционного (государственного) права и государственно-правовой надстройки в целом волнуют общество с давних времён. В нашей стране учёные обществоведы уделяют своё внимание этой теме уже более века. Ещё в царской России, несмотря на отсутствие конституции, наука государственного права существовала и развивалась.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Правовое государство как философская и юридическая проблема……………………………………………………………………. 4

1.1. Возникновение идеи правового государства………………………4

1.2. Понятие правового государства…………………………………….7

1.3. Признаки правового государства………………………………….8

2. Правовое государство как элемент Конституционного строя Российской Федерации………………………………………………………14

3. Особенности развития правового государства в Российской Федерации……………………………………………………………………….18

3.1. История науки…………………………………………………………18

3.2. Развитие правового государства в Российской Федерации………23

Вывод………………………………………………………………………25

Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Политология2.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

     1. Правовое государство  как философская  и юридическая  проблема……………………………………………………………………. 4

     1.1. Возникновение идеи правового  государства………………………4

     1.2. Понятие правового государства…………………………………….7

     1.3. Признаки правового государства………………………………….8

     2. Правовое государство  как элемент Конституционного  строя Российской  Федерации………………………………………………………14

     3. Особенности развития  правового государства  в Российской Федерации……………………………………………………………………….18

         3.1. История науки…………………………………………………………18

     3.2. Развитие правового государства  в Российской Федерации………23

     Вывод………………………………………………………………………25

     Список  литературы…………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Проблемы  научного обоснования и изучения конституционного (государственного) права и государственно-правовой надстройки в целом волнуют общество с давних времён. В нашей стране учёные обществоведы уделяют своё внимание этой теме уже более века. Ещё в царской России, несмотря на отсутствие конституции, наука государственного права существовала и развивалась. Однако в советское время ей был нанесён определённый ущерб. В те времена она не существовала как самостоятельная наука, а входила в состав единой науки «советского государственного права». Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как несоответствующие господствующей идеологии марксизма-ленинизма. Однако время не стоит на месте, с разрушением того строя произошли исторические изменения и в стране и в сознании и в отношении к общественным наукам.

     Сегодня перед нашим обществом стоит  благородная историческая задача - построение правового государства. При решении этого вопроса  повышается актуальность всех общественно-правовых наук.  Особая роль здесь отведена науке конституционного права, как науке изучающей устройство и функционирование государства и его органов.

     Признание новых приоритетов человеческих ценностей, освобождение от глобального  огосударствления ознаменовали новый  этап в развитии науки. 
 
 
 
 

     Глава 1. Правовое государство как философская и юридическая проблема

     1.1. Возникновение идеи  правового государства.

     Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться  уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

     Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних  мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где отсутствует  власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме  государственного строя”.  Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних  прогрессивных учений о правовом государстве.

     В период начавшегося разложения феодализма  идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени  Н. Макиавелли и Ж.Боден. В своей  теории Макиавелли предпринял попытку  набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

     В период ранних буржуазных революций  в разработку концепции правового  государства значительный вклад  внесли прогрессивные мыслители  Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

     Гроций  был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку  свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

     Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

     Гоббс разработал ряд прогрессивных положений  о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

     Локк  также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

     Монтескье объяснял установление правовой государственности  необходимостью свободы в гражданском  обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что  запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”.  Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

     Значительный  вклад в разработку основополага¬ющих  элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.

     Кант  обосновал и детально разработал философскую основу теории правового  государства, центральное место, в  котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”. 

     Философская концепция правового государства  по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

     Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени  и опыта прошлого. Если отвлечься  от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

     Идеи  правового государства нашли  широкое отражение и в русской  политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чер¬нышевского, А.И.Радищева.

     После октябрьской революции идея правового  государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже  полностью исключена из действительности.

     В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве. Это нашло свое отражение в ст. 1 Конституции, где говорится, что “Россия есть демократическое правовое государство...”  

     1.2. Понятие правового  государства

     Правовое  государство – многомерное развивающе¬еся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношени¬ях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.  При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

    1.3. Признаки правового  государства

     В правовом государстве выделяют как  минимум четыре основных признака:

    • Разделение властей;
    • Верховенство закона;
    • Строгое соблюдение прав и свобод человека;
    • Социальная и юридическая защищенность личности.

     Кроме этого иногда выделяют также и  другие признаки правового государства:

     Сосредоточение  всех прерогатив государственно-властного  регулирования в системе государственных  институтов;

     Наличие развитого гражданского общества;

     Создание  антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене  или институте;

     Установление  в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

     Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;

     Соответствие  внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

     Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было;

     Возвышение  суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

    • Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;
    • Единство прав и обязанностей граждан.

     Признаки  правового государства отражают основные его черты, которые обязательно  должны в нем  присутствовать.

     Разделение  властей означает, что каждая из трех существующих в государстве  властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

     Верховенство  закона означает, что государство  и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать  закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

     Защита  прав и свобод человека – это, прежде всего, конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство  обязано защищать человека, а человек  соответственно обязан защищать свое государство.

     Правовое  государство немыслимо без развитого  гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового  государства, так как у нас  отсутствует даже простое понимание  того, что закон должен стоять выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель – глава исполнительной власти. Общество может стать только тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как предложило нам Европейское Сообщество, а сообразуясь с положением в стране.

     Созданию  антимонополистических механизмов во властных структурах должна препятствовать толково написанная Конституция, четко  разграничивающая обязанности и возможности каждой из ветвей власти. Когда исполнительная власть оплачивает все остальные ветви власти, ни о какой независимости различных ветвей власти речи идти не может.

     В правовом государстве государственная  власть не может зависеть ни от кого, но тем не менее она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Далее уже идет задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.

Информация о работе Особенности развития правового государства в Российской Федерации