Особенности применения источников международного права в национальной правовой системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Международным сообществом давно признано, что принятие на себя тех или иных международных обязательств означает обязанность для государства соблюдать их. При этом противоречащие нормы внутренних актов должны быть скорректированы. В статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров предусмотрено, что участник договора не может ссылаться на положение своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора

Содержание

1. Особенности применения источников международного права в национальной правовой системе…………………………………………........3
2. Задача 12
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

Конституционное право применение источников международного права в национальной правовой системе военная академия 7884508 31.03.11.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Нельзя  исключать и такой ситуации, когда  прекращение, в том числе денонсация, или приостановление действия международного договора Республики Беларусь будет  вызвано решением Конституционного Суда Республики Беларусь. Однако и Конституционный Суд, и органы, в компетенцию которых входит принятие решения о согласии на обязательность международного договора для Республики Беларусь, должны исходить из того, что такая процедура (прекращение или приостановление действия международного договора) должна осуществляться в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права, т.е. можно говорить о «связанности» такого решения Конституционного Суда [3, с.39].

     Конституционный Суд рассматривает дела и даёт заключение о:

     — соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

     — соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

     — соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

     — соответствии актов любого другого  государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь [4, c.39-40].

     Приоритет норм международного права находит  своё развитие также и в разделе Конституции, посвященном правам и свободам граждан. Государство гарантирует не только права и свободы, закреплённые в Конституции, но и предусмотренные обязательствами республики перед международным сообществом. Такая формулировка обязывает государственные органы не просто отдавать приоритет международным обязательствам по отношению к законам и подзаконным актам, но и принимать названные формы права в строгом соответствии с международными обязательствами.

     Необходимо  повысить эффективность судебной защиты прав и свобод граждан, закреплённых в международных договорах Республики Беларусь.

     В соответствии со статьёй 112 Конституции Республики Беларусь, если суд (общий или хозяйственный) при рассмотрении конкретного дела придёт к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он должен принять решение в соответствии с Конституцией и поставить в установленном порядке (обратившись в Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд) вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Аналогичное правило должно действовать и в случае выявления расхождений между вступившими в силу международными договорами и иными правовыми актами (законами, декретами, указами и др.). Причём внедрение на практике такого правила не требует специального законодательного урегулирования. К этому, по существу, обязывает содержание статей 8, 112, 116, 137, 142 Конституции, а также некоторых других актов законодательства.

     В целях более широкого ознакомления граждан, должностных лиц с нормами наиболее важных международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь, необходимы издание соответствующих сборников, организация циклов лекций и передач на телевидении и радио [3, с.40-41]. 
 
 
 
 
 
 

     2. Задача

 

     Гражданин С. в 2005 году поступил в Военную академию на бесплатной основе и заключил контракт с Министерством обороны в лице начальника Академии. В 2007 году был уволен из рядов Вооруженных сил за проступки, дискредитирующие воинское звание. В настоящее время военной прокуратурой ему предложено возместить расходы на обучение. Между тем, согласно статьи 49 Конституции Республики Беларусь, каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующе образование в государственных учебных заведениях. Гражданин С. считает, что возмещение расходов на обучение фактически устанавливает ограничение действия конституционной нормы и нарушает конституционное право на получение бесплатного образования отдельных категорий граждан. Каким образом должна решиться данная ситуация? 

     Статья 49. Каждый имеет право на образование.

     Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное  и высшее образование доступно для  всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных заведениях [4, c.14-15].

     Право на равные возможности доступа к  национальной системе образования  имеют все лица, проживающие в  Республике Беларусь (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории республики). Это право согласно статьи 3 Кодекса Республики Беларусь об образовании обеспечивается:

     — развитием сети учреждений образования системы образования;

     — созданием социально-экономических условий для получения бесплатного образования в государственных учреждениях образования;

     — частичным или полным финансированием из республиканского и (или) местных бюджетов расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период обучения. Категории граждан, размеры и формы оказываемой помощи устанавливаются Правительством;

     — запрещением сокращения в государственных учреждениях образования количества мест, предназначенных для получения бесплатного образования гражданами, за счет увеличения приёма лиц на платную форму обучения;

     — созданием условий для получения образования с учётом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся (воспитанников);

     — наличием разнообразных форм получения образования, типов учреждений образования;

     — созданием необходимых условий для получения образования и социальной адаптации лицам с особенностями психофизического развития;

     — предоставлением возможности получения образования за плату;

     — созданием системы кредитования граждан, получающих образование за плату.

     Все государственные и негосударственные  образовательные и воспитательные заведения на территории Республики Беларусь принадлежат к национальной системе образования республики.

     Единство  и непрерывность основного образования  обеспечиваются преемственностью уровней  образования, согласованностью образовательных  стандартов, учебных планов и учебных  программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования.

     В вышеуказанном Кодексе определены права и обязанности учащихся, студентов, иных категорий обучающихся, а также права и обязанности родителей и лиц, их заменяющих.

     В соответствии со статьёй 30 Кодекса студентами высших учебных заведений являются лица, зачисленные в установленном порядке в высшее учебное заведение для получения образования первой, второй ступени высшего образования.

     Лица, обучавшиеся за счет средств республиканского бюджета на первой либо второй ступени  высшего образования в дневной  форме получения высшего образования, в том числе по договору о целевой  подготовке, подлежат распределению  в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. В статье 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании говорится о возмещении в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего [5].

     В условии задачи сказано, что гражданин  С. заключил контракт с Министерством обороны в лице начальника Академии, т.е. обучался на договорной основе в соответствии с чем и должен возместить расходы на его обучение. 
 
 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Большой юридический  словарь / В.Н. Додонов [и др.]; под  общ. ред. В.Н. Додонова. — Москва: Инфра-М, 2001. — 790 с.
  2. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. — Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. — 832 с.
  3. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: Научно-практический комментарий / Г.А. Василевич. — Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2006. — 337 с.
  4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года) – Мн.: Амалфея, 2006. – 48с.
  5. Об образовании: Кодекс Республики Беларусь, 13 янв. 2011 года, № 243–3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

Информация о работе Особенности применения источников международного права в национальной правовой системе