Особенности применения источников международного права в национальной правовой системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Международным сообществом давно признано, что принятие на себя тех или иных международных обязательств означает обязанность для государства соблюдать их. При этом противоречащие нормы внутренних актов должны быть скорректированы. В статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров предусмотрено, что участник договора не может ссылаться на положение своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора

Содержание

1. Особенности применения источников международного права в национальной правовой системе…………………………………………........3
2. Задача 12
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

Конституционное право применение источников международного права в национальной правовой системе военная академия 7884508 31.03.11.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности применения источников международного права  в национальной правовой системе
 

     Международным сообществом давно признано, что принятие на себя тех или иных международных обязательств означает обязанность для государства соблюдать их. При этом противоречащие нормы внутренних актов должны быть скорректированы. В статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров предусмотрено, что участник договора не может ссылаться на положение своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора [3, c.38].

     Что касается международных договоров  как источников права, то следует  иметь в виду, что Конституция Республики Беларусь не допускает заключения противоречащих ей международных договоров. Для нашего законодательства и практики его реализации важен учёт положений международных документов, которые выступают в качестве своего рода стандарта для страны, вступившей на путь демократии.

     До  недавнего времени в нашем  законодательстве не было общей формулировки, согласно которой международные  договоры, заключенные в соответствии с конституционной процедурой, составляют неотъемлемую часть белорусского права и республиканского законодательства. В отдельных правовых источниках (кодексах, законах) иногда подчёркивалось верховенство международного договора по отношению к конкретному нормативному акту. Однако для непосредственного применения международного договора этого ещё недостаточно. Законом от 23 октября 1991 года «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Беларусь» в редакции от 8 июля 1998 года (в настоящее время — Закон «О международных договорах Республики Беларусь») предусмотрена определённая процедура имплементации международных договоров во внутреннее законодательство. Важно иметь в виду, что согласно новой редакции статьи 15 указанного Закона общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь права. При этом предусмотрено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для неё соответствующего международного договора.

     Наша  правовая традиция интеграции международного договора посредством использования  соответствующей процедуры (ратификация, присоединение, утверждение) предопределяет место международного договора в зависимости от места, которое занимают законы о ратификации договоров. Согласно части третьей статьи 8 и части четвёртой статьи 116 Конституции они носят подконституционный, но надзаконный характер, включая кодексы и программные законы (их два), то есть обладают и по отношению к последним более высокой юридической силой. При этом даже в случае расторжения норм международных договоров и новых законов общепринятое правило о том, что новый закон отменяет старый, не применяется, т.е. в случае расхождения этих актов приоритетом пользуются нормы международных договоров. По существу здесь должен действовать принцип lex specialis. Этот принцип должен быть соблюдён даже если в новом законе прямо сказано о его верховенстве по отношению к международному договору. Исключение, как уже отмечалось, возможно при установлении в законе большего объёма гарантий.

     При этом, на наш взгляд, исходя из закреплённого  в самой Конституции верховенства общепризнанных принципов международного права можно сделать вывод, что толкование конституционных норм должно происходить именно с учётом определённого этими принципами вектора развития законотворческой и правоприменительной деятельности, смысла, придаваемого международным документам. В то же время смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти также должны определяться как общепризнанными принципами, так и ставшими обязательными для Беларуси нормами международных договоров. Это может быть успешно реализовано в силу почти полного воспроизведения в конституционном тексте основных идей и положений международных документов, составляющих Билль о правах человека.

     В декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и содружества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, прямо закреплено, что при толковании и применении изложенные в ней принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов (например, права человека и территориальная целостность).

     Международный договор Республики Беларусь, который  вступил в силу, обладает юридическим  верховенством по отношению к  другим подконституционным актам (законам, декретам, указам, постановлениям и др.). Это обязывает правотворческие и правоприменительные органы при принятии соответствующих решений руководствоваться нормами международных договоров.

     Важно подчеркнуть, что ратификации Национальным собранием Республики Беларусь подлежат международные договоры Республики Беларусь, при подписании которых стороны договорились о ратификации; устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в законах Республики Беларусь, декретах и указах Президента Республики Беларусь; предметом которых являются споры, относящиеся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированные законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь; о территориальном разграничении Республики Беларусь с другими государствами; об участии Республики Беларусь в межгосударственных образованиях.

     Международные договоры Республики Беларусь, не подлежащие ратификации и не вступившие в  силу со дня подписания, подлежат утверждению. Межгосударственные договоры Республики Беларусь утверждает Президент Республики Беларусь, а межправительственные договоры Республики Беларусь — Совет Министров Республики Беларусь. Предложения относительно утверждения международного договора Республики Беларусь по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Беларусь вносятся в Совет Министров Республики Беларусь в трёхмесячный срок со дня его подписания республиканскими органами Республики Беларусь, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые этим договором [2, с.22-25].

     Рассмотрение  проблемы реализации положений международного права невозможно без определения её значения в системе международного права. Любая система юридических норм, как бы блестяще она ни была разработана, не имеет права на существование, если она реально не воздействует на общественную жизнь. Право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Сами по себе правовые нормы являются лишь выражением абстрактной возможности и долженствования к действительному поведению субъектов, а поэтому реальное содержание регулятивных свойств может проявиться лишь через процесс реализации. Иначе говоря, без осуществления права, без наполнения его норм живым практическим содержанием не может быть правового регулирования общественных отношений, являющегося функцией права. Проблема реализации правовых предписаний является центральной как для внутригосударственного, так и для международного права.

     Следует отметить, что, среди юристов занимающихся проблемами взаимоотношения международного и национального права нет единого мнения, в вопросе об определении и правовом содержании процесса взаимодействия международного и национального права, в результате которого нормы международного права включаются в систему национального права.

     Термины (трансформация, инкорпорация, рецепция, адаптация, имплементация), используемые в данной связи в большинстве случаев опосредствованы подходами к взаимоотношению международного и национального права (монистическая и дуалистическая концепции). Не акцентируя внимания на сути указанных концепций, отметим, что в последнее время для обозначения процесса внедрения (включения) норм международного права и Права прав человека в особенности, наиболее распространён термин «имплементация».

     В международном праве для обозначения понятия включения (осуществления) норм международного права в национальное право, термин «имплементация» получил широкое распространение. Произошедший от английского implementation (осуществление, выполнение), термин «имплементация» прочно укоренился в международно-правовой практике. Его можно встретить в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и её органов, решениях иных международных организаций, принятых в связи с обсуждением вопросов о ходе реализации международных договоров в гуманитарной сфере.

     Авторы  Большого юридического словаря определяют имплементацию как — «фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне; осуществляется путём трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты» [1, c. 199].

     Суверенное  равенство государств, их независимость  в осуществлении внутренней и  внешней политики обусловили то обстоятельство, что они, являясь создателями  международно-правовых норм, выступают  в то же время основными субъектами их имплементации. Подавляющее большинство международно-правовых норм, содержащихся в международных документах, реализуется через национальный механизм имплементации. Однако имплементация норм международного права на национальном уровне — основной, но не единственный путь их реализации.

     В нормах международного права закреплены дополнительные международно-правовые и организационные средства обеспечения  имплементации на международном  уровне, которые в своей совокупности составляют международный механизм имплементации норм международного права.

     Республика  Беларусь является участницей таких  фундаментальных международных  документов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и ряда других.

     В отличие от названных международных пактов, «Всеобщая декларация прав человека» не ратифицировалась государствами, но это не снижает её значимости для формирования новых реалий в обществе и государстве. Неукоснительное соблюдение этих документов будет способствовать существенному изменению характера отношений между государством и человеком. Обеспечение закрёпленных в них прав и свобод, выполнение предусмотренных обязанностей является неотъемлемым признаком правового государства — государства, где действуют общепринятые международные стандарты.

     Предшествующий  опыт показывает, что необходимо ещё много сделать для формирования уважительного отношения к нормам международного права. Исправлять ситуацию необходимо, начиная с образования школьников и студенческой молодежи. Это направление должно стать одним из важнейших аспектов гуманитарного образования в целом.

     Следует стремиться к тому, чтобы нормы  международного договора не ущемляли права и свободы, предусмотренные  в обычном законе. Именно с этой целью, например, в статье 39 Закона «О правах ребенка» от 25 октября 2000 года предусмотрено: если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, предусматривающие более полную защиту прав и интересов ребенка, чем те, которые содержатся в указанном законе, то применяются правила международного договора.

     Ратификация международного договора Республики Беларусь осуществляется в форме закона. Закон о ратификации международного договора возводит международный договор в ранг актов, стоящих над обыкновенными законами, включая и программные законы (часть четвёртая статьи 104 Конституции). Важность определения места международных договоров в иерархии правовых актов состоит в том, что в них часто содержатся нормы о дополнительных гарантиях прав и свобод человека. Проверка Конституционным Судом конституционности может касаться международных документов (договоров, соглашений и др.), которые еще не вступили в силу для Республики Беларусь. Кроме того, речь идёт об их сопоставлении (проверке) на предмет соответствия не только ратифицированным актам, но и международным договорам, ставшим обязательными иным способом, поскольку согласие Республики Беларусь на обязательность для неё международного договора может быть выражено путем утверждения договора, присоединения к нему либо другим способом, о котором условились договаривающиеся стороны.

     В связи с этим допустимо внесение на рассмотрение Конституционного Суда предложения о проверке соответствия не только Конституции, но и международным  актам, ставшим обязательными для  Республики Беларусь в результате ратификации, утверждения, присоединения и другим способом, тех международных документов, которые ещё не обрели такую силу, то есть не стали до выполнения соответствующей процедуры обязательными для нашего государства. Это позволит обеспечить системность международных договоров, устранить возможные противоречия между их нормами.

Информация о работе Особенности применения источников международного права в национальной правовой системе