Особенности правотворческой деятельности Президента Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:42, реферат

Описание работы

Институт президентства в системе государственной власти в Республике Беларусь был впервые закреплен в Конституции Республики Беларусь, принятой на тринадцатой сессии Верховного Совета двенадцатого созыва 15 марта 1994 года. В соответствии со статьей 95 Конституции 1994 года до внесения в нее изменений и дополнений Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти.

Содержание

Введение
1.Право законодательной инициативы. Право вето
2.Декреты и указы Президента Республики Беларусь
3.Право созыва и роспуска Парламента
4.Кадровые назначения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Особенности правотворческой деятельности Президента Республики Беларусь.docx

— 40.04 Кб (Скачать)

     Согласно  статье 79 Конституции Республики Беларусь 1994 года до внесения в нее изменений  и дополнений единственным законодательным  органом государственной власти Республики Беларусь являлся Верховный  Совет. Новая редакция Конституции  закрепила законодательную власть не только за Национальным собранием  Республики Беларусь, избирательным  корпусом, но и за Президентом. Так, в случаях, предусмотренных статьей 101 новой редакции Конституции Республики Беларусь 1994 года, Президент вправе издавать декреты, имеющие силу закона.

     Действующая редакция Конституции предусматривает  издание Президентом двух видов декретов, имеющих силу закона. Во-первых, это декреты, издаваемые на основании закона, принятого по предложению Президента большинством голосов от полного состава Палаты представителей и Совета Республики, который предоставляет ему законодательные полномочия на определенный срок и по определенному предмету регулирования. Во-вторых, временные декреты, издаваемые Президентом по собственной инициативе или по предложению Правительства в силу особой необходимости и представляемые в трехдневный срок для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Временные декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе временных декретов, которые отменены [1, часть третья статьи 101].

     Нормотворческий процесс в Республике Беларусь включает в себя не только принятие Парламентом  законов, но и создание Президентом, Советом Министров, республиканскими органами государственного управления, органами местного самоуправления различных  нормативных актов. Выше шла речь о декретах Главы государства, сейчас следует остановиться на таком виде его актов, как указ.

     До 27 ноября 1996 года, когда вступила в  силу новая редакция Конституции 1994 года, и в настоящее время рассматриваемый  вид актов Президента играл и  играет существенную роль в правотворчестве  нашего государства, несмотря на то, что  абсолютное большинство из указов не носило нормативного характера. В целом  в 1994 г., 1995 г., 1996 г. было издано соответственно 287, 527 и 581 указов. До внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию, указы Президента, согласно действовавшего законодательства, должны издаваться на основе и в целях исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь и постановлений Верховного Совета и не противоречить им. В случае же отсутствия нормы закона, необходимой для осуществления деятельности исполнительной власти в какой-либо сфере отношений, Президент должен был воспользоваться правом законодательной инициативы [4, статья 30].

     В действующей редакции Конституции  «статус» указа изменен. Помимо общей нормы, которая закрепила за Президентом право на издание указов, имеющих обязательную силу на всей территории Республики Беларусь (часть первая статьи 85 Конституции), Конституция различает два вида указов: а) указы, изданные во исполнение закона и соответствующие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам [1, абзац третий части четвертой статьи 116]; б) указы, полномочия на издание которых не было «предоставлено законом» [1, часть третья статьи 137]. Анализ  статьи 137 действующей редакции Конституции позволяет сделать вывод, что если указ Президента издан без специального указания для его издания в законе, то он должен соответствовать только Конституции, и имеет приоритет над законом.

     Всё сказанное даёт основания для  заключения, что законодательная  власть в Республике Беларусь принадлежит  трём субъектам: избирательному корпусу  путём республиканского референдума, Национальному собранию и Президенту Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Право созыва и роспуска Парламента
 

     Крайне  важными полномочиями главы государства  в сфере законодательства любой  страны являются право на созыв и  роспуск парламента.

       Обладая по действующей Конституции  правом на созыв внеочередных  сессий палат, Президент тем самым владеет одним из важных средств воздействия на Парламент и, соответственно, на законотворчество. Это особенно ярко проявляется, когда глава государства хочет добиться принятия каких-либо экстренных мер либо, наоборот, воспрепятствовать их принятию.

     Право роспуска парламента, как правило, предоставляется  главе государства в странах  со смешанными и парламентскими формами  правления и является весьма действенным  средством влияния на законодательную  власть. Данное право уравновешивается правом парламента на смещение правительства  путем выражения ему вотума недоверия. В том случае, если парламент состоит  из двух палат, исполнительная власть (глава государства) в большинстве  стран может распустить только нижнюю палату, а верхняя палата не подлежит роспуску, продолжая осуществлять свои парламентские полномочия.

     Согласно  действующей редакции Конституции  Республики Беларусь, Президент вправе досрочно прекратить полномочия Палаты представителей: при отказе в доверии  Правительству; при выражении вотума недоверия Правительству; при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Президент также вправе досрочно прекратить полномочия Палаты представителей либо Совета Республики на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции [1, части первая и вторая статьи 94]. Последнее основание для досрочного прекращения полномочий Парламента является результатом принятия консультативного решения на республиканском референдуме, проведенного 14 мая 1995 года по предложению Александра Лукашенко, когда впервые в законодательстве республики появилось право досрочного прекращения Президентом полномочий Верховного Совета Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции. Решения по названным вопросам Президент вправе принять не позднее чем в двухмесячный срок после консультации с председателями палат [1, часть третья статьи 94].

     С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению  Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей [1, часть третья статьи 93]. Вместе с тем, рассматриваемые полномочия Президента по роспуску палат Парламента ограничены рядом условий. Так, палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещения Президента с должности, а также в течение года со дня первых заседаний палат [1, часть четвертая и пятая статьи 94]. В целом, реализация Президентом права на роспуск палат Парламента дает возможность главе государства активно влиять на политическую ситуацию в стране, на взаимоотношения между различными ветвями власти и, в первую очередь, между Национальными собраниями и Правительством.

     Как известно, основной формой правотворчества  в Республике Беларусь является принятие нормативных актов органами государства, поэтому существенное влияние на этот процесс оказывают полномочия Президента в сфере кадровой политики. Круг данных полномочий довольно широк  и, следовательно, значительно воздействие  на нормотворчество.  
 
 
 

                     4.  Кадровые назначения 

     Одна  из тенденций демократизации структуры  парламентских учреждений достаточно давно проявилась в том, что многие демократические страны ввели принцип  выборности обеих палат. Вместе с  тем в некоторых странах сохранены  определенные элементы принципа назначаемости  или наследственности при формировании верхних палат. Не преминула воспользоваться  данным «опытом» и действующая Конституция  Республики Беларусь. Так, восемь членов Совета Республики назначаются Президентом [1, часть вторая статьи 91]. Полный состав Совета Республики – 64 члена палаты.

     Как высшее должностное лицо, Глава государства  производит кадровые назначения в различные  органы государства, роль и место  которых в правотворчестве велико. Большое значение в обеспечении контроля Президента за исполнительной властью в целом и, следовательно, за ее правотворческой деятельностью в частности имеет назначение должностных лиц в различные органы данной ветви власти. Так, Президент:

     - с согласия Палаты представителей  назначает на должность Премьер-министра, а в случае двукратного отказа  в даче согласия на его назначение  глава государства вправе назначить  исполняющего обязанности Премьер-министра (срок исполнения обязанностей  в Конституции не установлен);

     - распускает палаты в случаях  и в порядке, предусмотренных  Конституцией;

     - назначает очередные и внеочередные  выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные  представительные органы;

     - определяет структуру Правительства,  назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов  Правительства, принимает решение,  в том числе и по собственной  инициативе, об отставке Правительства  и его членов;

     - имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства;

     - назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус, назначает своих представителей в Парламенте и других должностных лиц, которые определены в законодательстве;

     - образует, упраздняет и реорганизует  Администрацию Президента Республики  Беларусь, другие органы государственного  управления, а также консультативно-совещательные  и иные органы при Президенте;

     - непосредственно или через создаваемые  им органы осуществляет контроль  над соблюдением законодательства  местными органами управления и самоуправления [1, статьи 84, 106].

     В целом можно констатировать, что  от компетенции Президента Республики Беларусь в вопросах кадровой политики зависит и степень его контроля над всей правотворческой деятельностью  в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В заключение хотелось бы отметить, что  рассмотрение основных полномочий Президента в правотворчестве Республики Беларусь по новой редакции Конституции позволяет  сделать вывод о том, что создание по ряду критериев президентской республики сопряжено с доминирующим положением Президента в структуре власти и, следовательно, в правотворческой деятельности.

     Глава нашего государства имеет право:

     - законодательной инициативы.

         - назначать республиканские референдумы.

     - назначать должностных лиц высших  органов государства: Премьер-министра, председателя Конституционного Суда, Председателя Национального банка, Председателя Верховного Суда.

     - подписывать законы, возвращать  закон или его отдельные положения  в Палату представителей (право  вето).

     - издавать декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на  территории Республики Беларусь.

     Изменившийся  объем полномочий Президента (по новой  редакции Конституции 1994 года) соответственно повлек изменения и в его правотворческой деятельности. Это касается полномочий в области законотворчества, издания нормативных актов и иных полномочий, связанных с правотворчеством. Сегодня Президент в Республике Беларусь играет ведущую роль в правотворческом процессе. 
 
 

Список  использованных источников

  1. Конституция Республики Беларусь
  2. Конституция Соединенных Штатов Америки
  3. Матусевич А.В., Дубовицкий В.Н., Лапша И.Н., Жушма П.Е., «Правотворческая деятельность в Республике Беларусь», 1997 – с. 290
  4. Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 года.

Информация о работе Особенности правотворческой деятельности Президента Республики Беларусь