Особенности правотворческой деятельности Президента Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:42, реферат

Описание работы

Институт президентства в системе государственной власти в Республике Беларусь был впервые закреплен в Конституции Республики Беларусь, принятой на тринадцатой сессии Верховного Совета двенадцатого созыва 15 марта 1994 года. В соответствии со статьей 95 Конституции 1994 года до внесения в нее изменений и дополнений Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти.

Содержание

Введение
1.Право законодательной инициативы. Право вето
2.Декреты и указы Президента Республики Беларусь
3.Право созыва и роспуска Парламента
4.Кадровые назначения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Особенности правотворческой деятельности Президента Республики Беларусь.docx

— 40.04 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

                                     РЕФЕРАТ

                      по дисциплине «Теория государства и права»

    на тему: «Особенности правотворческой деятельности Президента

                                      Республики Беларусь»  
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                          Подготовил:

        Студент I курса 

        Проверил:

        Преподаватель, магистр  юридических наук 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Минск, 2010

                                     СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение……………………………………………………………………….......3

1.Право законодательной инициативы. Право вето....…….................................5

2.Декреты и указы Президента Республики Беларусь………………………...10

3.Право созыва и роспуска Парламента………………………………………..13

4.Кадровые назначения……………………………………………………….....15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованных источников…………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Институт  президентства в системе государственной  власти в Республике Беларусь был  впервые  закреплен в Конституции  Республики Беларусь, принятой на тринадцатой сессии Верховного Совета   двенадцатого созыва 15 марта 1994 года. В соответствии со статьей 95 Конституции 1994 года до внесения в нее изменений и дополнений Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. В первоначальной редакции Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» было закреплено, что Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, представителем государства в межгосударственных отношениях и внутри страны, руководит системой исполнительной власти и обеспечивает их взаимодействие с другими ветвями государственной власти [1, статья 1].

     Новая редакция Конституции была принята 24 ноября 1996 года. Она изменила объем  полномочий Президента и установила, что Президент является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти [1, статья 97].

     Изменившийся  объем полномочий Президента соответственно повлёк изменения и в его правотворческой  деятельности. Это касается полномочий в области законотворчества, издания  нормативных актов и иных полномочий, связанных с правотворчеством. Сегодня Президент в Республике Беларусь играет ведущую роль в правотворческом процессе.

     Цель  работы – рассмотреть основные полномочия Президента в области законотворчества, издания нормативных актов, иных полномочий, связанных с правотворчеством, показать ведущую роль Президента в правотворческом процессе.

     Считаю  эту тему актуальной накануне выборов  Президента Республики Беларусь, т.к. необходимо знать какой объем полномочий получает лицо, выбранное народом  Республики Беларусь главой государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Право законодательной  инициативы
 

     В соответствии с Конституцией правотворчество  в Беларуси могут осуществлять различные  субъекты: народ, Парламент – Национальное собрание, Президент, ряд центральных  и местных государственных органов, население административно-территориальных  единиц республики и другие.

     В 1996 году по инициативе Президента Республики Беларусь на референдум была вынесена новая редакция Конституции 1994 года. Предлагались изменения системы органов законодательной и исполнительной власти.  Изменения и дополнения в Конституции 1994 года, предложенные Александром Лукашенко, были приняты 24 ноября 1996 года. В соответствии с этим, в стране изменилась схема осуществления правотворческой деятельности.

     В новой редакции Конституции Президент  в сфере правотворчества приобрёл следующие возможности:

     - назначать республиканские референдумы;

     - назначать часть должностных  лиц высших органов государства  – законодательного, судебных, исполнительных;

     - подписывать законы, возвращать  закон или его отдельные положения  со своими возражениями в Палату  представителей;

     - издавать указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на  территории Беларуси, а также  декреты, имеющие силу законов.

     Пост  Президента Республики Беларусь был  отнесен к перечню субъектов, обладающих правом законодательной  инициативы.

     Следует отметить, что новая редакция Конституции Республики Беларусь 1994 года, в которой нашли отражение ряд положений смешанной формы правления, закрепила сильную президентскую власть, обеспечивающую в несколько меньшей степени разделение властей, чем в президентских республиках.

     К важнейшим полномочиям Главы  государства Республики Беларусь в  законотворческой деятельности следует  отнести право законодательной  инициативы. Данным правом Президент  был наделен и по ранее действовавшей  редакции Конституции Республики Беларусь 1994 года. За период с 1994 г. по 1996 г. Президент  инициировал около 100 законопроектов [3, с. 70]. На сегодняшний день данное право приобрело дополнительные конституционные гарантии. Так, Президент либо по его поручению Правительство имеет право вносить предложения в Палату представителей и в Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения его на рассмотрение [1, часть третья статьи 99]. Представляется, что эти предложения, в первую очередь, будут касаться проектов законов, внесенных Главой государства. Согласно части третьей статьи 99 действующей Конституции по требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях  принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством. До внесения изменения и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года данные положения отсутствовали.

     Следует также отметить, что согласно части  третьей статьи 99 действующей редакции Конституции Республики Беларусь законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по поручению Правительства.

     К числу основных прерогатив в процессе законотворческой деятельности относятся  полномочия Главы государства по утверждению закона в установленные  Конституцией сроки, а также опубликование  в официальном издании. Характерно, что полномочие по утверждению закона присуще Президенту при всех разновидностях республиканской формы правления. Располагая им, Президент завершает процесс принятия закона.

     Полномочие  по утверждению закона дает Главе  государства возможность выразить несогласие с законом или его  отдельными положениями и вернуть  закон на повторное рассмотрение и голосование или отдельные  положения закона для повторного голосования в палатах Национального  собрания Республики Беларусь. Однако следует признать, что данное полномочие более типично для республик  президентского типа.

     В частях шестой, седьмой и восьмой  статьи 100 действующей редакции Конституции Республики Беларусь говорится о заключительной стадии законодательного процесса, которая в конституционном праве и доктрине получила наименование «промульгация». Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном частью шестой статьи 100 Конституции, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

     При несогласии с текстом закона Президент  возвращает его со своими возражениями в Палату представителей для рассмотрения закона и повторного голосования. Возвращенный Президентом закон должен быть рассмотрен Палатой представителей не позднее тридцати дней и, соответственно, Советом Республики не позднее двадцати дней, не считая пятидневного срока, предоставленного Конституцией для направления из нижней палаты в верхнюю [1, часть седьмая статьи 100]. Следует предположить, что если по истечении указанных сроков закон с возражениями не будет рассмотрен палатами, то он будет считаться отклоненным и не вступившим в силу.

     В таком же порядке рассматриваются  возражения Президента на отдельные  положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае, для вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики, закон подписывается Президентом и вступает в силу за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента [1, часть восьмая статьи 100].

     Таким образом, Президент Республики Беларусь, обладая относительными (суспенсивными), общим и частичным (выборочным) правом вето, получает широкую возможность активно воздействовать на содержание и направленность законодательного процесса в деятельности Национального собрания [3, с. 71].

     Правом  вето Президент обладал и до внесения изменений и дополнений в Конституцию  Республики Беларусь 1994 года. К данному  праву, которое было закреплено в  пункте 20 статьи 100 Конституции, Президент  неоднократно прибегал в 1995-1996 гг. (налагал  вето на закон или его отдельные  положения в 1995 г. – 10 раз, в 1996 г. – 28 раз) [3, с. 72].

       Необходимо также рассмотреть  вопрос о так называемом праве  «карманного» вето. В части шестой  статьи 100 действующей редакции Конституции  говорится, что закон не считается  подписанным и не вступает  в силу, если он не мог быть  возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. Конституционная практика «карманного» вето присуща США. Согласно Конституции США, Президент должен одобрить или отвергнуть представленный Конгрессом законопроект в течение десяти рабочих дней. Если законопроект поступил к Президенту менее чем за десять дней до окончания сессии Конгресса, Президент может продержать у себя законопроект, не вынося по нему никакого решения, до закрытия сессии, после чего законопроект, согласно правилу дисконтинуитета, будет считаться отклоненным [2, часть 7 статьи 1].

     Схожее  положение, приведенное выше, закреплено и в Конституции Республики Беларусь. Оно может оказаться весьма действенным, поскольку согласно статье 95 Конституции  Республики Беларусь палаты собираются ежегодно на две очередные сессии в год – 2 октября и 2 апреля и  продолжаются соответственно не более  восьмидесяти и девяноста дней. Внеочередные же сессии созываются указами Президента.

       Президент Республики Беларусь является одним из шести субъектов, которые вправе инициировать рассмотрение нормативных актов (и в первую очередь законов) на предмет их соответствия Конституции Республики Беларусь и международным правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. Данным правом Президент обладал и до внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года и дважды непосредственно к нему прибегал [3, с. 73]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  2. Декреты и указы Президента Республики Беларусь 

Информация о работе Особенности правотворческой деятельности Президента Республики Беларусь