Особенности правотворческой деятельности Президент Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:59, реферат

Описание работы

Цель и задачи.
Цель реферата – раскрыть правовую природу нормотворческой деятельности главы государства на основе анализа белорусского законодательства.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
дать теоритическое обоснование нормотворческой деятельности главы государства;
предложить классификацию правовых актов, и в соответствии с ней рассмотреть виды актов, издаваемых Президентом Республики Беларусь;
изучить место актов главы государства в иерархии правовых актов.

Содержание

1. Президент Республики Беларусь - как субъект правотворческой деятельности 4
1.1 Взаимодействие Президента с Национальным собранием и его палатами по вопросам правотворчества 4
1.2 Взаимодействие Президента с органами государственного управления в сфере правотворчества 5
1.3 Взаимодействие Президента с судебной властью по вопросам правотворчества 6
1.4 Местные Советы депутатов и Президентa в сфере правотворчества 6
2. Виды правовых актов Президента Республики Беларусь 8
2.1 Теоритические основы правотворческой деятельности Президента Республики Беларусь 8
2.2 Декреты Президента Республики Беларусь 9
2.3 Указы Президента Республики Беларусь 10
2.4 Распоряжения Президента Республики Беларусь 11
Заключение 12
Список использованных источников 13

Работа содержит 1 файл

реферат по ТГП.docx

— 38.92 Кб (Скачать)

Академия  управления при Президенте Республики Беларусь

Институт  управленческих кадров

Факультет управления

Кафедра теории и истории государства и права

Специальность « Государственное управление и  право» 
 

Реферат

по дисциплине                    Теория государства и права

      на тему           Особенности правотворческой деятельности                                                     Президента Республики Беларусь

 
 
 
 

      Выполнила

студентка 1 курса

ГУП – 3                                                                                                    Чичко Н.В.

Принял

магистр юридических наук                                                          Малашевич В.А.

 
 

Минск, 2011

 

Содержание

 

1.    Президент Республики  Беларусь - как субъект правотворческой деятельности 4

1.1 Взаимодействие Президента  с Национальным  собранием и его  палатами по вопросам  правотворчества 4

1.2 Взаимодействие Президента  с органами государственного  управления в сфере  правотворчества 5

1.3 Взаимодействие Президента  с судебной властью  по вопросам правотворчества 6

1.4 Местные Советы депутатов и Президентa в сфере правотворчества 6

2.    Виды правовых актов Президента Республики Беларусь 8

2.1 Теоритические основы  правотворческой  деятельности Президента  Республики Беларусь 8

2.2 Декреты Президента Республики Беларусь 9

2.3 Указы Президента Республики Беларусь 10

2.4 Распоряжения Президента Республики Беларусь 11

Заключение 12

Список  использованных источников 13

 

   
Введение

      Актуальность  выбранной темы. Правотворчество Президента Республики Беларусь является новым явлением в нормотворческом процессе Беларуси. Оно появилось впервые в связи с закреплением поста Президента как главы государства и главы исполнительной власти в Конституции Беларуси от 15 марта 1994гКонституционные нормы устанавливают положение Президента не только как Главы государства, но и его место в правотворческом процессе. Прежде всего, Президент обладает правом в пределах его компетенции, установленной Конституцией и другими нормативными правовыми актами, издания собственных правовых актов: декретов, указов.

      Кроме того, осуществление президентской  власти невозможно без сотрудничества с другими властями, в том числе  и в правотворческом процессе. Конституционные принципы и нормы  устанавливают исходные положения  и процедуры по взаимодействию Президента с Национальным собранием Республики Беларусь и другими государственными органами.    [6, c.1]

      Цель  и задачи.

      Цель реферата – раскрыть правовую природу нормотворческой деятельности главы государства на основе анализа белорусского законодательства.

      В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

        дать теоритическое обоснование  нормотворческой деятельности главы  государства;

      предложить  классификацию правовых актов, и  в соответствии с ней  рассмотреть  виды  актов, издаваемых Президентом  Республики Беларусь;

      изучить место актов главы государства  в иерархии правовых актов.

 

1.    Президент Республики Беларусь - как субъект правотворческой деятельности

1.1 Взаимодействие Президента с Национальным собранием и его палатами по вопросам правотворчества

      Президент имеет право участвовать в  работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое  время с речью или сообщением [4, с.22], вносить предложения о дополнении или изменении законов, предлагать поправки к внесенным законопроектам. Президент Республики Беларусь обладает широкими полномочиями как субъект права законодательной инициативы [4, c.99].Он вносит законопроекты непосредственно в Палату представителей, которые в обязательном порядке рассматриваются в ней. Президент может вносить любые законопроекты. Кроме того, Президент имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением [4, c.22], вносить предложения о дополнении или изменении законов, предлагать поправки к внесенным законопроектам.

      Президентом взаимодействует с Парламентом  через создаваемые им государственные  органы и деятельность уполномоченных лиц. [5]

      Президент имеет право вносить поправки к другим законопроектам, внесенным  в Парламент иными субъектами законодательной инициативы. Президент  имеет возможность оказывать  воздействие на законодательный  процесс посредством использования  права вето.

      Согласно  статье 99 Конституции Президент  наделяется правом законодательной  инициативы. Право Президента подкрепляется  обязанностью Палаты представителей и  Совета Республики Национального собрания рассмотреть эти законопроекты. В отличие от других субъектов  права законодательной инициативы только Президент наделяется исключительным правом внесения проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.[4, c.24]

      Проекты законов, вносимые Президентом в  порядке реализации права законодательной  инициативы, направляются в Палату представителей с сопроводительным письмом, подписанным Президентом. Согласование проекта правового акта Парламентом производится в десятидневный срок  со дня получения в установленном порядке проекта.

      Согласование  выражается в виде согласия либо несогласия с соответствующим проектом с  изложением при необходимости мотивов, обоснованием имеющихся замечаний. Законопроекты рассматриваются в Палате представителей и Совет Республики только при наличии документа, подтверждающего согласие Президента на его внесение.

1.2 Взаимодействие Президента с органами государственного управления в сфере правотворчества

      В сфере правотворчества Президент  активно взаимодействует с органами государственного управления.

      Взаимодействие  между Президентом и органами государственного управления осуществляется по следующим направлениям деятельности: поручает подготовку проектов нормативных  правовых актов; установление обязательных процедур разработки и принятия правовых актов; согласование с Президентом  подготовленных Советом Министров  и другими органами государственного управления проектов распоряжений, законов, указов и декретов; отмена правовых актов органов государственного управления; осуществление контроля за ходом подготовки проектов нормативных правовых актов.[4, c.23]

      Конституция, нормативные правовые акты Президента предусматривают различные формы  взаимодействия Президента с Правительством.

      Президент Республики Беларусь вправе поручить Правительству разработку проектов законов, декретов, указов и распоряжений.[4, c.33]

1.3 Взаимодействие Президента с судебной властью по вопросам правотворчества

      Суды  в Республике Беларусь не обладают правом законодательной инициативы. Основная функция судов - осуществление  правосудия на основе Конституции и  принятых в соответствии с ней  иных нормативных правовых актов. В  соответствии с частью 4 статьи 116 Конституции  Президент обладает правом обращения  в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании любого нормативного правового акта государственных  органов несоответствующим Конституции. Конституционный Суд вправе вносить  Президенту в соответствии с его  компетенцией предложения о необходимости  внесения в акты законодательства изменений  и (или) дополнений, принятия новых нормативных  правовых актов. Важное значение для правотворческого процесса имеют ежегодные Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности. Они ориентируют Президента на принятие соответствующих решений.[4, c.39]

1.4 Местные Советы депутатов и Президентa в сфере правотворчества  

 

      Президент Республики Беларусь в интересах  местных Советов депутатов, расширения их полномочий может принимать нормативные  правовые акты. При принятии ряда общегосударственных программ, утверждаемых Президентом на длительную перспективу, в них также определяется степень и порядок участия местных Советов депутатов в их выполнении, при этом также учитываются предложения Советов депутатов.

      Формы взаимодействия Президента с местными Советами депутатов могут разнообразными. Это могут быть совещания с  председателями местных Советов, выступления  и обмен мнениями на съездах Советов, рассмотрение Президентом различного рода инициатив местных Советов  депутатов и их поддержка и  др.[4, c.40]

 

 

      

2.    ВИДЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     2.1 Теоритические основы правотворческой деятельности Президента Республики Беларусь

 

      Конституция Республики Беларусь наделила Президента Республики Беларусь широкими полномочиями по изданию правовых актов, которые  активно реализуются Главой государства.

      Согласно  статье 28 Закона Республики Беларусь «О президенте Республики Беларусь»  Президент на основе и в соответствии с конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

      Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над  актами иных государственных органов  и должностных лиц. Распоряжения относятся к ненормативным правовым актам, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. [5]

      Таким образом, правовая природа актов  Президента заключается в том, что  они являются правовыми актами Главы  государства, полномочия на издание которых ему предоставлено Конституцией, именно через них он реализует свои полномочия. Никакой другой государственный орган не вправе издавать аналогичные нормативные правовые акты. Декреты, указы и распоряжения Президента, изданные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения на всей территории республики.[8, с.66]

 

      

2.2 Декреты Президента Республики Беларусь

 

      Декрет  Президента Республики Беларусь - нормативный  правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в  соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных  полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для  регулирования наиболее важных общественных отношений.

      Выделяют  два вида декретов Президента: временный  и издаваемый на основе закона о  делегировании Президенту законодательных полномочий (делегированный, постоянный или обычный).

      Временный декрет Президента Республики Беларусь – имеющий силу закона экстраординарный нормативный правовой акт Главы  государства, издаваемый в соответствии с Конституцией в исключительных случаях особой необходимости для  оперативного регулирования наиболее важных общественных отношений.

      Временные декреты издаются Президентом без  специального уполномочия Национальным собранием в силу особой необходимости  по своей инициативе либо по предложению  Совета Министров Республики Беларусь. После издания временные декреты  представляются в 3 – дневный срок в нижнюю палату Парламента, а затем – в верхнюю. По итогам обсуждения Парламент может принять временный декрет либо отменить его. Если голосование не привело к принятию решения об отмене временного декрета, то данный акт сохраняет свою силу.

Информация о работе Особенности правотворческой деятельности Президент Республики Беларусь