Особенности переходного типа государства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Недостаточная изученность проблематики становления в России нового государственного и общественного устройства является основанием для написания курсовой работы по данной теме. Мы постараемся проникнуть в глубину российской действительности, изучая разноплановые позиции, мнения юристов-классиков, аналитиков, политических деятелей на современную обстановку.
В ходе курсовой работы будут рассмотрены и решены следующие задачи, обеспечивающие реализацию вышеуказанной цели:
– рассмотреть подходы к типологии и типы государств;

Содержание

I.ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ,
ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВ…. …….. 6
1.1. Формационный подход к типологии государств………… …….. 6 – 10
1.2. Цивилизационный подход к типологии государств……... …….. 10 – 12
1.3. Необходимость типологии государства и понятие
переходного типа государства…………………………………….. …….. 13 – 15
II. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ В СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ
КАПИТАЛИЗМА………………………………………………….... …….. 16
2.1. Переход от «псевдосоциализма» к «капитализму»: особенности
исторического процесса и значение русского менталитета…………….. 16 – 18
2.2. Особенности переходного типа государства в современной
России: от государственного переворота к реформам………………….. 18 – 22
2.3. Значение реорганизации органов государственной власти,
экономики, социально-культурной сферы: отношение общественности,
прогнозы……………………………………………………………………. 22 – 26
Заключение…………………………………………………………….. 27 – 28
Библиографический список………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - копия.docx

— 80.67 Кб (Скачать)

Так начался период перехода России от «псевдосоциализма», строившегося с 1917 года, к капитализму. Как отмечалось в предыдущей главе, такой переход есть неоспоримый факт регрессивности государства и общества. Хотя, этот факт имеет две стороны, основная из которых та, что социализм и его высшее проявление – коммунизм, где нет государственной власти, осуществляющей меры государственного принуждения по отношению к обществу, а есть лишь коммунистическое безгосударственное самоуправление, является своего рода утопией, которая по определению никогда, подчеркиваю, никогда не может быть реализована.

Хочется отметить, что и  по сей день Россия находится в  стадии переходности. Продолжается реформирование государственного аппарата, экономики, социально-культурной сферы преемниками Б.Н.Ельцина В.В.Путиным и Д.А.Медведевым, составляющими на данный момент, по словам самого Медведева, «тандем»30.

Некая шахматная перестановка государственных должностей, которая  в этом году после президентских  выборов, на которых В.В.Путин, председатель правительства, одержал победу, произойдет во второй раз в этом году, когда  Медведев займет пост председателя правительства, а Путин пост главы государства. Говорить и рассуждать о правильности такой политики государственной верхушки можно, как и предполагается с двух сторон: с положительной и отрицательной. Положительная сторона заключается в том, что нет определенной монархичности, то есть единоличности власти, решения принимаются путем согласования. Отрицательная же сторона выражается в особенностях личности каждого из вышеназванных. Де-факто, Медведев, находясь на посту президента Российской Федерации, полностью поддерживал линию правительства, находящегося под четким руководительством Путина, а, по сути, и сам Медведев есть определенный рычаг председателя правительства. В доказательство тому выступает то, что политика государства не изменилась с приходом Медведева, хотя, на протяжении всей истории российского государства такого не было. Да, определенно, была некая преемственность, выражавшаяся в следовании сына политике отца, но были определенные расхождения. Сам Медведев отвечая на вопросы о сложившейся ситуации в правящей верхушке России объясняет это тем, что между ними «просто дружба».

Перестановка – удачный  план В.В.Путина, являющийся необходимостью для продолжения незаконченного им дела – «поднять Россию с колен», не столкнувшись с проблемами прошлого столетия, такими, как застой кадров, находящихся у власти, невозможность безболезненной передачи власти последующему поколению управленцев31. Такое неординарное решение, предпринятое бывшим и будущим главой государства, сроду шахматной рокировке, является основной особенностью России как государства переходного типа.

За годы президентства  Путина был проведен целый комплекс реформ, охватывающий практически все стороны общественной жизни. Масштабные реформы были проведены в налоговой, судебной, пенсионной, земельной, военной, таможенной, политической и других сферах. Самой значимой из них стала августовская реформа 2000 года, которая изменила порядок формирования Совета Федерации, в результате которой губернаторы и главы законодательной власти регионов, до того бывшие членами СФ по должности, были заменены назначенными представителями; последние должны работать в Совете Федерации на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона). В качестве некоторой компенсации утерянных губернаторами лоббистских возможностей был создан совещательный орган — Государственный совет. Большинство из реформ проведены неудачно либо не доведены до логического конца. Именно эти реформы, проводимые в России, являются катализатором переходности. Они проводились и проводятся гораздо безболезненней, чем государственный переворот, унесший с собой человеческие жизни. Все они направлены на постепенную реорганизацию всех сфер общественной жизни, без скачкообразных движений, которые могут вызвать массовые недовольства общественности, и искоренение остатков советской модели государства.

 

2.3. Значение реорганизации  органов государственной власти, экономики и социально-культурной  сферы: отношение общественности, прогнозы

Президент Института энергетической политики Владимир Милов считает, что практически все реформы, начатые Путиным так или иначе завершились неудачно, либо не были доведены до логического конца. К таким реформам политолог причисляет в первую очередь пенсионную реформу, реформу государственного медицинского страхования и льготного лекарственного обеспечения, судебную реформу, реформу местного самоуправления, военную реформу, реформу ЖКХ. Милов также указывает на особенности нового Трудового кодекса и банковской реформы32. Российский социолог Игорь Эйдман, директор по коммуникациям ВЦИОМ, характеризовал сложившийся окончательно в президентство В. Путина общественно-политический строй как «власть чиновничьей олигархии», имеющий «черты крайне правой диктатуры — господство государственно-монополистического капитала в экономике, силовых структур в управлении, клерикализма и государственничества в идеологии».

Поговорим об итогах реформирования России: что сделано, а что еще  только предстоит сделать. За время правления Путина из 140-миллионной России уехало где-то 2 миллиона человек. Нам не говорят точную цифру, но, похоже, порядок примерно этот. Напомню, что в любой стране активными, креативными считаются 4% населения. Пастер в свое время сказал «Уберите 100 человек из истории Франции и истории Франции не будет». Кстати, вот если сравнить Норвегию и Канаду, это тоже 2 сырьевые страны и страны с не очень хорошим климатом, они имеют постоянный приток иммигрантов. За время правления Путина страна получила где-то 1,5 триллиона нефтедолларов, не построила ни одной дороги, отвечающей, собственно, понятию автобана. Есть у нас замечательная федеральная трасса «Лена», которая является единственной дорогой, соединяющей Россию с территорией, которая, как мы любим хвастаться, по своему размеру больше Англии, Франции, Германии, Голландии и чего-то там еще вместе взятых. Федеральная трасса «Лена» местами представляет из себя болото. Вот, есть понятие «непроходимый путь», а федеральная трасса «Лена» – это другое понятие, это «непроходимая дорога». Для сравнения. Китай все эти годы строил по 5-6 тысяч километров автобанов ежегодно, и теперь обладает второй по величине дорожной сетью в мире после США. За время правления Путина экономика страны окончательно превратилась в экономику, которую Белковский удачно назвал экономикой РОЗ – распил, откат, занос. За время правления Путина правоохранительные органы страны разложились полностью. Все помнят опрос, при котором выяснилось, что милиции (еще милиции тогда) доверяло менее 1% населения33.

При подведении итогов и  определении значения проведенных  реформ в стране необходимо обратится  к цифрам: статистика врать не будет. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, проведшей в 2010 г. исследования распределения доходов среди различных слоев населения России, мы имеем следующую картину: в крайней нищете живут 13,4% населения с доходом ниже 3422 рубля в месяц; в нищете живут 27,8% населения с доходом от 3422 рублей до 7400 рублей в месяц; в бедности живут 38,8% населения с доходом от 7400 рублей до 17000 рублей в месяц. «Богатыми среди бедных» являются 10,9% населения с доходом от 17000 рублей до 25000 рублей в месяц. На уровне среднего достатка живут 7,3% населения с доходом от 25000 рублей до 50000 рублей в месяц. К числу состоятельных относятся граждане с доходом от 50000 рублей до 75000 рублей в месяц. Их число составляет 1,1% населения России. Так называемые богатые составляют 0,7% населения. Их доходы оцениваются свыше 75000 рублей в месяц34. Из приведенных данных видно, что первые три группы (нищие, в том числе живущие в крайней нищете, и бедные) составляют ровно 80% населения современной России. 80% бедняков России – это почти 113 миллионов человек.

Политика, проводимая последние 20 лет, весьма и весьма противоречива. С одной стороны, идет улучшение социальных институтов, в частности увеличение пенсий, социальных пособий, увеличиваются в разы зарплаты военных и служащих министерства внутренних дел. Но, опять же, не все слои населения довольны, кто-то опять выходит «обделенным».

Огромной заслугой В.В.Путина является то, что он не дал стране полечь под реформаторство Ельцина  и старается вывести страну на лидирующее положение на международной арене.

Двойственность и противоречивость политики вызывают, как следствие, общественный резонанс. Как доказательство тому выступают массовые митинги и выступления общественности, недовольной таким положением вещей: перемещениями высшего эшелона власти, невозможность повышения по социальной лестнице, отсутствие социальной мобильности граждан России и возможной альтернативы правящей партии, о которых твердит власть, обещая создать развитое социальное, демократической государство. За пример возьмем оппозиционный митинг на Пушкинской площади. Это была своего рода акция против выдвижения на пост президента кандидата от господствующей в нашей стране партии «Единая Россия», действующего председателя правительства Владимира Путина.

Есть мнения, что Путин  за время своего правления установил  в России завуалированный авторитарный режим, который, по словам оппозиции  Путина, не только не дает развиваться стране, но и делает народ страны неспособным к самостоятельному развитию – это плохо; власть режима не способна это понимать, потому что она живет только своими интересами, а не интересами государства и народа – это очень плохо как для страны, так и для угнетенного народа. Мнения о псевдодемократии в России распространяются очень быстро, подталкивая общество идти против власти. Большинство из тех, кто пошел на митинги в преддверии парламентских выборов 2011 года и после них, люди из «неустойчивых», назовем их так, слоев населения: студенты и пенсионеры. Денег вечно не хватает, оппозиция проплачивает, вот и судите сами, кому нужно разбивать палатки на Красной площади.

Как бы плохо не отзывались о годах правления Путина, которые, по сути, поменяли даже мировоззрения людей, направив их в русло построения капитализма и рыночной экономики, по максимуму расширив частный сектор собственности и ограничив его законодательством в целях недопущения монополизма, Путин восстанавливает страну. Крах СССР – неизбежная отправная точка, к которой приходит «Страна Советов», исчерпавшая «псевдосоциалистические» ресурсы. Переход к новому типу государственного и общественного устройства как капитализм обусловил все те реформы, проводимые и по сей день в нашей стране. Разрушив до основания все то, что нажили за годы советской власти, нам приходится строить наше будущее и будущее нашей страны.

Выступая в Государственной  Думе РФ с отчётом о работе правительства  РФ, избранный президент России Владимир Путин перечислил вопросы, которым он намерен уделять повышенное внимание после принятия президентских полномочий. По словам Путина, для него как для президента важнейшим является вопрос "сбережения и развития народа", то есть улучшение демографической ситуации в России. В частности, Путин намерен пропагандировать институт семьи.

 Также, по словам  Путина, он намерен поставить  перед страной задачу по обустройству  собственной территории. Избранный  президент указал, что в первую  очередь необходимо прикладывать  силы к развитию Дальнего Востока  и Сибири. Также в числе своих  президентских приоритетов Путин  назвал "постройку новой экономики России", то есть создание экономики, способной на стабильный рост в условиях международной конкуренции.

 Последней задачей  Путина, по его словам, является  укрепление международного положения Российской Федерации. По мнению избранного президента, достигать этой цели страна должна через развитие отношений "в евразийском пространстве"35.

В целом, обнародованные «задумки»  не плохи и не подвергаются критике со стороны общественности и оппозиции. Если они воплотятся в реальности именно так, как об этом говорит нынешний премьер, то вполне можно будет говорить уже о выходе из того, назовем его, кризиса, в который наша страна попала после развала СССР. Ведь и сейчас, спустя два десятка лет, мы пожинаем плоды «псевдосоциализма»: боремся с бюрократизмом, взяточничеством, казнокрадством, застоем кадров. Если нам удастся преодолеть эти барьеры, то с полной уверенностью уже можно будет говорить о продолжении развития российского государства в правильном русле. Как только мы достигнем точки, под названием «капитализм», развитый капитализм: с устойчивой экономикой, способной выдержать кризисы, с развитой социальной политикой, все станет на круги своя: Россия станет процветающей страной, имеющей огромный внутренний потенциал.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенное нами исследование представляет собой всего лишь попытку осмыслить многогранный, широкоформатный, наполненный массой противоречий и иных проблем процесс возрождения России, процесс её перехода от одного устоявшегося типа государства к другому.

Наша научно-исследовательская  работа объективно востребована, поскольку геополитическая ситуация вокруг нашей страны, прямо сказать, складывается неблагоприятная. Запад в купе с США движутся на курс демократизации и либерализации всех стран мира, и, почуяв, что в Ливии процветает и достаточно стабильно функционирует антидемократический режим Муаммара Каддафи, тут же направили свои не только взоры, но и войска, да бы установить на территории Ливии демократию и показать, как плоха была диктатура уже умершего вождя. А что в итоге? А в итоге плачущие ливийцы и довольные американцы.

Переходный тип государства  – один из самых опасных периодов в процессе исторического развития государства. Это обусловлено, во-первых, возможной интервенцией и, назовем их так, «поучениями стран-помощников». Для любой страны вмешательство иностранных пособников опасно, но для России в особенности. Испокон веков наша страна проходила по самобытному пути развития и, в сущности, не нуждалась ни в чьих советах. Как только во власть приходил кто-то из вне, жизнь в государстве начинала идти наперекосяк, что не редко приводило к войнам, в том числе и гражданским. Подтверждая вышесказанное, приведем цитату В.В.Путина с прошедшего митинга в Лужниках: «Не допустим, чтобы кто-нибудь навязывал нам свою волю, потому что у нас с вами есть своя воля». А во-вторых, опасность переходного типа государства обусловлена неправильно выбранным путем развития, что, в принципе, было присуще нам всегда: вместо интенсивного пути развития государства и общества мы всегда выбирали экстенсивный путь. В развитии России всегда играла роль менталитета её народа.

 

Особенностью своеобразного  перехода России от одного традиционного  исторического типа к другому  явилось, прежде всего, коренное изменение  власти и государственной идеологии. Если во времена «Страны Советов» господствующей и навязываемой людям идеологией был марксизм со своей утопией о построении социализма и его высшего проявления – коммунизма, где государства как выражения власти, по сути, нет, а есть безгосударственное самоуправление, то с приходом Б.Н.Ельцина взят курс на «либерализацию умов» и прекращения навязывания вообще какой бы то ни было идеологии. Приняв конституцию в 1993 году, он полностью закрепил это положения, помимо этого, дав россиянам целый ряд политических, экономических, социальных и культурных прав, чего не существовало в Советском Союзе. Есть мнение, что сталинская конституцию была самой демократичной. Да, де-юре, была, а де-факто?

Информация о работе Особенности переходного типа государства в современной России