Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:59, реферат
Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономической эволюции средневековых стран Востока (таких, как Индия, Китай, Арабский халифат, Япония), следует отметить, что ни одна из этих стран не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладность средневековых восточных обществ, длительное сосуществование патриархально-родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов. Но в средневековых обществах Востока государство всемерно охраняло государственную собственность на землю с присущей ей традиционной системой эксплуатации податных крестьян, сдерживало развитие частной собственности, что препятствовало созданию здесь западноевропейской системы барского хозяйства.
Введение
1. Периодизация истории Китая
2. Центральное и местное управление
3. Источники права
4. Имущественные отношения
5. Семейное право
6. Уголовное право и процесс
Заключение
Литература
Общинное землевладение было уничтожено в Китае еще в древности. Коллективная собственность на землю долго продолжала существовать в форме неразделенной семейной собственности, родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и на общинные кладбища. Широкое развитие получил института заклада земли.
В это время особенно часто закладывали людей, прежде всего рабов.
При залоге движимого имущества исключалось самовольное распоряжение им, даже если исполнение договора было просрочено.
Китайское право отличало от договора займа договор ссуды, передачу в пользование конкретно-определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность. Также запрещалось заключать договор ссуды чиновникам, в ведении которых находились казенные средства и вещи.
В китайском обязательственном праве особое место отводилось договору купли-продажи. Практиковалась купля-продажа не только вещей и земли, но людей и скота, всё это требовало составления купчей. С эпохи Хань китайское традиционное право знало продажу в кредит.
Правительство сделало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты налогов. Примерно такая же политика осуществлялась и по отношению к ремесленникам и купечеству. С древнейших времен власть стремилась утвердить свою монополию на разработку недр и использование водоемов. Бдительно следя за состоянием рынка, китайское государство создало систему контрольных окружных, уездных органов, регулируя рыночные цены и облагая купцов налогами. Существовала государственная торговая монополия на ряд товаров: соль, чай и др.
Устои патриархальной семьи - господство отца над членами семьи - определили характер средневекового семейного права в Китае.
Браки между представителями отдельных сословий строго порицались и даже в ряде случаев преследовались по закону. Браки заключались по сговору родителей мужа и жены. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей. Запрещалась полигамия, второй брак при жизни первой жены признавался недействительным. У мужчин могло быть неограниченное число наложниц.
Китайский брак не носил священного, нерасторжимого характера. Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего, чины наследовались только старшими сыновьями. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние - получали половину доли братьев. Отец не мог лишить сына наследства, не имел права увеличить долю одного сына за счет другого.
Уголовное право получило наибольшее развитие в китайской правовой культуре, его эффективность объяснялась во взаимодействии моральных норм (ли) и жестких правовых норм (фа). Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности в свете конфуцианской морали покоилась в традиционном праве на концепции "10 зол" (мятеж, измена, непокорство, непочтение, несправедливость, неправедность, разногласие между родственниками и др.)
Если верить преданиям, уже в X в. до н.э. чжоуским Му-ваном было разработано Уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей и предусматривала довольно разработанную систему наказаний. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различая неосторожные и умышленные деяния.
Танский кодекс более чем на тысячелетие упорядочил систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками, толстыми палками, каторжные работы, ссылка и смертная казнь в двух формах (путем обезглавливания и удушения). Наказания при этом определялись в традиционном китайском праве с учетом ряда факторов: социального статуса, отношений преступника и потерпевшего в системе кровнородственных и служебных связей, наличия и интенсивности преступной воли и др. В династийные кодексы из конфуцианского источника Ли цзы были перенесены "восемь правил" применения наказания к лицам высокого социального статуса.
К преступлениям против личности Танским кодексом относились многовариантные ситуации продажи в рабство свободного, вместе с хищением и присвоением различного рода имущества. Особую группу преступлений составляли различные формы незаконного обогащения, получение имущества обманом, с помощью запугивания, покупки с применением силы или чрезмерным получением выгоды. Также выделялись различные нарушения моральных устоев в семье.
Китайское право не разделяло административного и уголовного наказания. Любое нарушение в сфере деятельности администрации влекло за собой уголовное наказание. Также широко использовался принцип коллективной ответственности.
Верховным судьей
являлся император. На местах судили
представители местной
Судебный процесс
в основном носил инквизиционный
характер. Дело начиналось обычно с
письменной или устной жалобы потерпевшего
в уездный суд. В судах кроме судей и чиновников,
расследующих преступление, были стряпчие,
делопроизводители, посыльные, стражники,
экзекуторы. Судьи проводили допросы,
очные ставки, назначали пытки, которые
применялись к тем, кто не сознавался.
Они исходили из презумпции виновности
обвиняемого, ставили своей главной целью
добиться признания последнего. Если признание
вины не было вырвано после троекратного
допроса под пытками, то пытки могли быть
применены к обвинителю, чтобы уличить
его в лжесвидетельстве. Рабы не могли
давать показаний против своих хозяев.
Приговор записывался. Обвиняемый в танском
Китае мог быть оправдан, осужден или его
дело могло быть признано сомнительным.
Заключение
Средневековое
право Китая складывалось в условиях
непрекращающегося противоборства социально-классовых
сил, интересы которых были преимущественно
связаны или с государственной, или с частной
собственностью на землю. Династийные
кодексы создавались в условиях сложившихся
в древности стереотипов массового правосознания
китайцев, воспринявших идеологию ортодоксального
конфуцианства с его синтезом конфуцианства
и легизма.
Литература
1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. – 480 с.
2. Материалы сайта «История Востока» http://www.osh.ru/
Информация о работе Особенности государства и права средневекового Китая