Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:59, курсовая работа
В данной работе необходимо, прежде всего, подробно остановиться на принципах российского федерализма, а также некотором анализе Конституции РФ и проблемах развития федеративных отношений в РФ. Результат попытки рассмотрения и анализа развития этих отношений может быть довольно спорным и противоречивым, так как невозможно охватить все проблемы, связанными с федеративными отношениями в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Формы государственного устройства………………………………………….5
2.Зарождение федеративного строя в России…………………………………...7
3.Принципы федеративного устройства современной России………………...9
Заключение……………………………………………………………………….12
Библиография…………………………………………………………………….14
Контрольная работа
Тема
«Особенности федеративного
устройства России»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Формы
государственного устройства………
3.Принципы
федеративного устройства
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства. Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
Многие
автономные республики провозгласили
государственный суверенитет; в
настоящее время они
Отсюда
следует сделать вывод о том,
что не только стремление политических
и экономических интересов
В
данной работе необходимо, прежде всего,
подробно остановиться на принципах
российского федерализма, а также
некотором анализе Конституции
РФ и проблемах развития федеративных
отношений в РФ. Результат попытки
рассмотрения и анализа развития этих
отношений может быть довольно спорным
и противоречивым, так как невозможно
охватить все проблемы, связанными с федеративными
отношениями в Российской Федерации.
1.Формы государственного устройства
Рассматривая
вопрос о федеративном устройстве Российской
Федерации необходимо для начала
прояснить суть самого понятия государственного
устройства. Под государственным устройством
понимается политико-территориальная
организация власти, определяющая правовое
положение региональных частей государства
и их взаимоотношения с центральной властью.
Исходя из этого положения можно говорить
о том, что государственное устройство
является фактором, определяющим меру
централизации и децентрализации власти
в государстве. В территориально небольших
государствах этот вопрос решается сравнительно
легко, но в крупных государствах он становится
достаточно серьезной проблемой и приобретает
политическую окраску. Различают две основные
формы государственного устройства: унитарную
и федеративную. Унитарным государством
является государство, внутри которого
нет государственных образований, а административно-
Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза. Существует еще одна форма государственного устройства - конфедерация, которая предполагает собой объединение нескольких суверенных государств[6]. Такая форма объединения носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. Конфедерацию нельзя назвать устойчивой формой государственного устройства, так как со временем она, как правило, либо распадается на ряд суверенных государств, либо трансформируется в федерацию, которая даже при номинальном сохранении статуса конфедерации несет в себе все основные федеративные свойства и признаки.
Первые идеи о федерации в России появились еще в XVII в. В то время Россия существовала как единая и неделимая монархия. Только в начале XX века с проникновением идей социализма в Россию начался новый этап движения за федеративное устройство Российской Империи.
Однако попытки создать и развить национально-культурную автономию беспощадно подавлялись царским правительством. Лишь после революции февраля 1917 года у народов Российской Империи появилась возможность самоопределения. Еще задолго до созыва Учредительного Собрания на Украине была созвана Центральная Рада, провозгласившая автономию Украины в составе России. На других окраинах России шла интенсивная работа по созданию национальных автономий. В середине 1917 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский мусульманский съезд.
На съезде было принято решение, что единственной отвечающей интересам мусульманских народов России формой государственного устройства является демократическая республика на национально-федеративных началах; народы, не имеющие определенных территорий, должны пользоваться национально-культурной автономией.
После прихода к власти большевиков в силу провозглашенного права на самоопределение происходит выделение из России территорий вновь образовавшихся независимых республик[1].
В двух случаях за счет этого были образованы буржуазные государства - Финляндия и Польша, в остальных - Украинская, Латвийская, Азербайджанская и другие советские республики. Большевики придерживались идеи национально- территориальной организации государственного строительства. Лишь в незначительном числе случаев выдвигалась идея культурно-национальной автономии.
В
годы Гражданской войны развернулось
широкое строительство
После победы большевиков в гражданской войне автономии, находящиеся в составе РСФСР были урезаны в правах. Вокруг независимых государств, которые к тому времени уже и так стали придатками России (кроме Польши и Финляндии) развернулся спор - включать эти государства в РСФСР в качестве автономий или образовать с ними федерацию.
В
итоге победили федералисты и был образован
Союз Советских Социалистических Республик.
Однако, вскоре в результате прихода к
власти одного из виднейших деятелей-автономистов
И.В. Сталина, федерация была постепенно
подменена автономией, хотя внешне продолжала
оставаться федерацией
3.Принципы федеративного устройства современной России
Федерация - одна из разновидностей государственного устройства (другй его вид - унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национально-территориальном аспекте).
Федеративное
устройство Российского государства
- это его национально-
По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя.
Одним из таких принципов Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация - цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования[8]. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность - естественная черта независимых государств.
Современная Российская Федерация - государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.
В
преамбуле нынешней Конституции
РФ подчеркивается, что многонациональный
народ Российской Федерации сохраняет
исторически сложившееся
Единство
системы государственной власти
тесно связано с
Информация о работе Особенности федеративного устройства России