Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:09, курсовая работа
Цели и задачи работы.
Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть развитие федеративного устройства России;
проанализировать федеративное устройство современной России;
рассмотреть принципы федеративного устройства России.
Введение...........................................................................................................3
Глава I. Федеративное устройство России………….....……………………..5
Понятие и формы государственного устройства.........................................5
Исторические этапы российского федерализма.........................................10
Принципы федеративного устройства России............................................14
Глава II. Проблемы и перспективы российского федерализма.................26
2.1. Проблемы, связанные с разграничением компетенций..............................26
2.2. Проблемы целостности Российской Федерации.........................................33
2.3. Перспективы развития российского федерализма......................................37
Заключение...........................................................................................................39
Список использованных нормативно-правовых актов,
материалов судебной практики, общей и специальной литературы........41
В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов - устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики
вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.
Наблюдая процесс поступательного развития федерализма во многих странах и сравнивая этот процесс с эволюционным изменением федерализма в России, многие задаются вопросом: каковы же реальные перспективы развития российского федерализма в будущем?
Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем или как он проявится в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.
1. В условиях перехода от старой формы государственного устройства к новой модели федеральных отношений наметилась тенденция учета мирового опыта федерализма и выработки оптимального пути федерирования Российского государства.
2. Сохранена тенденция перегруппировки субъектов Российской Федерации (в сторону увеличения либо уменьшения).
3. В настоящее время, в результате сложной политической практики - борьбы компромиссов, наработки конкретного опыта, наметилась тенденция переосмысления федерализма в России. Формируется новая концепция "кооперативного федерализма".
4. В Конституции Российской Федерации в системе распределения полномочий между центром и субъектами федерации все более вырисовываются тенденции субсидиарных взаимоотношений.
5. Тенденции четкой и ясной структуризации и правового оформления субъектов Российской Федерации, форма государственного устройства России, строительство и функционирование ее правовой системы, согласно которому Российская Федерация как демократическое федеративное правовое государство состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 1, ч. 1 и ст. 5, ч. 1 Конституции РФ).
6. Выверены подходы к определению понятия суверенитета.
7. Наличие разнообразных форм национально-государственного самоопределения (республики, автономная область, автономные округа) породило тенденцию максимального учета национальных интересов Российского общества в целом и составляющих его народов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская Федерация возникла
в силу определенных исторических причин.
И хотя эти причины в наше время потеряли
смысл, федерализм выступает как единственно
возможная форма демократического управления
столь обширным государством. Вхождение
в состав Федерации 89 субъектов явилось
результатом включения всех автономий
и административно-
Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Сегодня Российская Федерация включает 32 весьма неоднородных национальных государства или образования, а 57 субъектов имеют только территориальную основу.
Поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношении частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитарному и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус федерации и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой.
В мире нет "легких" федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и прежде всего обострения межнациональных отношений. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти. Выравнивание прав и обязанностей субъектов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ, ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция РФ от 12.12.1993г. //Российская газета, № 237, 25.12.1993.
Федеральный закон от 30.04.1999г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. от 26.06.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, № 18, ст. 2208.
Федеральный закон от 17.07.1996г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (ред. от 01.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, № 25, ст. 2965.
Арзамаскин, Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 1 (74).
Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 784.
Барциц, И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство, 2001, № 9.
Вишняков, В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Голубок С.А. Конституционное право России. М., 2008. С. 160.
Добрынин, Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М., 2003, с. 300.
Карапетян, Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 352.
Козак, Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М., 2001, с. 125.
Колесников, Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право. М., 2007. С. 368.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. - М., 2005. - С. 752.
Конституционное право России. М., 2007. С. 768.
Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 1024.
Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 587.
Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006. С. 864.
Козлова, Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ. 2006 г. 587 с.
Местное самоуправление в России. Сборник статей. М., 2003. С. 400.
Чурсина, Е.В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М., 2006. С. 208.
Чистяков, О.И. «О национально - государственном размежевании в период становления Российской Федерации» - Советское государство и право, 1991, №11.
Размещено на Allbest.ru
1 Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право. 2008. № 12. С. 21.
2 Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917 - 1922). М., 1966. С. 107.
3 Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 193.
4 Козлова Е.И. ,Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2007. С. 322
5 Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006. С. 693.
6 Конституционное право России: учебник / под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 482.
7 Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М., 2003, С. 174.
8 Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 203.
9 Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 206.
10 Чурсина Е. В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М., 2006. С. 83.
11 часть 2 статьи 5, части 1, 2 статьи 66 Конституции РФ
12 часть 2 статьи 68 Конституции РФ
13 статья 72 Конституции РФ
14 статья 73 Конституции РФ
15 Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 743.
Информация о работе Особенности федеративного устройства России