Особенности федеративного устройства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы.
Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть развитие федеративного устройства России;
проанализировать федеративное устройство современной России;
рассмотреть принципы федеративного устройства России.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава I. Федеративное устройство России………….....……………………..5
Понятие и формы государственного устройства.........................................5
Исторические этапы российского федерализма.........................................10
Принципы федеративного устройства России............................................14
Глава II. Проблемы и перспективы российского федерализма.................26
2.1. Проблемы, связанные с разграничением компетенций..............................26
2.2. Проблемы целостности Российской Федерации.........................................33
2.3. Перспективы развития российского федерализма......................................37
Заключение...........................................................................................................39
Список использованных нормативно-правовых актов,
материалов судебной практики, общей и специальной литературы........41

Работа содержит 1 файл

Особенности федеративного устройства России.rtf

— 370.16 Кб (Скачать)

 

 

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(РПА Минюста России)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Конституционное право

(наименование дисциплины)

Особенности федеративного устройства России

(наименование темы)

 

Выполнил студент

101В  учебной группы 1 курса               .

Листратов Виталий Витальевич            .

(фамилия, имя, отчество)

 

 

Научный руководитель

__________________________________

(ученая степень, ученое звание)

Газизуллина Лилия Закиевна                 .

(фамилия, имя, отчество)

Дата защиты_______________________

Оценка____________________________

 




 

 

 

 

 

Казань 2012

Оглавление

 

Введение...........................................................................................................3

Глава I. Федеративное устройство России………….....……………………..5

Понятие и формы государственного устройства.........................................5

Исторические этапы российского федерализма.........................................10

Принципы федеративного устройства России............................................14

Глава II. Проблемы и перспективы российского федерализма.................26

2.1. Проблемы, связанные с разграничением компетенций..............................26

2.2. Проблемы целостности Российской Федерации.........................................33

2.3. Перспективы развития российского федерализма......................................37

Заключение...........................................................................................................39

Список использованных нормативно-правовых актов,

материалов судебной практики, общей и специальной литературы........41

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация есть федеративное государство.

Как заметил Вишняков В. Г., «принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации»1. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.

 

Цели и задачи работы.

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

рассмотреть развитие федеративного устройства России;

проанализировать федеративное устройство современной России;

рассмотреть принципы федеративного устройства России.

 

Объект исследования - особенности федеративного устройства России.

 

 

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением особенностей федеративного устройства России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

 

Понятие и формы государственного устройства

 

Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства.

Наиболее удачное определение государственного устройства выглядит следующим образом: внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации

Существует две разновидности государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство представляет собой единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие признаки:

- единый центр государственной власти - единая система высших и центральных органов власти;

- одна система законодательства;

- единое гражданство;

- единая судебная система;

- одноканальная система налогов;

- административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

Федерация (от лат. Federation - союз, объединение) - сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.

Основные признаки федерации:

- определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов;

- двухуровневая система законодательства - общефедеральная и субъектов;

- субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;

- в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

- наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);

- двухканальная система налогов;

- разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.

Федерализация - это процесс создания федеративного государства, децентрализации в федеративном государстве.

Субъект федерации - промежуточное политическое сообщество, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.

Федеральный центр - в нем сосредоточены важнейшие органы федеральной власти: законодательные, исполнительные, финансово-бюджетные, судебные и информационные органы; взаимодействие этих органов одновременно обеспечивает интеграцию всего гражданского сообщества и компромисс власти, как по вертикали, так и по горизонтали.

В контексте рамочного государства федерация в целом выступает как носитель постоянного компромисса: по горизонтали - политического взаимодействия; по вертикали - между отдельно взятым субъектом и федеральным центром; между федеральным центром и отдельными группами субъектов.

В теории государства и права различают симметричные и асимметричные федерации.

Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями.

Среди асимметричных выделяют три основных формы:

федерация, где наряду с субъектами федерации в ее состав входят и другие территориальные образования, управление которыми осуществляется специально назначенным из центра должностным лицом;

федерация, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (например, Россия);

так называемая скрытая асимметрия, в которой однопорядковые субъекты не во всем равны.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованной федерации федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответствующими полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованной федерации федеральными органами передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

Труднейшей проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Наличие у субъектов суверенитета и права свободного выхода предполагает не федеративную форму государственного устройства, а конфедеративную. Конфедерация - это договорное международно-правовое образование с элементами конституционного регулирования, созданное в целях координации политики, основанное на союзе суверенных государств, сохраняющих равноправие в конфедерации и не признающих ее верховенство (в прошлом такими были США, Швейцария, Германский союз).

Существуют также смешанные формы государственного устройства, как правило, переходные от унитарного к федерации и от федерации к унитарному государству. В таких государствах наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации.

Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности. Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, то есть проживают на данной территории с далеких времен. Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагает и решение вопроса о национальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном обществе, а других - создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство - исключить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторические этапы Российского федерализма

 

Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 г.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".

Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей2.

Принятая в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.

В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии - автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался.

Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).

Информация о работе Особенности федеративного устройства России