Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:22, реферат
Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (ст. 27 ФЗ)[1]
Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (ст. 27 ФЗ)[1]
Следует назвать соответствующие статьи в нормативных актах субъектов РФ, где даются определения территориального общественного самоуправления.
Так, в Законе «О территориальном
общественном самоуправлении в Новосибирской
области»2 закреплено, что «территориальное
общественное самоуправление – деятельность
граждан, основанная на их добровольной
самоорганизации по месту жительства
на территориях поселений, не являющихся
муниципальными образованиями; микрорайонов,
кварталов, улиц, дворов и других территориях
в пределах муниципального образования
либо города областного значения, в
целях самостоятельного и под
свою ответственность осуществления
собственных инициатив в
А в Законе «О территориальном
общественном самоуправлении в Ленинградской
области»[1] сказано, что «территориальное
общественное самоуправление – самоорганизация
граждан по месту их жительства на
части территории муниципального образования
(на территориях микрорайонов, кварталов,
улиц, дворов и других поселений, не
являющихся муниципальными образованиями)
в целях самостоятельного и под
свою ответственность осуществления
собственных инициатив в
Согласно Закону «О территориальном общественном самоуправлении в Новосибирской области», правовую основу территориального общественного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные федеральные законы, Устав Новосибирской области, Закон Новосибирской области «О местном самоуправлении в Новосибирской области», настоящий Закон и другие законы Новосибирской области, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Представительный орган
местного самоуправления, территориальный
Совет депутатов города
а) порядок созыва
и проведения собраний (сходов) или
конференций членов
б) порядок согласования
или установления
в) предельные сроки
полномочий органов (
г) порядок регистрации
территориальных сообществ и
органов территориального
д) порядок реорганизации и прекращения деятельности органов территориального общественного самоуправления;
е) порядок создания и деятельности ассоциаций (объединений) органов (уполномоченных выборных лиц) территориального общественного самоуправления;
ж) иные вопросы,
предусмотренные
Согласно Закону «О территориальном общественном самоуправлении в Ленинградской области», правовую основу организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Ленинградской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав Ленинградской области, областной закон «О местном самоуправлении в Ленинградской области», настоящий закон, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований (ст. 1)[2].
Несмотря на точное определение
понятия «территориальное общественное
самоуправление» в Федеральном
законе «Об общих принципах
Савранская О.Л. считает, что территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван. Наличие территориального общественного самоуправления не является обязательным, как наличие органов власти. Органы территориального общественного самоуправления не обладают властными функциями по отношению к населению[1].
Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может. Потому что это, с одной стороны, воздействие снизу на власть, ее поддержка и передача своих интересов этой власти, с другой стороны, - это привлечение всех граждан к тому, что делается: создание для населения тех условий, при которых оно может повлиять на принятие решений.
Правовой статус территориального общественного самоуправления в настоящее время отличается от установленного ранее Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации».
До принятия Конституции
Российской Федерации органы территориального
общественного самоуправления входили
в систему местного самоуправления;
местное самоуправление осуществлялось
через представительные органы местного
самоуправления, местные органы управления,
формы прямой демократии, а также
через органы территориального общественного
самоуправления. В соответствии с
действующим федеральным
Использование норм ранее действовавшего законодательства без учета их соответствия существующему привело к тому, что, несмотря на точное определение территориального общественного самоуправления действующим федеральным законодательством, в законах ряда субъектов Российской Федерации, а также в нормативных правовых актах органов местного самоуправления перепутаны понятия местного самоуправления и территориального общественного самоуправления.
В правовых документах, как муниципального образования, так и органов территориального общественного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления наделяются властными полномочиями, правом принятия общеобязательных на своей территории актов, хотя ни сущность территориального общественного самоуправления, ни способ формирования этих органов не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц.
Формирование такого властного института противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
В рассматриваемых случаях, как правило, основной задачей органов территориального общественного самоуправления является исполнение решений органов местного самоуправления, выполнение их функций. При этом полномочия органов территориального общественного самоуправления исчерпывающим образом установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, руководители территориального общественного самоуправления в ряде случаев после избрания населением утверждаются или назначаются органами местного самоуправления, получают заработную плату в органах местного самоуправления, а иногда и состоят в их штатах, т. е. являются муниципальными служащими. Это определяет направление деятельности таких лиц, их подотчетность, а иногда и подчиненность, выборным должностным лицам местного самоуправления, а не населению. Фактически, в рассматриваемых случаях органами территориального общественного самоуправления называются территориальные подразделения органов местного самоуправления, но эти территориальные структурные подразделения не предусмотрены уставом муниципального образования.
Непонимание сущности территориального общественного самоуправления приводит к возникновению ряда проблем в организации деятельности территориального общественного самоуправления, отказа населения от участия, а иногда и противодействие работе таких мнимых территориальных общественных самоуправлений, заменяющих подлинную самодеятельность граждан. Как правило, при такой организации ТОС имеют место и существенные нарушения законодательства Российской Федерации, особенно бюджетного, налогового, а также антимонопольного.
Важность такого института,
как территориальное
Исходя из этого, органы государственной
власти и местного самоуправления должны
способствовать созданию территориального
общественного самоуправления, проводить
разъяснительную работу среди населения,
создавать условия для
Значение органов
Значит, можно предположить, что большинство их них станет возникать не по велению сверху, а в случае необходимости, когда жители сами осознают свои нужды и интересы и объединятся для их реализации и защиты.
Необходимо также отметить,
что территориальное
законности;
свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;
выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц территориального общественного самоуправления собраниям (сходам), конференциям членов территориального сообщества;
добровольного участия членов
территориального сообщества в разработке
и принятии решений по осуществлению
собственных инициатив в
сочетания интересов членов территориального сообщества и интересов населения, не участвующего в территориальном общественном самоуправлении, уважения их прав и интересов;
самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений;
гласности и учета общественного мнения (ст. 5)2.
Принципы территориального общественного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов ТОС в решении вопросов местного значения.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется на следующих принципах:
1. Широкого и активного
участия населения и их
2. Самостоятельности,
3. Выборности органов ТОС, их подконтрольности и подотчетности населению;
4. Открытости и публичности
деятельности органов ТОС,
5. Законности деятельности ТОС;
6.Сочетании территориальных и местных интересов с региональными и государственными интересами;
7.Защиты прав и интересов населения территории.
К функциям территориального общественного самоуправления относятся основные направления их деятельности, а именно:
1.Обеспечение участия жителей территории в решении вопроса местного значения;
2. Использование муниципальной
собственности (в том числе,
аренда нежилых муниципальных
помещений) при передаче в
пользование на правах
3.Прием выполненных работ
по благоустройству и
4.Формирование промышленных,
рекреационных и других
5. Приватизация объектов бытового обслуживания населения и торговых предприятий территории действия ОТОСа;
6.Застройка муниципальных земельных участков в пределах территории действия ОТОСа, возведение на них зданий и сооружений, осуществление перестройки или сноса строений, кроме случаев застройки земельного участка в соответствии с генеральным планом и проектами планировки и застройки, предоставления (передачи) земельных участков гражданам;
Информация о работе Основы территориального общественного самоуправления