Основы конституционного строя РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:45, контрольная работа

Описание работы

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие сущностные черты:

1. Основной сущностной чертой конституции является особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа.

Содержание

Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, юридические свойства…………………………………………………………………………………...2
Конституционный строй России…………………………………………………4
Конституционные права, свободы и обязанности граждан…………………….5
Избирательная система…………………………………………………………...6
Федеральное собрание Российской Федерации…………………………………7
Правительство Российской Федерации………………………………………….8
Органы судебной власти Российской Федерации………………………………9
Местное самоуправление………………………………………………………..11

Работа содержит 1 файл

правоведение.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

   На  Конституционный Суд РФ возложено  разрешение споров о компетенции  между различными органами государственной власти. Помимо этого проверяется конституционность законов, применяемых в конкретных делах, по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан Российской' Федерации.

   Конституционный Суд РФ работает только по запросам Президента РФ, Правительства РФ, Парламента (либо его палат, либо отдельных Депутатов), высших федеральных судов (Верховного и Высшего Арбитражного) и по запросам органов государственной власти субъектов РФ. Помимо этого с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод в неге могут обращаться граждане РФ.

   Систему судов общей юрисдикции возглавляет  Верховный Суд Российской Федерации (ст.126). Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.

   Арбитражные суды осуществляют гражданское судопроизводство, рассматривая хозяйственные споры между юридическими лицами. Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ (ст.127).

   Независимость и самостоятельность судов определяется статусом судей и общими принципами организации судопроизводства. Судьи в Российской Федерации несменяемы, независимы и неприкосновенны.

   Общими  принципами судопроизводства в РФ являются:  

   1) гласность судебного разбирательства, которая заключается в том, что слушание дела идет в открытом заседании, за исключением случаев прямо предусмотренных в законе (например, закрытые слушания проводятся по делам о преступлениях несовершеннолетних);

   2) состязательность, что предполагает наличие в судебном разбирательства сторон, которые доказывают либо оспаривают те или иные обстоятельства дела

   3) равноправие сторон, которое указывает на равный правовой статус сторон — участников судебного процесса;

   4) коллегиальность,— этот принцип предусматривает коллегиальное рассмотрение дел в отличие от единоличного. Как правило, дела рассматриваются либо судьей и народными заседателями, либо коллегией судей, решение принимается большинством голосов. 

Местное самоуправление 

   Конституция Российской Федерации (ст.12) закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти.

   Местное самоуправление - это система организации деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное (под свою ответственность) решение  населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории'.

   Местное самоуправление - это форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

   Принципы  местного самоуправления - это основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления. 

   1. Самостоятельность решения населением  всех вопросов местного значения.

   2. Организационное обособление местного  самоуправления в системе управления  обществом и государством.

   3. Многообразие организационных форм  осуществления местного самоуправления.

   4. Соразмерность полномочий местного  самоуправления материально-финансовым  ресурсам.

   Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует  основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.

   Перечень  полномочий местного самоуправления позволяет  выделить следующие его основные функции:

   1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

   2. Управленце муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

   3. Обеспечение развития соответствующей  территории.

   4. Обеспечение потребностей населения  в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

   5. Охрана общественного порядка,  обеспечение режима законности  на данной территории.

   6. Защита интересов и прав местного  самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.

   К органам местного самоуправления в  Российской Федерации относятся:

   1. Представительные органы местного  самоуправления (которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т.п.). Они избираются гражданами соответствующей территории. Возможно также формирование органов местного самоуправления из представителей соответствующих муниципальных органов.

   2. Собрания, сходы граждан, посредством  которых в небольших населенных  пунктах граждане непосредственно  осуществляют местное самоуправление.

   3. Главы местного самоуправления (глава  администрации, мэр, староста и т.п.), которые могут избираться или назначаться. Они руководят деятельностью местной администрации, структура которой зависит от вида населенного пункта (город, поселок), размера территории, численности населения. Структура, полномочия   местной администрации закреплены в уставе (положении) местного самоуправления.

   Органы  местного  самоуправления  избираются (формируются) сроком на два года.

   Значимая  роль в системе местного самоуправления отводится органам территориального общественного самоуправления, которые образуются населением, проживающим в районе и городе (советы, комитеты микрорайонов, жилищных комплексов).  
 
 
 

2 раздел:

Содержание: 

    1. норма права.
    2. структура нормы права, ее основные элементы.
    3. наиболее важные признаки нормы права.
    4. объекты и субъекты правоотношений.
    5. как возникает юридическое лицо. Его основные признаки.
    6. юридический факт. Виды юридических фактов.
    7. чем отличаются правоспособность и дееспособность.
    8. нормативно-правовые акты в порядке убывания их юридической силы.
    9. правовые нормы, регулирующие профессиональную выпускника РГАТА.
 
 

   Государство устанавливает правила поведения  людей и функционирования различных  организаций. Норма права - это общеобязательное правило поведения, установленное, применяемое и защищаемое государством. Если нормы морали и нормы различных общностей формируются и изменяются объективно, т. е. носят только объективный характер, то нормы права являются объективно-субъективными. Они появляются в силу объективных условий и формируются в результате законотворческой деятельности государства. Научные законы, в том числе законы юриспруденции открываются учеными, а юридические законы устанавливаются государственными органами законодательной власти. 

   Для установления, применения и защиты права необходимо иметь представление об основных признаках норм права. Среди них важнейшим признаком является общеобязательность. Если другие социальные нормы, например, некоторые традиции и обычаи, могут и не соблюдаться, то нормы права обязательно должны соблюдаться теми, кого они касаются. Так, нормы конституционного права касаются государства, его органов, физических и юридических лиц, находящихся на территории страны, и должны ими неукоснительно выполняться.

   Признаком нормы права является ее неперсонифицированность, ибо норма права носит всеобщий характер. В правовых нормах для обозначения адресатов используют слова: каждый, гражданин, юридическое лицо и т. п., так как норма права - это правило не только для единичного социального действия, а для всей органической суммы единичных действий. Она охватывает наиболее типичные, повторяющиеся социальные процессы.

   Также признаком нормы права является неоднократность ее действия, ибо она создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме. Так, закон о правительстве рассчитан не на формирование и функционирование данного сегмента исполнительной власти государства, а на все правительства, которые появятся в данной стране в будущем. Существуют так называемые временные законы, например, о введении чрезвычайного положения. Они имеют временные ограничения, но в пределах установленного срока применяются ко всем регулируемым отношениям.

   К признакам нормы права относится   формальная   определенность, выраженная в письменной форме. Необходимо четко следовать нормам права, исходя из принципа приоритета буквы закона над субъективно толкуемым духом закона. В период массовых репрессий 1937-1938 гг. нашей стране было широко распространено внесудебное рассмотрение называемых «врагов народа».

   Также важным признаком нормы права, отличающим ее от других социальных норм, является возможность применения государственного принуждения. При этом надо учитывать, что нормы права не являются принудительными, они не навязываются насильно. Они являются продуктом общественного развития и выступают как объективные, полезные для общества и человека ориентиры, регуляторы поведения во всех сферах общественной жизни. Принуждение применяется только при противоправных действиях - нарушениях норм права.

   Системность как признак норм права получает развитие в процессе общественного развития. Системность характеризует свойство нормы права быть в определенном соотношении с другими нормами, с правовым институтом, отраслью права. Этот признак позволяет выделить нормы материального права, т. е. конкретные правила поведения в тех или иных сферах, и процессуальные нормы права. Так, например, существуют уголовное право и уголовно-процессуальное право. Системность характеризует также иерархию правовых норм. Высшую юридическую силу имеют нормы конституционного права, определенные законы, а затем подзаконные акты.

   Нормы права классифицируются не только по юридической силе, но и по отраслевой принадлежности и другим критериям. По отраслевому признаку сейчас выделяют нормы конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права и т. д. Они отличаются объектом и методом правового регулирования. Виды норм права выделяются по степени общности содержания нормы права: нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы.

   По  форме регулирования правовые нормы бывают обязывающие, управомочивающие, запрещающие. Обязывающие нормы  - это нормы, предписывающие совершение содержащихся в норме действий чаще всего встречаются в административном, экологическом, уголовно-исполнительном праве. Управомочивающие нормы, дозволяющие или разрешающие совершение содержащихся в норме права действий. В основном данные нормы права содержатся в нормах гражданского трудового, семейного, земельного и других отраслей права. Запрещающие, нормы, т. е. предписывающие воздержание от содержащихся в норме права действий, характерны для уголовного права.

   Каждое  явление представляет собой систему  и имеет свою структуру, т. е. строение, внутреннюю организацию системы. Норма права имеет свои признаки, отличия от других социальных норм и свое строение. В структуре нормы права принято выделять три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Знание составных частей нормы права необходимо для ее применения, исполнения, соблюдения.

   Гипотеза - предположение возникновения события или действия людей, при которых данная правовая норма используется. Гипотеза дает ответ, когда, при каких обстоятельствах действует данное правило поведения. Гипотеза, может быть, простой или сложной. Во втором случае устанавливается не одно, а два и более условий, с которыми связывается действие, правила поведения.

   Диспозиция - это само правило поведения, или, как говорят юристы, «сердцевина» нормы права. Диспозиция также может быть простой или сложной. В простой диспозиции указывается однозначный вариант поведения, что часто встречается в нормах права. Диспозиция может носить описательный характер, когда системой оценочных понятий и характеристик формулируется правило поведения.

   Санкция - мера возможного наказания за не выполнение субъектами предписаний диспозиции. Санкции могут иметь различные формы. Существуют следующие формы мер ответственности: лишение свободы, дисциплинарное взыскание, возмещение материального и морального ущерба и т. п. Формы мер предупредительного воздействия: арест имущества, предостережение, задержание, отмена неправомерных актов государственных органов, снос самовольно возведенных строений и т. п. Формы мер защиты: восстановление на прежней работе, взыскание алиментов, устранение вреда, извинение и другие.

Информация о работе Основы конституционного строя РФ