Основоположники элитологии Г. Моска, В. Парето

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:44, реферат

Описание работы

Объект нашего исследования - классические и современные теории элит. Цель данной работы состоит в рассмотрении и анализе теории элит. Исходя из этой цели, были поставлены основные задачи перед рефератом:
- рассмотрение классической теории элит;
- рассмотрение современных теорий элит;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Классические теории элит. Основоположники элитологии Г. Моска, В. Парето ………………………………………………………………………..............................................3
Глава 2. Современные теории элит. Основные направления современной элитарной теории Г. Моска, В. Парето …………….....................................................7
Заключение………………………………………………………………………………………………………….11
Литературы…………….…………………………………………………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ ГОТОВА.docx

— 35.84 Кб (Скачать)

                                                          Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………………………………………………..2

Глава 1. Классические теории элит. Основоположники элитологии Г. Моска, В. Парето ………………………………………………………………………..............................................3

Глава 2. Современные теории элит. Основные направления современной элитарной  теории Г. Моска, В. Парето …………….....................................................7

Заключение………………………………………………………………………………………………………….11

Литературы…………….…………………………………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В процессе становления российской демократической государственности  и формирования отвечающим современным  условиям политической элиты важное место принадлежит изучению анализу  и использованию исторического  опыта. Общеизвестно, что без знания того, как развивались элитологические теории в прошлом, невозможно научное решение вопросов элиты сегодня, как говорил великий Гегель «изучение прошлого помогает лучше понять настоящее и разглядеть будущее». Таким образом, изучение исторических фактов позволит учесть уроки прошлого в сегодняшних условиях. Эта тема актуальна на сегодняшний период, так как все мы являемся свидетелями глубоких качественных перемен и трансформаций, которые характеризуют современный мир, это в полной мере касается и России. Становление зарубежной социологии в период 70— 90-х годов XIX в. представляет собой процесс, на который оказали влияние сложность политического развития европейских стран и те кризисные явления, которые нарастали на рубеже веков. Собственно теорию элит и циклов смены господства элит разработал Парето, теорию политического класса предложил Моска, а теорию олигархии впоследствии развил, обратившись к изучению массовых политических партий. Сама по себе постановка проблемы, касающейся особой роли верхушки государственного класса, не является заслугой современной западной политологии. Она имеет давнюю традицию, восходящую к Платону, Аристотелю, Макиавелли. Заслуга В. Парето, Г. Моски. В этой связи закономерен и естественен интерес общества к проблеме лидерства, к современным теориям и их истокам. Объект нашего исследования - классические и современные теории элит. Цель данной работы состоит в рассмотрении и анализе теории элит. Исходя из этой цели, были поставлены основные задачи перед рефератом:

- рассмотрение классической теории  элит;

- рассмотрение современных теорий  элит;

Несмотря на то, что исследование является социологическим, в ходе него использованы методы и приемы чисто  исторического исследования. Данные задачи решаются посредством изучения исторических источников и научной  литературы.

 

 

Глава 1. Классические теории элит. Основоположники  и классики элитологии.

Речь пойдет о процессах формирования собственно элитологии и ее авторах, т.е. о периоде, охватывающем последнее столетие. Признанными основателями элитологии и ее «патриархами» являются итальянские социологи Г. Моска, В. Парето. Гаэтано Моска (1858—1941)—выдающийся итальянский политолог, один из основателей элитологии, профессор Туринского и Римского университетов. Главная заслуга Моски  вычленение элиты как специального объекта ис­следования, анализ ее структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены ее контрэлитой. В 1896 г. вышла его книга «Элементы политической науки», а в 1923 г. ее дополненное издание. В 1939 г. эта книга была переведена на английский язык и издана под названием «Правящий класс», принеся автору мировую известность. Понятию «элита» Моска предпочитал термины «правящий класс» и «политический класс», употребляя их как синонимы. Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из Генуи, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родите­лей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем. В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое внимание он уделяет изучению математики. После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании. Им удалось достаточно предметно и конкретно сформулировать основные положения научно-философской концепции элиты, представить их в форме определенной системы взглядов относительно того социального слоя. Который в силу обладания наибольшим количеством позитивных качеств, видов ценностей и приоритетов (власть, богатство, происхождение, культура, сила воли, место в церковно-духовной сфере и т.д.) занимает наиболее влиятельные позиции в общественной иерархии. Пальма первенства в формулировании современных теорий элиты принадлежит Гаэтано Моске и Вильфреду Парето. Причем между этими авторами и их последователями шел и продолжается спор о приоритете. В.Парето стал знаменит, пользовался европейской известностью задолго до того, как стал известен Моска. Но целостную концепцию правящего класса, его роли в социально-политическом процессе (в первых трудах Моски термин «элита» отсутствует, зато его широко использует Парето) впервые выдвинул именно Моска. Исходный пункт концепции Моски  деление общества на господствующее меньшинство и политически зависимое большинство (массу). Господство элит закон общественной жизни. Вот как формулирует Моска свое кредо по этому поводу: наличие правящих слоев становится очевидным даже при самом поверхностном взгляде. (Обратим внимание на эту мысль, которой обычно не придают значения и в которой, может быть, больше смысла, чем первоначально вкладывал в нее даже сам ее автор). Моска фиксирует наше внимание на том, что очевидно уже на уровне обыденного сознания - наличие в обществе управляющих и управляемых, то есть обыденное сознание, которому чаще всего мало ясны причины деления общества на классы, не улавливает сущности социально-политических отношений. В любой общественной системе есть власть, и есть безвластные. Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными передовыми и мощными обществами, всегда взаимодействуют два социальных класса , который правит и класс, которым правят. Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, в то время как другой, более многочисленный, управляется и контролируется первым. Весьма убедителен тезис Моски и о необходимости для власть имущих материального и морального превосходства. А также военной доблести, которая, по его мнению, особую роль играла на ранних стадиях развития общества, а сейчас такой роли не играет, хотя и имеет немаловажное значение. В обществах, отличающихся высоким уровнем цивилизации, особую значимость приобретает интеллектуальное превосходство управленческого меньшинства и богатство. Доминирующей чертой правящего класса стало в большей степени богатство, нежели воинская доблесть. Правящие скорее богаты, чем храбры. И далее: В обществе, достигшем определенной стадии зрелости, где личная власть сдерживается властью общественной, власть имущие, как правило, богаче, а быть богатым значит быть могущественным. И действительно, когда борьба с бронированным кулаком запрещена, в то время как борьба фунтов и пенсов разрешается, лучшие посты неизменно достаются тем, кто лучше обеспечен денежными средствами. По мнению Моски, связь тут двусторонняя: богатство создает политическую власть точно так же, как политическая власть создает богатство. Здесь проявляется внешнее сходство позиций элитаристов с марксистской концепцией общественного устройства. Г. Моска подмечает и анализирует две тенденции в развитии правящего слоя: аристократическую и демократическую. Первая тенденция ведет к окостенелости и отсутствию мобильности правящего класса, сужает каналы вхождения в элиту представителей других слоев общества, приводит элиту к вырождению. Вторая тенденция присуща, как правило, историческим периодам прогресса и динамичных социальных изменений, когда происходит пополнение правящего класса и его элиты наиболее подготовленными и способными представителями социальных низов. Развивающаяся таким образом элита наиболее продуктивна и подвижна. Завершая обзор взглядов Г. Моски, отметим, что для него главное в правлении элиты идея, с помощью которой правящее меньшинство стремится оправдать свою власть, старается убедить большинство в легитимности этой власти.

Другим основателем элитологии считается Вильфредо Парето, один из виднейших представителей позитивистской социологии конца XIX - начала XX века, заявлявший, что его цель - создать «исключительно экспериментальную социологию», подобно химии и физике. Он способствовал широкому проникновению в социологию математических и статистических методов исследования. Но, как и другие социологи-позитивисты, претендовавшие на строгую научность и беспартийность своей теоретической системы, он сплошь и рядом заимствовал догмы и предрассудки того социального слоя, к которому принадлежал и интересы которого отстаивал. Парето исходит из того, что фундаментальным социальным законом является закон «социальной гетерогенности», внутренней дифференцированной, сердцевиной которого является противопоставление массы управляемых индивидов небольшому числу управляющих, которых он и называет элитой. Социальная система находится в движении, переживает подъемы и спады, но, по Парето, всегда стремится к равновесию. Причем это равновесие не статичное, а динамичное. Материальные и иные ценности распределяются в обществе в высшей степени неравномерно, и особенно власть, богатства, почести. Неравенство в распределении богатства, по-видимому, зависит гораздо больше от самой природы человека, чем от экономической организации общества. Таким образом, подход Парето нейтрален в ценностном отношении, в его понятии элиты не следует искать моральный или метафизический смысл, а лишь попытку объективного постижения социальной дифференциации. Элиту, с его точки зрения, составляют те, кто оказывается наверху в реальной борьбе за существование. Графики иерархического деления людей по разным показателям (авторитет, умение, образование, богатство) частично совпадают с графиком распределения богатства, и все же последний оказывается «осевым». Неизбежность деления общества на элиту и массу Парето выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Индивиды, обладающие большим влиянием, богатством образуют «высшую страту общества, элиту». К ней Парето относит прежде всего коммерческую, политическую, военную, религиозную верхушку. По Парето, существует два главных типа элит, которые последовательно сменяют друг друга. Первый тип - «львы» (Парето, как видим, использует терминологию Макиавелли). Для них характерен крайний консерватизм, грубые, «силовые» методы правления. Второй тип - «лисы», мастера обмана, политических комбинаций, интриг. Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты «львов». Напротив, неустойчивость состояния политической системы требует прагматически мыслящих энергичных деятелей, новаторов, комбинаторов. Каждой элите свойственен один из двух основных методов управления: элите «лис» - манипуляторный, включающий компромиссы, социальную демагогию; элите «львов» - метод силы и грубого подавления. Постоянная смена одной элиты другой является результатом того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые, однако, с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому сохранение равновесия социальной системы требует постоянного процесса замены одной элиты другой по мере того, как перед элитами возникают иные, но в общем-то повторяющиеся ситуации. Общество, где преобладает элита «львов», представляет собой общество ретроградов, оно неподвижно, застойною. Напротив, элита «лис» динамична. Представители первой любят спокойствие, вкладывают свои капиталы в ренту, представители второй извлекают прибыль из любых колебаний рыночной конъюнктуры. Еще раз отметим, что заслуга основателей элитологии в том, что они вычленили объект и предмет науки, систематизировали накопленные знания о правящих меньшинствах, попытались сформулировать закономерности формирования, структурирования и смены элит.

Глава 2. Современные теории элит. Основные направления современной элитарной  теории.

1. Макиавеллистская школа.

Концепции элит Моски, Парето дали толчок широким теоретическим, а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это. современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не тративших современной значимости, являются уже вкратце рассмотренные концепции макиавеллистской школы (Моска, Парено Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:

а) особые качества элиты, связанные  с природными дарованиями и воспитанием  и проявляющиеся в ее способности  к управлению или хотя бы к борьбе за власть.

б) групповая сплоченность элиты. Это  сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального  статуса, социального положения  и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.

в) признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее  творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны.

г) формирование и смена элит в  ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся  занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными  качествами. Однако никто не хочет  добровольно уступать им свои посты  и положение. Поэтому скрытая  или явная борьба за место под  солнцем неизбежна.

д) в общем конструктивная, руководящая  и господствующая роль элиты в  обществе. Она выполняет необходимую  для социальной системы функцию  управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное  положение, элита имеет тенденцию  к вырождению, Утрате своих выдающихся качеств. Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение значения психологических факторов, антидемократизм и недооценку способностей и активности масс, недостаточный учет эволюции общества и современных реальностей все общего благоденствия, циничное отношение к борьбе за власть. Такая критика во многом не лишена оснований.

2.Ценностные теории.

Преодолеть слабости макиавеллистов пытаются ценностные теории элиты. Они, как и макиавеллистские концепции, считают элиту главной конструктивной силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную  теорию к реальной жизни современных  государств. Многообразные ценностные концепции элит существенно различаются  по степени защиты аристократизма, отношению к массам, демократии и  т.д. Однако они имеют и ряд  следующих общих установок:

а) принадлежность к элите определяется обладанием высокими способностями  и показателями в наиболее важных для всего общества сферах деятельности. Элита - наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на удовлетворение ее важнейших потребностей. В ходе развития у общества отмирают многие старые и возникают новые потребности, функции и ценностные ориентации. Это приводит к постепенному вытеснению носителей наиболее важных для своего времени качеств новыми людьми, отвечающими  современным требованиям. Так в  ходе истории произошла смена  аристократии, воплощающей нравственные качества и прежде всего честь, образованность и культуру, предпринимателями, в  хозяйственной инициативе которых  нуждалось общество.

б) элита относительно сплочена на здоровой основе выполняемых ею руководящих функций. Это не объединение людей, стремящихся реализовать свои эгоистические групповые интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся, прежде всего об общем благе.

в) взаимоотношения между элитой и массой имеют не столько характер политического или социального  господства, сколько руководства, предполагающего  управленческое воздействие, основанное на согласии и добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих. Ведущая роль элиты уподобляется руководству старших, более знающих  и компетентных по отношению к младшим, менее осведомленным и опытным. Она отвечает интересам всех граждан.

г) формирование элиты - не столько  результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного  отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизмы такой  селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях.

д) элитарность - условие эффективного функционирования любого общества. Она  основана на естественном разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства  возможностей и не противоречит демократии. Социальное равенство должно пониматься как равенство жизненных шансов, а не равенство результатов, социального  статуса. Поскольку люди не равны  физически, интеллектуально, по своей  жизненной энергии и активности, то для демократического государства  важно обеспечить им примерно одинаковые стартовые условия. На финиш же они  придут в разное время и с разными  результатами. Неизбежно появятся социальные «чемпионы» и аутсайдеры. Ценностные представления о роли элиты в обществе преобладают у современных неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для демократии. Но сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.

Информация о работе Основоположники элитологии Г. Моска, В. Парето