Основные правовые идеи в творчестве Монтескьё

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:53, реферат

Описание работы

Шарль Луи Монтескье был одним из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. В свое время Ф. Энгельс назвал главных деятелей эпохи Возрождения титанами по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности. Таким титаном можно считать и Монтескье, родившегося за сто лет до начала французской буржуазной революции и много сделавшего для ее идейной подготовки.

Содержание

1. Введение……………………………………………………3
2. Биография….………………………………………….……5
3. Методология………………………………………….……7
4. Философско-правовая концепция………………..………8
5. Заключение………………………………………….……16
6. Список использованных источников………….………..17

Работа содержит 1 файл

МОНТЕСКЬЁ.docx

— 31.66 Кб (Скачать)

Напротив, в холодном климате, указывает Монтескьё, организм у людей крепкий, тело закалено в  борьбе с холодом и трудностями. Люди этого климата мужественны и могут защищать свою свободу , что ведёт чаще всего к республиканским законам. В странах умеренного климата чаще возникают монархические законы.

Вместе с тем  важно отметить, что в концепции  влияние климата на законодательство может быть ослаблено действием  других факторов, в частности политическими  факторами и деятельностью разумного  законодателя.

На содержание положительных законов влияют также  размеры страны. Обширные территории государств, по Монтескьё, являются фактором, ведущим к возникновению в  стране деспотических законов, тогда  как средние и малые размеры  государств располагают к созданию в них монархических и республиканских  законов.

Ландшафт страны, гористый или равнинный, действует на характер законодательства в стране. В гористой стране, считал Монтескьё, чаще создаётся республиканское законодательство, в равнинной стране - аристократические или монархические законы. Островное государство склонно к принятию республиканских законов.

Определённое  значение имеет характер почвы для  определения « духа законов». Если почва в стране плодородная, то жители этой страны занимаются земледелием, что  ведёт к монархическим и деспотическим  законам.

Решающее влияние на законы, согласно Монтескьё, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа ( формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа ( демократия), или его части( аристократия). Монархия - это правление одного человека, но посредством твёрдо установленных законов. В деспотии всё определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил.

Основными для  демократии он считает законы, определяющие право голосования, а также законы, в силу которых законодательная  власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов, подчёркивает Монтескьё, необходимы и постановления  сената,  которые относятся им к актам временного действия.

К основным законам  аристократии он относил те, которые  определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескьё отмечает,  что аристократия будет тем лучше, чем более она приближается к  демократии, что, естественно, и должно определять, по его мнению, главное  направление аристократического законодательства в целом.

Основные законы монархии, где источником всякой политической и гражданской власти является сам  государь, - это законы, которые определяют « существование посредствующих каналов, по которым движется власть»,  т.е. наличие « посредствующих, подчинённых  и зависимых» властей, их правомочий.  Главной их них является власть дворянства , так что без дворянства монарх становится деспотом. « Уничтожьте в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, дворянства и городов, и вы скоро получите в результате государство либо народное, либо деспотическое».

Основным законом  деспотического правления является установление должности полноправного  визиря.

Природе каждого  вида правления соответствует и  свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, - особый для данного политического строя.

В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх. Монтескьё специально подчёркивает, что, говоря об этих принципах, он имеет в виду не реально существующие положения, а должный (соответствующий каждому строю) порядок: « Из этого следует лишь, что так должно быть, ибо иначе эти государства не будут совершенными».

Образ жизни  народа - один из важных факторов, влияющих на законодательство страны. У народов, занимающихся земледелием, существуют подробные нормы, регулирующие вопросы  землепользования, тогда как сами законы приобретают монархический  и деспотический характер. Но высокое  развитое земледелие, указывал Монтескьё, нуждается в законах, обеспечивающих большую свободу граждан. В странах  с таким земледелием чаще возникают  республиканские законы.

Иной характер имеет законодательство в государствах , где население занимается мореплаванием и торговлей. Здесь законы должны обеспечивать политическую свободу гражданам и носить республиканский характер. Скотоводческие народы в государственно-организованным обществе также чаще всего имеют республиканские законы. Законы скотоводческих народов прежде всего определяют правила дележа добычи, наказания за воровство, т.е. регулирует отношения , вытекающие из образа жизни этих народов.

Влияет на содержание положительных законов и численность  населения в государстве. Там, где  число населения велико, Монтескьё  отмечал наличие законов, регулирующих выезд людей за пределы страны, образование колоний, деторождения. И наоборот, когда число людей  в стране небольшое, то появляется необходимость  в принятии законов, поощряющих процессы увеличения населения.

Религию Монтескьё  называл одним из факторов, влияющих на законодательство той или иной страны. Магометанская религия соответствует  деспотическим законам, тогда как  христианская религия ведёт к  установлению монархических или  республиканских законов.

Определённое  значение среди факторов, воздействующих на положительные законы государств, имеет концепции Монтескьё народный дух. Народный дух- это характерные психологические черты того или иного народа, включающие в себя его нравы, обычаи. Законы должны соответствовать народному духу, учитывать своеобразные черты народа при регулировании различных отношений в стране. Кроме того, по Монтескьё, народный дух и законы находятся во взаимной связи и должны дополнять друг друга.

Специальное внимание Монтескьё уделяет

Монтескьё считал, что основным принципом при составлении  законов должна быть умеренность.  «Я уже сказал, - подчёркивал он, - что дух умеренности должен быть духом законодателя». Для создания справедливых законов важна цель, которую преследует законодатель. Целью  этих законов, Согласно Монтескьё,  должны быть благо и счастье всех граждан в государстве, где политическими  законами разумный законодатель обеспечивает свободу и безопасность, а гражданскими - собственность граждан. Он также  назвал целый ряд правил законодательной  техники, которые должны учитываться  при создании законов. По Монтескьё, слог законов должен быть простым, чтобы  « слова закона вызывали у всех людей одни и те же понятия». Законы должны носить устойчивый, стабильный характер и изменяться только при достаточных основаниях. 
 
 
 
 
 
 

 

Список  использованных источников:

  1. В.С.Нерсесянц
  2. М .П. Баскин. Монтескьё.

Информация о работе Основные правовые идеи в творчестве Монтескьё