Основные правовые идеи в творчестве Монтескьё

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:53, реферат

Описание работы

Шарль Луи Монтескье был одним из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. В свое время Ф. Энгельс назвал главных деятелей эпохи Возрождения титанами по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности. Таким титаном можно считать и Монтескье, родившегося за сто лет до начала французской буржуазной революции и много сделавшего для ее идейной подготовки.

Содержание

1. Введение……………………………………………………3
2. Биография….………………………………………….……5
3. Методология………………………………………….……7
4. Философско-правовая концепция………………..………8
5. Заключение………………………………………….……16
6. Список использованных источников………….………..17

Работа содержит 1 файл

МОНТЕСКЬЁ.docx

— 31.66 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра теории и истории права 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине: Общая теория права

на тему: Основные правовые идеи в творчестве Монтескьё 
 
 

Студент

ФП, 1-й курс, ДХП-3      К.А.Носов 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011

Содержание

    1. Введение……………………………………………………3

    2. Биография….………………………………………….……5

    3. Методология………………………………………….……7

    4. Философско-правовая  концепция………………..………8

    5. Заключение………………………………………….……16

    6. Список использованных  источников………….………..17 

 

Введение

Принципы свои я вывел не из своих предрассудков,  а из самой природы вещей.

Монтескьё

Шарль Луи Монтескье  был одним из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. В свое время Ф. Энгельс назвал главных деятелей эпохи Возрождения титанами по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности. Таким титаном можно считать и Монтескье, родившегося за сто лет до начала французской буржуазной революции и много сделавшего для ее идейной подготовки.

 Его работы  предвосхитили многие положения  современного понимания политики, государства и права. Самыми  значительными его работами считаются: "Персидские письма", "О духе  законов" и "Размышления  о причинах величия и падения  римлян".

 Монтескьё был успешен в изучении  вопросов философии и социологии, всеобщей истории и юриспруденции, этики и религии, политической экономики, естественных наук, искусства и литературы .  Что же касается его естественнонаучных исследований, то они открыто третируют его работы «О тяжести», «О морском приливе и отливе», «Об относительном движении» и др.  В этих работах Монтескье не делает открытий в области физики, механики или математики, по он с очевидностью демонстрирует основательное знание естественнонаучных проблем своего времени, а главное, решительное несогласие с субъективно - идеалистической и объективно-идеалистической трактовками природы как совокупности человеческих ощущений или как продукта божественной воли. Для французского просветителя материя — реальность, существующая вне и независимо от сознания, ей свойственны внутренние закономерности, постигаемые человеком при помощи чувств и разума.

Если брать  философскую онтологию, то Монтескье  был деистом, т.е. признавал наличие  бога и факт сотворения им мира, но не влияние его на происходящее на Земле. Как и у Монтескье, понимание мира многих мыслителей того времени основывалось на механике Ньютона и рационализме Декарта. Монтескье различал законы существования общества и природы. Хотя общество он понимал как социальный организм, эволюция развития которого различна для разных народов и зависит от "духа нации", во многом определяемого физическими (климат, почва, ландшафт) и моральными (религия, нравы, обычаи) факторами.

Если брать  гносеологию, то Монтескье придерживался  идеи объединения рационалистического  и эмпирического подходов. Он считал, что изучать общество, государство  и право нужно на основе исторических фактов, но концепций, построенных путем  умозрения не обойтись. При этом он полностью отрицал наличие  врожденных идей – одного из основных положений не только рационализма, но и различных теологических  учений. В человеческой истории он не видел хаоса и придерживался  исторического оптимизма, веря в  возможность познания закономерностей  существования общества.

В целом и  как философ, и как социолог, и  как писатель Монтескье оставил  глубокий след в истории прогрессивной  мысли.

 

Биография

Монтескье Шарль  Луи де Секонда, барон де ла Бред, французский философ и литератор эпохи Просвещения, родился в 1689 г. в замке Лабред, близ Бордо, в аристократической семье. В 1705 г. окончил колледж ораторианцев в Бордо и переехал в Париж для углубленного изучения права. В 1714 г. вернулся в Бордо, где получил сначала пост советника в городском суде, а через два года стал одним из вице-президентов суда.

 В 1721 г. он выпустил в свет роман «Персидские письма», завоевав симпатии читающей публики живой сатирой на французское общество.

В 1725 г. Монтескье  написал прозаическую поэму, выдержанную  в гедонистическом духе «Книдский храм». В следующем году он перебирается в столицу и вскоре выпускает вторую поэму в прозе «Путешествие в Париж», написанную в том же духе, что и предыдущее творение. Однако занятия изящной словесностью не удовлетворили его, и в 1728 г. он отправляется путешествовать по Европе для изучения политико-правовых институтов разных стран. Монтескье посетил Италию, Пруссию, Нидерланды, а в Англии прожил около полутора лет, где штудировал английское право и изучал конституционную практику парламента. Встречи с юристами, философами и политиками Англии оказали сильное влияние на формирование его государственно-правовых идеалов, которые он воплотил затем в главном своем труде «О духе законов» (1748).

Последние годы Монтескье провел, совершенствуя  текст "Духа законов" и "Персидских писем". К концу его жизни  полемика вокруг них почти угасла. В 1753 году он написал свое последнее  произведение "Опыт о вкусе", опубликованное (1757) в 7 томе "Энциклопедии". Умер в 1755 году в Париже от воспаления легких и погребён в церкви Сен-Сюльпис (могила не сохранилась).  
 
 
 
 

 

 

 

Правовые  взгляды

В идейном наследии Монтескьё большое значение имеет его правопонимание. Уже одно название основного труда Монтескьё , над которым он работал более 20 лет,- «О духе законов» говорит о том, что юридическая проблематика была основным содержательным звеном его творчества.

Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё  основная ценность, отстаиваемая в  ней,- политическая свобода. К числу  необходимых обеспечений  этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Учение Монтескьё  о праве сформировалось в идейной  борьбе  с теологическими подходами  к юриспруденции. В своей работе « О духе законов» Монтескьё последовательно  размежевывал предметные области юриспруденции  и теологии, заявляя  своим критикам о том, что не надо искать теологии в его политики, ибо в таком  случае он был бы теологом в политике. «Это всё равно,- продолжал он,- что сравнивать кюре, смотрящего на луну с колокольни, и астронома, который смотрит на луну в телескоп». Согласно Монтескьё, у юриспруденции свой предмет и методы исследования, отличные от теологии, а право невозможно познать из религиозных откровений и заповедей морали.

Отрицая феодальное право, Монтескьё оценивал многие его  положения как произвол и неправо, как нормы , обеспечивающие свободу монарха . Монтескьё видел в праве общечеловеческую ценность, находил цель права в свободе, равенстве, безопасности и счастье всех людей. Критика феодального права соответствующих ему докрин велась Монтескьё с позиции поиска «духа законов», элементов истинно правового, справедливого, закономерного в различных системах законодательства.  Для обнаружения «духа законов» он исследовал право Древней Греции и Рима, право древних германцев, франков, а также последующую историю феодального законодательства Франции и многих других стран, широко используя историко-сравнительный метод.

Важным достижением  его правопонимания был принцин историзма, сравнительно-исторического изучения и трактовки правовых явлений. Монтескьё видел, что положительные законы государства – не продукт произвольной деятельности законодателей, а не простая проекция естественных законов, вытекающих из разумной и вечной природы человека, на законодательство, а результат закономерного воздействия различных факторов общественного развития на законотворческий процесс, которые должны учитываться законодателем и проявляться в том, что он назвал «духом законов».

Для успешной правотворческой  деятельности верное определение «  духа законов»- необходимое условие  создания разумных положительных законов  государства, адекватно отражающих справедливое право. В учении Монтескьё  предпринята попытка при  помощи категории «дух законов» разрешить диалему «право-закон», осветить внутреннюю взаимосвязь этих понятий. Таким образом, он стремился доказать, что исторически существующие системы положительного права неизбежно содержат в себе в определённой степени элементы истинно правового, разумного, естественного начала, а не являются лишь плодом чистого умозрения, оторванного от реальной исторической действительности, или результатом произвольного стечения обстоятельств. Таким образом, в рамках теории естественного права Монтескьё, создал историко-факторологическое направление и нашёл пути для дальнейшего развития правовой науки, поисков сущности и основных черт права не в вечной и неизменной природе человека, а в его истории и социальной действительности.

В учении Монтескьё  право-это то, что предшествует закону и определяет его. Право является выражением справедливости. Только  справедливое может быть правом. Справедливость, по Монтескьё, имеет двойственный характер. С одной стороны, он наделял справедливостью людей от природы, считая, « что люди рождены, чтобы быть добродетельными и что справедливость-качество, присущее им также, как и самое существование».

С другой стороны, Монтескьё находил проявление справедливости в конкретной исторической действительности и характеризовал справедливость как  определённое соотношение между  вещами. «Справедливость-это отношение  между вещами: оно всегда одно и  то же, какое бы существо его ни рассматривало, будь то бог, будь то ангел или, наконец, человек».

 Таким образом , право в концепции Монтескьё есть справедливые отношения между явлениями и вещами, оно носит объективный характер, познаваемый чувствами и разумом. Люди для своего блага могут познать справедливые отношения между вещами и затем создать положительные законы, которые бы соответствовали праву. «Законам, созданным людьми,- указывал он,- должна была предшествовать возможность справедливых отношений. Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего ни справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начерчен круг, его радиусы не были равны между собою».

Цель учения Монтескьё о праве в том, чтобы справедливое право стало основой  положительного законодательства. Для реализации этой цели Монтескьё считал важным дать людям основы необходимых знаний, методы и пути познания справедливых отношений. Эти задачи, однако, решаются не мгновенно, а в процессе длительного развития человека и общества при помощи воспитания и просвещения людей, но прежде всего - законодателей.

Сложность реализации права в человеческих отношениях заключается в непостоянстве, противоречивости поведения человека в процессе его  исторического развития. Монтескьё  рассматривал человека не только с  его физической, но и с духовной стороны, делая аспект на разуме, страстях, чувствах. В его концепции поведение  людей изменяется при изменении физических, социальных, исторических условий их жизни. В характерах людей, в условиях их жизни Монтескьё усматривал корыстные начала, которые приводят к тому, что люди не следуют праву даже тогда, когда знают и «улавливают» справедливые отношения.

Реализация права  в отношениях между людьми, указывал Монтескьё, возможна только тогда, когда  оно получает общеобязательный характер при помощи государства, основной  функцией которого становится законотворчество, вытекающее из знания справедливых отношений. В концепции Монтескьё право, законодательство и государство  взаимосвязаны и взаимообусловлены. Право в политическом обществе существует в том случае, когда оно сформулировано в виде положительных законов  государства и реализуется при  помощи принудительной силы его органов. В свою очередь законодательство будет правом только тогда, когда  законодатель выявит справедливое право  из многообразия закономерных, необходимых  отношений между людьми и сформулирует его в виде положительных законов  государства. Процесс законотворчества у Монтескьё- это не создание вечного «кодекса природы», а непрерывный процесс, как непрерывна сама история.

Согласно Монтескьё, люди в обществе управляются не произвольно, а в соответствии с различными факторами общественного развития,  влияющими  на природу людей и  характер их отношений между собой  в процессе общения. « Государство , -подчёркивал он,- управляются пятью различными факторами: религией, максимами правления, законами, нравами и обычаями. Эти факторы находятся во взаимосвязи друг с другом. Если вы измените один из них, то другие неизбежно последуют за ним». Факторы общественного развития формируют в государстве «общий дух» нации, представляющий собой определённый тип мышления и поведения людей в обществе.

Также значительную роль в выявлении «духа законов» различных государств играют физические свойства страны: её климат, почва, размеры, ландшафт, принцип установленного правительства, образ жизни народов, численность населения, народный дух, религия. Прежде всего Монтескьё рассматривал действие климата на характер законодательства в стране. Это воздействие опосредовано влиянием климата на природу человека, его страсти, черты характера, способности ума. В жарком климате организм людей слабый, тело лишается силы и это « расслабление тела переходит на душу: такой человек ко всему равнодушен, не любопытен, не способен ни на какой благородный подвиг, ни на какое проявление великодушия, все его склонности приобретают пассивный характер ».

Информация о работе Основные правовые идеи в творчестве Монтескьё