Основные отрасли и институты мусульманского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Мусульманское право – сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам – являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику.

Содержание

Введение 3
1. Природа мусульманского права 5
1.1. Особенности становления и развития мусульманского права 5
1.2.Источники мусульманского права 9
2. Основные отрасли и институты мусульманского права 14
2.1. Мусульманское право в современном обществе 14
2.2. Мусульманское гражданское право и современное семейное законодательство 17
2.3. Мусульманские суды в странах Востока 19
Заключение 22
Библиографический список 25

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 48.79 Кб (Скачать)

2.3. Мусульманские суды  в странах Востока

В мусульманском судебно-процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Причем мусульманское право отдает явное предпочтение показаниям мужчин. В Коране по этому поводу говорится: "И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то- мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напомнила бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели когда их зовут... ".13 (Коран (II, 282)) Толкуя данное положение священной книги и конкретизируя его на основе сравнения с многочисленными преданиями о высказываниях Пророка, ученые юристы пришли к выводу, что по преступлениям, за которые мусульманское право предусматривает строго определенные меры наказания, принимаются свидетельские показания только мужчин- четырех по прелюбодеянию или двух по иным деяниям, представляющим наибольшую опасность для общины верующих. 

Особое значение данная отрасль придает клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик может доказать свою невиновность. При этом действенность подобного способа защиты и его признание судом связываются с особенностями религиозной совести мусульманина, которая не позволяет ему лгать под страхом потусторонней божественной кары. В отдельных случаях только принесение религиозной клятвы является тем юридическим фактом, с которым мусульманское право связывает далеко идущие правовые последствия, к примеру, при обвинении мужем своей жены, в нарушении супружеской верности. 

Мусульманское уголовное право (укубат) в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на "права Аллаха", среди которых особо выделяется вероотступничество, влекущее смертную казнь. Как правило, к совершившим преступление мусульманам и представителям иных религий применялись различные меры наказания. Во многих случаях раскаяние преступника, имеющее непосредственное отношение к его религиозной совести, освобождало его от наказания. И в то же время за отдельные правонарушения в качестве санкции устанавливалось религиозное искупление. Данная отрасль мусульманского права предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали, то есть, в качестве правовых нередко выступают религиозно- ритуальные или моральные нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой "грех", связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом. 

Законодательство многих государств предусматривает для мусульман уголовную ответственность за несоблюдение поста во время Рамадана. Кроме того, на государственных служащих возлагается обязанность ежедневной пятикратной молитвы, а мужчинам запрещается работать и даже находиться в женских учебных заведениях. А специальные мусульманские суды в Иране, созданные для борьбы с так называемой моральной деградацией, могут применять наказания за пренебрежение мусульманскими традициями в одежде или нарушение шариатских норм общественного поведения, в частности предусматривающих полную изоляцию женщин и исключение их контактов с мужчинами в общественных местах. Раньше религиозный характер таких норм проявлялся в том, что они, как правило, распространялись только на мусульман. Однако сейчас, как показывает практика, данные нормы имеют определенные требования и к лицам, принадлежащим к иным вероисповеданиям. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Историческая роль мусульманского права определяется в первую очередь характером господствующих в той или иной стране классовых сил. Она несет на себе отпечаток феодальной правовой формы с ее неопределенностью и запутанностью, что обусловливает плюрализм и противоречивость содержания как системы в целом, так и многих отдельно взятых норм. Поэтому существуют объективные основания для акцента как на пережиточных, так и на относительно прогрессивных элементах мусульманского права. Тот факт, что наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге – Аллахе – утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать нормы шариата, хранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское право стало своеобразной мировой системой права.  
Наиболее важна глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами вообще, и с каноническим правом в частности. Мусульманское право, как и каноническое,- это право церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее идут существенные различия между мусульманским правом и правом каноническим. Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права стран Европы в том плане, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей,- неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет на себе характер откровений, как и эта религия. А тот, кто не подчиняется мусульманскому праву, грешник, который подвергается наказанию на том свете; тот, кто оспаривает решение мусульманского права,- еретик, который изгоняется из общества ислама. Наконец, сама общественная жизнь не создает для мусульманина других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульманское право. 

Нормы шариата  вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое воздействие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. И хотя мусульманские юристы еще долго будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут, уже некоторые мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы, как традиционного происхождения, так и заимствованные из западных стран. 

После трех значительных феномена – вестернизации, кодификации и упразднения специальных удов, применявших мусульманское право, имевших место в XIX – XX веках, в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании западных правовых моделей. За мусульманским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным образом отношений "личного статуса". 

Однако, в целом, мусульманское право  и его идеология еще могут  сыграть положительную роль на этапе  радикальных общественных преобразований.  
По всем вышеупомянутым причинам изучение мусульманского права сохраняет и надолго сохранит свой интерес с социальной, политической, международной точек зрения. 

Подводя итоги проделанной работы, обобщу: раскрыта природа мусульманского права, структура и основные источники мусульманского права, представлена общая характеристика шариата, а так же рассмотрены возможные пути приспособления мусульманского права к условиям современного общества. 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов, изд-во БЕК, М. – 2001. – 456 с.
  2. Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека Павленкова Ф. Г. Москва. "Республика". 1995 . – 258 с.
  3. Венгеров А.Б./ Теория государства и права/ Учебник для юр. вузов. - М.:Новый Юрист, 2000. – 528 с.
  4. Давид Рене. Основные правовые системы современности (сравнительное право). Москва. "Наука". 1967. – 326 с.
  5. Давид Рене. Основные правовые системы современности. Москва. "Прогресс". 1988 . -  358 с.
  6. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Кима Г. Ф. Москва. "Наука". 1995 – 329 с.
  7. История государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 2006. – 719 с.
  8. Книга о Коране. Его происхождение и мифилогия. Под ред. Климовича Л. И. Москва. "Издательство политической литературы". 1986. – 342 с.
  9. Лазарев В.В. Общая  теория  государства  и  права:   Учебник./ Под   редакцией  В.В.Лазарева. М.:Юрист,1996. – 520 с.
  10. Малько А.В., Матузов Н.И. Общая теория государства и права: Учебник, изд-во Юрист, М., 2002. – 776 с.
  11. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.,1997. – 165 с.
  12. Сюкияйнен Р. Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Москва. "Наука". 1986. – 237 с.
  13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений: изд-во Юрист, М., 2001. – 435 с.
  14. Черниловский Е.В., Всеобщая история государства и права: Учебник, М.Новый юрист, 1999. – 405 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986. стр. 7

2 Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право) М., 1967. стр. 386, 387 

3 История государства и права зарубежных стран. Под ред. Крашенинниковой Н.А., т. 1, М., 2006. стр. 610, 611

4 Будда. Конфуций. Магомед, Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека. Павленкова Ф. Г. М., 1995. стр. 165- 166 

5 Давид Р. Основные правовые системы современности М., 1988. стр. 384

6 История государства и права зарубежных стран. Под ред. Крашенинниковой Н.А., т. 1, М., 2006. стр.613

7 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986. стр. 112

8 Малько А.В., Матузов Н.И. Общая теория государства и права: Учебник, изд-во Юрист, М., 2002. С. 195

9 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений: изд-во Юрист, М., 1997, С. 63

10 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986. стр. 100- 101

11 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. стр. 396 

12 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986. стр. 159-160

13 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986. стр. 216


Информация о работе Основные отрасли и институты мусульманского права