Основные классификации политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение классификации политических режимов.

Основные задачи:

1.Исследовать литературу по теме исследования.
2.На основе теоретического анализа темы систематизировать знания о понятии политического режима.
3.Рассмотреть сущность и специфику основной классификации политических режимов.
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Содержание

Введение 3
1. Понятие политический режим 4
2. Основные классификации политических режимов 7
2.1 Некоторые виды классификаций политических режимов 7
2.2 Демократический политический режим 8
2.3 Авторитарный политический режим (авторитаризм) 13
2.3 Тоталитарный политически режим (тоталитаризм) 18
2.4 Либеральный политический режим 24
2.5 Другие политические режимы 26
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Реферат ТГП.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход  которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых  для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.

     В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

     Разумеется, не следует апологизировать либеральный  режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.

     2.5 Другие политические  режимы

     Кроме 4-х вышеперечисленных политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный, либеральный), существует ещё много других режимов, которые являются разновидностями этих 4-х режимов.

     Например, с древности известны деспотические  и тиранические режимы. Их относят  к разновидностям авторитарного  режима. Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма. Кроме того, существуют переходные и чрезвычайные режимы, которые, как правило, носят временный характер.

     .Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

     Деспотический режим встречался в основном в  странах Средиземноморья, на Ближнем  Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих  обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

     Тиранический  режим. Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена  правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие “тирания” имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или  государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны  обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

     Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, объединение). Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

     Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.

     Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма

     Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на “великой”, “исторической” национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право - это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

     Переходные  режимы. Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

     Чрезвычайные  государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

     Введение  режима чрезвычайного положения  связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы  печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и .т.д.

     Решение о введении особого режима принимается  высшими представительными органами государственной власти либо высшими  должностными лицами в немедленным  уведомлением представительных органов.

 

      Заключение

     Таким образом, политический режим – это  совокупность методов, средств, способов, а так же механизмов осуществления  политической власти, определенное устоявшееся (временно итоговое) политическое состояние  общества, характеризующееся существованием определенных политических процессов, набором политических институтов, сложившимися отношениями власти и общества, господствующей идеологией, социальными взаимоотношениями, экономическими составляющими, определенным видом политической культуры.

     В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». Как уже говорилось, нет и единого мнения по поводу классификаций политических режимов. Вопрос классификации политических режимов всегда был очень сложным. У разных авторов на сей счёт существуют различные мнения.

     В данной работе, при классификации политических режимов, была использована достаточно распространенная в теории государства и права классификация, по которой режимы были разделены на четыре вида – демократический, либеральный, авторитарный и тоталитарный. Кроме того, помимо рассмотрения четырёх вышеперечисленных режимов, были приведены ещё несколько режимов, которые также представляют большой интерес для теории государства и права.

 

Список использованной литературы

  1. Алексеев С.С. общая теория права. Курс в 2т. М.: 2001.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.
  3. Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. - СПб.: Лексикон, 2001. - 272 с.
  4. Кашинина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие. М., ЮРИСТ, 2004.
  5. Комаров С.А. общая теория государства и права: курс лекций. Саранск, 2003.
  6. Мальков А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2003.
  7. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2002.
  8. Марченко. "Теория государства и права" под редакцией - М.: Зерцало, 2000.
  9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.
  10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.
  11. Черданцев А.Ф. "Теория государства и права" - М.: Юрайт, 1999.

Информация о работе Основные классификации политических режимов