Основные формы возникновения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать основные формы возникновения государства, сравнить и выделить особенности каждой из них.
Исходя из поставленной цели исследования курсовой работы можно выделить следующие задачи:
1) изучение причин возникновения государства
2) выделение основных форм возникновения государства
3) сравнить и проанализировать эти формы

Содержание

Введение
3
I. Причины возникновения государства
5
II. Пути возникновения государства
10
§1. Восточный тип возникновения государства
10
§2. Западный тип возникновения государства
15
§2.1 Афинская форма возникновения государства
15
§2.2 Римская форма возникновения государства
19
§2.3 Древнегерманская форма возникновения государства
21
Заключение
24
Список использованных источников и литературы
25

Работа содержит 1 файл

курсовая (ТГП).docx

— 63.50 Кб (Скачать)

Постепенно, по мере роста  масштабов кооперации коллективной трудовой деятельности, зачатки государственной власти превращаются в органы управления и господства над суммами общин. Они в зависимости от широты экономических целей складываются в микрогосударства или макрогосударства, объединяемые силой централизованной власти. В этих регионах, как уже говорилось, она приобретает деспотический характер. Авторитет такой власти был достаточно высок. Причинами являются:

1) достижения в хозяйственной деятельности объяснялись исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением действовать в общесоциальных, надгрупповых целях;

2) принуждение окрашивалось идеологически, и прежде всего в религиозных формах - «Власть от Бога», правитель является носителем и выразителем «Божьей благодати», посредником между Богом и людьми.

В результате возникает иерархия управления государством, которую можно  представить в виде пирамиды: наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх или деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер. Основное средство производства – земля, которая формально находится в собственности общин, а общинники считаются свободными, но фактически, все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.

Восточные государства были схожи друг с другом, но есть и существенные различия между ними. В одних, например, в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. В других, например в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. Однако в отличие от европейского античного рабства, которое основывалось на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (в лице фараона) или храмов.

Вместе с тем все  восточные государства имели немало общих черт:

- они были абсолютными монархиями, деспотиями;

- обладали мощным чиновничьим аппаратом;

- частная собственность  играла второстепенную роль, в  основе экономики  лежала государственная форма собственности

Восточный (азиатский) путь возникновения государства представлял собой плавный переход от первобытного, родоплеменного общества в государство.

 Основными причинами появления государства в этом пути возникновения государства были:

- потребность в осуществлении  масштабных ирригационных работ  в связи с развитием поливного  земледелия;

- необходимость объединения  в этих целях значительных  масс людей и больших территорий;

- необходимость единого,  централизованного руководства  этими массами.

Выделяясь из общества, государственный  аппарат становился во многом противоположным обществу по своим интересам. Постепенно он обособлялся от остального общества, превращался в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.

Одной из особенностей восточного общества можно выделить, то, что оно было застойным, стагнационным. На протяжении веков, а иногда и тысячелетий, общество практически не развивалось. Так например, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Конечно, в Китае были существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.), но они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.

Государства Африки формировались в основном по тому же пути, однако исследователи указывают на некоторые особенности раннего государства Африки, отличающие его от государств восточной деспотии:

 -верховная власть была не наследственной,  а выборно-наследственной

-система управления строилась на геронтократическом принципе (власть была у старейших людей) для нижних уровней и на аристократическом принципе для более высоких.

- правители ранних государств Африки были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из представлений о единственном их существовании на это земле

- принятие важнейших решений 

В этом регионе земного  шара зарождение государства происходило при отсутствии частной собственности на основные средства производства. Разделение общества на классы являлось типичным и определяло становление государственности. Но его естественный ход был нарушен в результате колонизации материка другими государствами.

 

 

                    §2. Западный путь возникновения государства

 

Западный путь, в отличие  от восточного, который имел универсальный характер, был уникальным. Однако нужно отметить, что именно западное общество стало главным источником истории. Европейские государства за короткий исторический промежуток обогнали по своему развитию государства, которые значительно раньше возникли. Можно сказать, что именно европейские государства в решающей степени определили ход человеческого развития, прогресса.

Ведущим фактором образования государства на территории Европы было разделение общества на классы. Это объясняется тем, что здесь на стадии бигменства или протогосударства (ненаследственная форма власти, при которой богатейшие представители имели непререкаемый авторитет и влияние в обществе; авторитет и влияние достигались как за счёт личных качеств, так и, обязательно, за счёт узурпации права распоряжаться избыточным продуктом и возможностью использовать его в потлачах5) происходило стремительное формирование частной собственности на землю, также на другие средства производства, например скот и рабов.

Теория государства и  права традиционно выделяет три  основные формы возникновения государства: Афинскую, римскую и древнегерманскую.

 

   §2.1. Афинская форма возникновения государства.

  

Афинская форма возникновения  государства является классической.

В Афинском государстве была учреждена центральная власть. Это значит, что часть дел, которые находились в самостоятельном ведении племен, были переданы в ведение пребывавшего в Афинах общего совета. В связи с этим возникло общее афинское народное право, которое занимало более высокое место, нежели правовые обычаи отдельных племенных родов. Афинский гражданин получил определенные права и правовую защиту, которая также действовала и на той территории, где раньше он считался иноплеменником. Ученые историки расценивают это как первый шаг на пути к разрушению родового строя.

Другое новшество состояло в разделении всего народа на три класса: благородных, земледельцев и ремесленников (род и племя в разделении роли не играли). Такое деление показывает, что разделение труда между крестьянами и ремесленниками упрочилось настолько, что отодвинуло на второй план общественное значение прежнего деления - на роды и племена. Оно провозглашает непримиримое противоречие между родовым обществом и государством.6

Первой попыткой образования  государства является разрыв родовых связей. Это происходило путем разделения каждого рода на людей привилегированных и непривилегированных, а затем, разделения непривилегированных на два класса соответствующих роду занятий.

Частная собственность на стадо и предметы роскоши привела к обмену их между отдельными лицами, затем превратилось в продукты и товары. Это и послужило началом всего последующего переворота. Производители перестали потреблять свой продукт, они начали отчуждать его путем обмена, так как утратили свою власть над ним. Появилась возможность использовать продукт против производителя, для его эксплуатации и угнетения. Вместе с товарным производством появилась потребность в отдельных лицах, которые своими силами будут обрабатывать земли. А затем и земельная собственность отдельных лиц. Далее появились так называемые деньги (золотые монеты). Это был всеобщий товар, который имел огромную ценность, на него могли обменять любой другой товар.

Древний родовой строй  был не способен найти внутри себя места для чего-либо подобного  деньгам, кредиторам и должникам, принудительному  взысканию долгов. Но новая общественная сила уже существовала, и даже страстное  стремление вернуть старое время  не могли заставить исчезнуть  деньги и ростовщичество. Началось разделение труда в отраслях производства, так как происходило интенсивное развитие в сферах промышленности и обмена.  Количество рабов стремительно поднималось вверх, торговля привлекала в Афины множество чужестранцев, которые селились там ради легкой наживы. В общем, от родового строя уже практически ничего не оставалось.

Развивалось и государство. Новые группы, возникшие благодаря  разделению труда (сначала между  городом и деревней, а затем  между различными городскими отраслями  труда) создали новые органы для  защиты собственных интересов, были учреждены соответствующие должности. Далее молодое государство стало  нуждаться в собственной военной  силе, для ведения отдельных небольших  войн и для охраны торговых судов. Были учреждены небольшие территориальные  округа, по двенадцать в каждом племени - каждый из которых должен был поставить, вооружить и снабдить экипажем одно военное судно. Это учреждение, во-первых, создавало публичную власть, а во-вторых, оно впервые подразделяло народ для общественных целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. Позднее был установлен совет «Четырехсот», в который входило сто членов с каждого племени. Основой еще оставалось племя, но это была уже единственная сторона старого строя.

Граждане были разделены  на четыре класса, критерием являлся размер и доходность землевладения. Все должности могли замещаться лишь представителями высших трех классов, а самые высокие должности только представителями первого класса. Четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать в народном собрании, однако именно здесь выбирались все должностные лица, вырабатывались все законы. Четвертый класс составлял в народном собрании большинство. Деление на четыре класса послужило основой для новой организации войска: первые два класса поставляли кавалерию, третий должен был служить в качестве тяжеловооруженной пехоты, четвертый – в качестве легкой, которая не имела защитных доспехов пехоты, еще могли служить во флоте, где получали плату за службу. Таким образом, в организацию управления вводится новый элемент – частная собственность.

В последующие годы эволюция афинского общества постепенно приняла  направление, по которому оно развивалось на протяжении последующих столетий. Движимое имущество, богатство, состоявшее в деньгах, рабах и кораблях, все более возрастало, но теперь оно уже не служило только средством для приобретения земельной собственности. Борьба партий продолжалась, знать пыталась вернуть свои прежние привилегии и на короткий срок одержала верх, пока революция Клисфена не низвергла ее окончательно, а вместе с ней и остатки родового строя.

Новая организация управления игнорировала деление на четыре древних  племени, основанных на родах и фратриях. Ее место заняла совершенно новая  организация на основе уже испытанного  разделения граждан по месту их жительства. Решающее значение имела уже не принадлежность к родовым союзам, а исключительно  место постоянного жительства. Не народ подвергался делению, а  территория, население в политическом отношении превращалось в простой «придаток территории».

Афинское государство теперь управлялось советом, состоявшим из пятисот избранных представителей десяти племен, а в последней инстанции – народным собранием, куда имел доступ и пользовался правом голоса каждый афинский гражданин. Афиняне учредили одновременно с государством и полицию. С развитием торговли и промышленности происходило накопление и концентрация богатств в немногих руках - так называемая монополия на торговлю и промышленность. Также происходило обнищание массы свободных граждан, перед которыми стоял «выбор» - это или вступить в конкуренцию с рабским трудом и самим, заняться ремеслом, что считалось постыдным и низким занятием, которое не обещало большого успеха, или же превратиться в нищих. У большинства выбор пал на последнее, а так как свободные граждане составляли большую часть населения – это привело не только к их гибели, но и всего Афинского государства.

Афинская форма  возникновения государства является типичным примером образования государства вообще, так как оно происходит без насильственного вмешательства и именно там много лет назад появилась так называемая демократия.

                    

 

§2.2. Римская форма возникновения государства.

 

При римской форме возникновения  государства, родовое общество превращается в аристократию (зависит от происхождения человека), которая была окружена многочисленным плебсом. Он состоял вне родового общества, нёс определенные обязанности, но был лишен политических прав. Имущая часть этого плебса (богатые купцы, ремесленники) требовала передела власти и разрушения старой родовой организации. Борьба и победа плебеев взрывает строй, на развалинах которого возникает государство, в котором растворяется аристократия и плебс (реформы Сервия Туллия).

Основание города Рима относят к 753 году до н.э.. Характеризуется процессом разложения первобытного общинного строя у племен, основавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины. Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и  земледелия приводит к возникновению частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого становятся войны (рабами становятся военнопленные), а вместе с тем и зачатки классового деления общества.7

В родах начинается выделение богатых аристократических семей. Они имеют лучшие земельные участки, хотя это еще считается коллективной собственностью общины; получают и большую долю военной добычи. Параллельно появляется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов «пришельцев»; появляется группа состоящая из отпущенных на свободу рабов. Эти две группы являлись лично свободными, но были ограничены в правах. Они находились под покровительством патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Информация о работе Основные формы возникновения государства