Основные формы возникновения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать основные формы возникновения государства, сравнить и выделить особенности каждой из них.
Исходя из поставленной цели исследования курсовой работы можно выделить следующие задачи:
1) изучение причин возникновения государства
2) выделение основных форм возникновения государства
3) сравнить и проанализировать эти формы

Содержание

Введение
3
I. Причины возникновения государства
5
II. Пути возникновения государства
10
§1. Восточный тип возникновения государства
10
§2. Западный тип возникновения государства
15
§2.1 Афинская форма возникновения государства
15
§2.2 Римская форма возникновения государства
19
§2.3 Древнегерманская форма возникновения государства
21
Заключение
24
Список использованных источников и литературы
25

Работа содержит 1 файл

курсовая (ТГП).docx

— 63.50 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки
Государственное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный  университет»
Юридический факультет
Кафедра теории государства  и права и конституционного права

 

 

 

 

 

 

 

Основные формы  возникновения государства

Курсовая работа

 

Выполнил студент гр. Ю-101

Михеев Артём Андреевич

 

Научный руководитель

кандидат юридических  наук, доцент

А.Б. Каягин

 

Дата защиты «____»__________2010 г.

Оценка___________________________

__________________________________

(подпись научного руководителя)

 

 

 

 

 

Челябинск

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

3

I. Причины возникновения государства

5

II. Пути возникновения государства

10

§1. Восточный тип возникновения  государства

10

§2. Западный тип возникновения  государства

15

  §2.1 Афинская форма  возникновения государства

15

  §2.2 Римская форма  возникновения государства

19

  §2.3 Древнегерманская  форма возникновения государства

21

Заключение

24

Список использованных источников и литературы

25


 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение.

 

Взятая мной тема курсовой работы является актуальной, так как это история возникновения государства у различных народов. Мы можем только догадываться и выдвигать различные предположения как возникло то или иное государство, но не можем быть уверенными на сто процентов в своих догадках. История не стоит на месте, ежедневно археологи в разных уголках света заняты поиском чего-то нового, такого, что бы стало сенсацией. Историки изучают процессы возникновения, становления отдельно взятых государств и вполне возможно, что вскоре может зародиться новая теория или форма возникновения государства.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать основные формы возникновения государства, сравнить и выделить особенности каждой из них.

Исходя из поставленной цели исследования курсовой работы можно выделить следующие задачи:

1) изучение причин возникновения государства

2) выделение основных форм возникновения государства

3) сравнить и проанализировать эти формы

Работа состоит из двух глав, рассмотренных на основе эмпирических и теоретических методов исследования.

В первой главе я постарался выделить основные причины возникновения государства, для того, что бы появилось представление, что такое государство, что послужило поводом к его образованию и с чем мне придется столкнуться, изучая основные формы возникновения государства.

Вторая глава раскрывает суть выбранной мною темы. Основываясь на знаниях, полученных в ходе изучения дисциплины Теории государства в I семестре, трудах Энгельса и многих других ученных, рассматривающих данную проблему в своих работах, здесь будут выделены два пути возникновения государства: Восточный (азиатский) и Европейский. Европейский путь развития я постарался рассмотреть более подробнее, так как именно по этому пути протекало

возникновение большинства  государств. Энгельс этот путь делил  на 3 части: афинскую, римскую и древнегерманскую форму возникновения государства. Каждая форма, при помощи различных  источников информации будет рассмотрена максимально подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    I. Причины возникновения государства.

 

Для начала дадим определение  термину «государство».

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.1

Государство возникло как  закономерный, объективный результат  естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Оно выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя. На это есть ряд причин и факторов, объясняющих появление государства. Основными из них ученые историки выделяют:

 

1) Три крупных  разделения труда.

Первоначально люди поддерживали свое существование исключительно  с помощью примитивных форм обеспечения  жизнедеятельности(охоты, рыболовства, собирательства). При этом проблема выживания напрямую связывалась с благоприятными (либо, напротив, неблагоприятными) природными факторами. Естественно, что столь тесная зависимость человека от окружающей среды влияла на процесс становления и развития общества. Поэтому выделение в качестве важнейших форм жизнеобеспечения земледелия и скотоводства имело поистине революционное значение. Приручение и одомашнивание человеком диких животных, а также сознательное выращивание полезных растений означали не только победу человека в борьбе за физиологическое выживание (поскольку разрывалась прямая зависимость человека от природных и климатических условий), но и являлись причиной начавшегося расслоения общества, так как в результате единая социальная организация распадается на несколько относительно самостоятельных подгрупп: земледельцев, скотоводов, охотников и т.д. Процесс труда постепенно усложнялся и начал требовать больших физических, и умственных нагрузок, а это, в свою очередь, вело к ускорению социального развития. 
 Значение данного этапа человеческой эволюции заключается в том, что люди начинают производить общественно-полезного продукта больше, чем нужно непосредственно для поддержания жизнедеятельности. Возникает так называемый избыточный продукт, правом на распоряжение которым обладают его производители. Следовательно, возникают предпосылки для возникновения права собственности, которое понимается как право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом и является одним из важнейших субъективных прав. 
 Следующим крупным разделением труда принято считать появление ремесел и разделение человеческого общества на тех, кто производит орудия труда и тех, кто этими орудиями пользуется. Переход от универсальной системы жизнеобеспечения к специализированной интересен прежде всего, тем, что люди начинают производить такие вещи, которые непосредственно для самих производителей жизненно важного значения не имеют, а изготавливаются с единственной целью - обменять на другие предметы труда, необходимые в хозяйстве. При этом процесс обмена превращался из эпизодического в систематический. В свою очередь, потребность людей обмениваться продуктами своего труда, с одной стороны, означала необходимость создания оценочного эквивалента, позволяющего осуществлять данную операцию в определенном пропорциональном соотношении, а с другой, привела к выделению из социальной среды особой группы людей, которые своим основным занятием избрали посредническую деятельность между производителями орудий труда и их пользователями (купцы). Процесс обмена товара представлял целую отрасль общественно-полезной деятельности - это являлось третьим крупным разделением труда. 

 

 

 

2) Возникновение  частной собственности.

Постепенно на смену социальным отношениям, обусловленным 
кровным родством, пришли договорные отношения, характеризующиеся принятием участвующими в этих отношениях лицами определенных взаимных обязательств друг перед другом (прежде всего в сфере производства и распределения материальных благ). Основным предметом таких отношений являлась собственность, возникающая как результат человеческого труда по преобразованию природы. 
 Именно приложение труда к тем или иным предметам природы (земле с ее недрами, предметам животного и растительного мира и т.п.) создавало разницу между общим и частным. Труд видоизменял предметы природы, придавал им качественно новые свойства. Но поскольку труд являлся несомненной собственностью трудящегося, то и сами видоизмененные предметы становились частной собственностью того, кто затратил труд. Специализация общественно-полезного труда обусловила усиление его эффективности и, как следствие, привела к получению избыточного продукта, который можно накапливать и которым можно распоряжаться в соответствии с личными (корпоративными) интересами. Возникало и постепенно усиливалось имущественное неравенство. 

3) Изменение социальной  структуры общества.

Наиболее яркое выражение  процесс дифференциации общественных 
отношений получил в ходе замены полигамных отношений моногамными, 
по сути это означало возникновение супружеских связей (в их современном понимании). Запрет на кровосмешение близких сородичей (табу на инцест) имел двоякое значение. С одной стороны, род утрачивал свое значение в качестве замкнутой самодостаточной социальной структуры, а с другой, появлялась возможность установления новых общественных связей, формирования на их основе качественно отличных от существовавших ранее социальных форм: племен, союзов племен и т.д. 

4) Выделение из  общества аппарата публичной  власти.

Социальное расслоение означало возникновение неравноправных отношений между членами общины. В первую очередь это проявилось в порядке формирования властных структур и осуществления последними управленческих полномочий. Если в начальный период развития власть в равном соотношении принадлежала всем трудоспособным членам общины, а вождь осуществлял функции, связанные с оперативным руководством, не претендуя на какие-либо льготы, то впоследствии верховная власть утратила непосредственный характер и, практически полностью, перешла к представителям властных структур (вождям, старейшинам, шаманам и т.д.), которые перестали заниматься не связанным с управленческими функциями общественно-полезным трудом. 
 Таким образом, власть приобретала характер профессионального полномочия. Для того чтобы поддержать свою жизнедеятельность, властители начинали изымать (экспроприировать) в виде налогов часть общественного продукта, полученного рядовыми членами сообщества. В целях подавления возможного сопротивления создавался специальный механизм принуждения который, с одной стороны, необходим для обеспечения установленного порядка, сбора налогов, а с другой, для защиты власти от недовольных ее решениями. Властные полномочия уже не делегировались членами общества «лучшему из равных», а передавались по наследству. Публичная власть все больше отделялась от общества. Принятие управленческих решений перестало быть полномочием каждого члена общества и стало функцией аппарата власти.

 

  5) Объединение членов общества по территориальному принципу. 
 Рассматривая характер связей, соединявших членов первобытного 
сообщества, мы отмечали, что первоначально это были кровнородственные, а впоследствии семейные и производственные отношения. 
 Однако возникновение товарообмена обусловило возникновение общих интересов между людьми, которые не были связаны ни родственными, ни семейными, ни производственными контактами. Для того чтобы осуществлять эффективное регулирование социальных процессов на данной стадии человеческого развития, необходимо было сформировать принципиально новые отношения. Такими отношениями стали отношения между людьми, проживающими на определенном участке местности (территории). При этом сам факт проживания на той или иной территории автоматически приводил к возникновению у человека определенных прав и обязанностей как по отношению к другим членам сообщества, так и по отношению к институту власти. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             II. Пути возникновения государства.   

                     

 

            §1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства.

 

Данный путь является универсальным, поскольку по данному пути протекало возникновение и развитие не только государств Азии, но также и государств Африки и Америки. Для него характерно то, что государства сформировалось на основе аппарата управления, сложившегося в условиях первобытного общества.

Считается, что  самые древние государства образовались около 5 тыс. лет назад, в местах протекания крупных рек: Нила, Евфрата, Тигра и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое за счет повышения урожайности позволило в разы, повысить производительность труда. Там впервые создались условия для возникновения государственности: появилась возможность создать аппарат управления, который ничего не производил, но был необходим для успешного развития.

Поливное земледелие привело  к таким огромным  по объему работам, как строительство дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, затем поддерживания их в рабочем состоянии и расширение ирригационной сети. Всё это породило необходимость в объединении общин и централизованном управлении. Причина в том, что объем общественных работ многократно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и общественной формы собственности на основное средство производства - землю.

Параллельно, с развитием экономики, происходят и социальные изменения. Все произведенное сначала социализируется, а затем перераспределяется. Осуществляется это перераспределение вождями и старейшинами, поэтому именно в их руках остается и скапливается «общественная собственность». Возникает родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность»2. Его суть заключается в том, что распоряжаться общественной собственностью могут люди, занимающие определенную должность, оставляя должность, человек теряет эту «собственность».

В связи со специализацией и повышением роли управления, постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Люди начинают осознавать, что управление оказывается очень выгодно, а так как наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то существующая выборность этих лиц становится все более формальной - это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Восточный (азиатский) путь формирования государственности, отличался, прежде всего, тем, что политическое господство возникло на основе возникновения какой-либо общественной функции, общественной должности. В рамках общины, основным назначением власти было и управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, которые выполняли функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.д3. Нередкими были случаи совмещения административных функций с культовыми - это придавало им особый авторитет. Общинные администраторы понимали, что их положение имело ряд выгод и преимуществ и поэтому они были заинтересованы в закреплении своего статуса, пытаясь сделать свою должность наследственной. Это им удалось и теперь общинное управление постепенно превращалось в замкнутую привилегированную социальную прослойку, которая явилась важнейшим элементом зарождающегося аппарата государственной власти. От сюда следует, что одной из главных предпосылок образования государства и классов по восточному (азиатскому) типу было использование контроля над экономическими, политическими и военными функциями властвующими слоями сложившегося аппарата управления.

Появление административно-государственной структуры, обусловливалось экономической необходимостью. Складываются они до возникновения частной собственностью (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство было не только орудием классового господства, но и само служило источником классообразования и возникновения различных привилегированных групп и слоев. На Востоке захватывались не сами средства производства, а управление ими.4

Основой экономики служила  государственная и общественная форма собственности. Там конечно  существовала и частная собственность, но она была представлена как дворцы, драгоценности, рабы, которые могла  иметь только верхушка государственного аппарата, поэтому она не оказывала существенного влияния на экономику. Решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, частный характер собственности был весьма условен, так как свою должность чиновник, в основном, терял вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

Информация о работе Основные формы возникновения государства