Органы судебной власти в механизме государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы будет определение положения органов судебной власти в механизме государства в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………
стр. 3
Глава 1. Понятие и сущность механизма государства и государственных органов ……………………………………………. стр. 4
Раздел 1. Определение понятие и сущности механизма государства...................................................................................... стр. 4
Раздел 2. Структура механизма государства. Государственный орган.…………………………....……………………………………...
стр. 8
Глава 2. Место и роль судебных органов в механизме государства…………………………………………….……………… стр. 12
Раздел 1. Место судебных органов в механизме государства...................................................................................... стр. 12
Раздел 2. Роль и функциональное назначение судебных органов в механизме государства…………………………...…………………
стр. 18
Заключение……………………………………………………..……
стр. 26
Библиография………………………………………………….……. стр. 27

Работа содержит 1 файл

курсовик ТГП.doc

— 228.00 Кб (Скачать)
 

     Правосудие  в демократическом обществе должно выполнять роль стража порядка и  оплота справедливости. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав. В современных государствах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, а также провозглашенных прав и свобод.

     С самого начала развития человеческого  общежития судебная функция была одним из направлений деятельности государства. Значительный вклад в общепризнанные принципы современного правосудия внесла греко-римская цивилизация. Именно в ней были заложены идеи о том, что суд должен быть одним из важнейших органов государства, осуществляющим правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

     По  сей день судебные органы остаются важнейшими в механизме любого государства. Ранее мы определили место судебных органов в государственном аппарате. Теперь необходимо разобраться в том, что же представляют собой судебные органы и какова их структура и функциональное назначение.

     Основу  судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной ветвей власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей государственной власти. Это означает, что особое положение судебных органов в механизме государства Российской Федерации предопределяет их обособленность, исключает взаимодействие установленных Конституцией Российской Федерации ветвей власти по ряду направлений и в известных пределах24.

     Очевидным является факт, что потребность государства в функционировании судебных органов определяется необходимостью правового разрешения возникающих в обществе споров как имущественного, так и неимущественного характера. Государство предоставляет только суду право использовать полномочия правосудия: в определённом законом порядке признать лицо виновным  в совершении преступления или административного правонарушения, применить к нему меры уголовного или административного наказания либо разрешить правовой спор между гражданами, юридическими и физическими лицами.

     Нам все хорошо известно основное назначение судебных органов и судебной системы  – защита прав и свобод граждан, конституционного строя российской Федерации, в обеспечении соответствия актов законодательства и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов25.

     Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» называет субъектов и носителей судебной власти, определяет место судебной власти в системе разделения властей, указывает правовые способы реализации судебной власти26.

     Немного мирового опыта. Орган судебной власти в разных странах образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент (например, хорошо известная нам Великобритания), они участвуют в правотворчестве27.

     Структура судебных органов в разных странах  неодинакова. Именуются они тоже по-разному. В КНР, например, это Верховный  народный суд, местные народные суды, военные суды и другие специальные народные суды. В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов28.

     Но, не смотря на особенности структуры, названия и другие различия судебных органов в тех или иных станах, у них во многом схожи цели и задачи, которые во всех государствах, именующих себя демократическими, провозглашаются конституционно. Много общего у них в социальных функциях, содержании деятельности, в конституционных принципах их организации и функционирования. Таким образом, мы видим, что, несмотря на различия судов разных стран в организационных моментах их деятельности, они занимают одинаково важное значение в механизмах государства разных стран.

     Теперь конкретнее о России. Как нам известно из курса истории, процесс становления правового государства  - Российская Федерация начался сравнительно недавно. Благополучное течение такого процесса невозможно без усиления и возрастания роли судебных органов в механизме государства. Характерной тенденцией развития компетенции органов судебной власти стало законодательное расширение полномочий судебных органов за счёт включения в их юрисдикцию разрешения конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях различных ветвей и органов власти, при нарушении интересов Российской Федерации и её субъектов, при осуществлении административного управления29.

     Структура органов судебной власти в России разветвлена. Во главе стоят три  суда: верховный суд российской Федерации, Высший Арбитражный суд Российской Федерации и Конституционный суд российской Федерации. Это высшие суды. Ниже по иерархической лестнице стоят суды субъектов федерации, районные суды и т.д30.

     Специфика суда как органа судебной власти заключается в следующем:

  1. суд обладает присущими только ему как органу судебной власти полномочиями (рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел, конституционный контроль и т. п.);
  2. специальный порядок формирования судейского корпуса;
  3. независимость суда при осуществлении своих полномочий от какого-либо внешнего влияния (со стороны государственных или негосударственных органов, должностных лиц и т. п.);
  4. установленный законом строгий порядок выполнения судом своих функций (различные виды судопроизводства), который жестко регламентирует, что суд должен делать и в какой последовательности.

     Если  же говорить о функциональном назначении органов судебной власти в механизме  государства, то обобщив нормы Конституции и иных нормативно-правовых актов, мы можем выделить следующие функции органов судебной власти:

  1. конституционный контроль;
  2. правосудие;
  3. судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий (или бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц;
  4. обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов;
  5. разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;
  6. разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики;
  7. законодательная инициатива;
  8. участие в формировании судейского корпуса и содействии органам судейского сообщества;
  9. обеспечение судебной деятельности31.

     Законодательное предоставление данных функций отдельному виду государственных органов –  органам судебной власти в очередной  раз подчёркивает их немаловажное значение в механизме российского государства.

     Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» провозгласил принцип единства и федеральности судебной власти, ее централизованной сплоченности. Единство судебной системы страны обеспечивается путем:

     - установления судебной системы  Российской Федерации Конституцией  Российской Федерации и данным  Федеральным конституционным законом;

     - соблюдения всеми федеральными  судами и судами субъектов  Федерации установленных федеральными законами правил судопроизводства;

     - применения всеми судами Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, общепризнанных принципов  и норм международного права  и международных договоров Российской  Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации32.

     К сожалению, многие решения судов, в  том числе и Конституционного Суда Российской Федерации, не выполняются, хотя ст. 80 указанного ФКЗ прямо предусматривает обязанность государственных органов и должностных лиц выполнять решения Конституционного Суда Российской Федерации и приводить в порядок законы и иные нормативные акты, а также в определенные сроки устранять обнаруженные пробелы в правовом регулировании.

     Этим  грешат федеральные органы законодательной и исполнительной власти. Предусматриваемая законом юридическая ответственность не всегда конкретна по субъектам и последствиям (санкциям) невыполнения обязанностей в этой сфере. В тексте ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» также отсутствует указание на возможность применения конкретных санкций.

     Статья 315 Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность виновных лиц за неисполнение решений суда, также не в состоянии решить данную проблему. Еще в 1992 года в Федеральное Собрание Российской Федерации был внесен проект закона «Об обеспечении исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации». Пройдя первое чтение, он так и не был принят.

     Таким образом, мы видим, что, не смотря на очевидность важности роли и места судебных органов в механизме современного российского государства (да и наверно некоторых других) должным образом не обеспечивается их бесперебойное и эффективное функционирование.

     И подводя итог нашей работе и обобщив  всё вышеизложенное необходимо определить круг принципов организации деятельности судебной власти в Российской Федерации и её органов, так как именно данные принципы имеют решающее значение в определении места, роли и значения органов судебной власти в механизме государства:

  1. осуществление правосудия только судом. В соответствии  этим принципом в российской Федерации нет и не может быть других органов, осуществляющих правосудие.
  2. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и законам. Как уже было обозначено, независимость судей – важнейшее условие самостоятельности судебной власти и её органов в механизме государства.
  3. Судьи несменяемы, а несменяемость судьи – одно из существенных гарантий его независимости.
  4. Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей – одна из наиболее существенных гарантий независимости судебной власти.
  5. Разбирательство дел во всех судах открытое. Данный принцип обеспечивает доступность информации о неправомерных действиях тех или иных государственных органов и должностных лиц, тем самым предостерегая повторение таких случаев.
  6. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Данный принцип – важнейшее условие демократичности осуществления правосудия и вынесения справедливого судебного решения.
  7. В соответствии с Конституцией российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Данное конституционное положение является гарантией независимости судебной власти, как от исполнительной власти, так и от законодательной33.

     Таким образом, мы со всех аспектов подтвердили  важность органов судебной власти в  механизме государства и выяснили их роль в государственном аппарате и их функциональное назначение. Структура судебной власти наглядно подтверждает, что только целостность и комплексный анализ деятельности всех ее элементов дает возможность выявить ее характер как власти государственной, интегрированной в систему всех ветвей власти и одновременно способной к выделению как часть целого в отдельную ветвь34.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключении хотелось бы подвести итог всему вышесказанному. В нашей  работе мы определили, что механизм государств, можно обозначить как  целостную, иерархично упорядоченную систему государственных органов и организаций, которые непосредственно и практически осуществляют государственную власть, решают задачи и выполняют функции государства. Так же, государственный механизм является важнейшим составным элементом любого государства и с его помощью производится управление государственными и отчасти общественными делами.

     Под структурой государственного механизма  понимаются его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев и их соотношение. В структуру входят государственные органы и организации. Проведя сопоставление признаков государственного органа с реальными характеристиками судебных органов, мы подтвердили их принадлежность к таковым.

     Мы  определили, что важное значение и  место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной функцией которых является осуществление правосудия. Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти, одной из трёх основных ветвей власти. Так же мы выяснили, что, не смотря на свою самостоятельность, судебная власть не существует сама по себе, она взаимодействует с другими ветвями государственной власти и их органами, а так же с главой государства.

     Далее нами были обозначены структура, роль, функциональной назначение и принципы деятельности судебной власти и её органов в механизме государства.

     Таким образом, нами была достигнута главная  цель исследования и решены все поставленные задачи.

     БИБЛИОГРАФИЯ

     Нормативные правовые акты

 

     Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

Информация о работе Органы судебной власти в механизме государства