Органы судебной власти в механизме государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы будет определение положения органов судебной власти в механизме государства в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………
стр. 3
Глава 1. Понятие и сущность механизма государства и государственных органов ……………………………………………. стр. 4
Раздел 1. Определение понятие и сущности механизма государства...................................................................................... стр. 4
Раздел 2. Структура механизма государства. Государственный орган.…………………………....……………………………………...
стр. 8
Глава 2. Место и роль судебных органов в механизме государства…………………………………………….……………… стр. 12
Раздел 1. Место судебных органов в механизме государства...................................................................................... стр. 12
Раздел 2. Роль и функциональное назначение судебных органов в механизме государства…………………………...…………………
стр. 18
Заключение……………………………………………………..……
стр. 26
Библиография………………………………………………….……. стр. 27

Работа содержит 1 файл

курсовик ТГП.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

     Для того, что бы в дальнейшем определить относятся ли судебные органы к государственным  органам, нам необходимо выделить признаки любого государственного органа. Специфические признаки, отличающие государственные органы от других составных частей государственного механизма, следующие:

  1. Формирование государственного органа по воле государства осуществление им своих функций от имени государства;
  2. Выполнение каждым государственным органом строго определённых законодательно видов и форм деятельности;
  3. Наличие у каждого государственного органа юридически закреплённых организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а так же порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;
  4. Наделение государственного органа полномочиями государственно-властного характера9.

     Последний признак является наиболее существенным и важным в определении того или  иного органа как государственного. Данный признак практически выражается в возможности издания государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за соблюдением требований такого акта, в обеспечении и защите требований издаваемых актов от нарушения путём применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и мер государственного принуждения.

     Очевидным является факт разнообразия государственных  органов. Проводят различные классификации, например, по порядку образования, по юридической силе, по принципу разделения властей, по времени действования и т.д10. Не будем останавливаться на их раскрытии.

     Соответственно, если государственных органов такое  многообразие, они не могут составлять механизм государства с хаотичном  порядке, они должны быть строго упорядочены  и составлять определённую структуру. И это действительно так.

     Под структурой государственного механизма  понимаются его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев и их соотношение.

     Многие  века и тысячелетия государственный  механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и  на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляло военное ведомство, ведомство внутренних дел, финансов и иностранных дел. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы11.

     Определением  места и роли судебных органов  в механизме государства мы займёмся чуть позже, а сейчас дадим однозначный ответ на вопрос, являются ли судебные органы государственными. Конечно являются! Выше нами были перечислены признаки любого государственного органа, наложим данные признаки на судебные органы:

  1. Суды создаются и формирование по воле государства и осуществляют свои функции от его имени, что наглядно иллюстрируется в нашей стране при провозглашении приговора в зале судебного заседания «Именем Российской Федерации»;
  2. В Конституции Российской Федерации говорится о том, что правосудие осуществляется только судами, следовательно, судам законодательно предоставлена определённая функция;
  3. Подсудность и положения деятельности судов как внутри своей деятельности, так и в не её определены специальными нормативно-правовыми актами федерального уровня;
  4. И естественно судам предоставлены полномочия государственно-властного характера – возможность вынесения решений и приговоров суда, обязательных к выполнению.

     Таким образом, мы со стопроцентной долей  уверенности утверждаем о принадлежности судебных органов к государственным.

     Глава 2.  Место и роль судебных органов в механизме государства

     Раздел 1. Место судебных органов в механизме  государства

 

     В любой стране сложившийся государственный  аппарат – это единая целостная  система. Она в свою очередь состоит из ряда частных подсистем. Каждая такая система включает однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целя, видам выполняемой деятельности государственные органы.

     Наиболее  важные частные системы современного государственного аппарата следующие: система органов законодательной власти, система органов исполнительной власти, система органов судебной власти, система органов прокуратуры, вооружённые силы государства12. В России в соответствии с принципом разделения властей, который официально признан и конституционно закреплён13, государственные органы являются носителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Следовательно, на примере нашей страны, признаются три самостоятельные ветви власти, которые осуществляют свою деятельность независимо от других двух. Заметим, что судебные органы признаются самостоятельными и независимыми.

     Опираясь  на структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые  составляющими их органами функции, то есть исходя из структурно-функционального  анализа, посмотрим более конкретно на классификацию органов, составляющих механизм государства в Российской  Федерации и определим в нём место судебных органов:

  1. Президент Российской Федерации (глава государства в других странах).  Разделённая на три ветви государственная власть не перестаёт быть единой и суверенной: у неё единый властеобразующий источник – народ, она выражает единые коренные интересы населения. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. Таким образом, не входя не в одну ветвь власти, президент принимает участие в каждой из них, например, президент Российской Федерации вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, назначает председателя Правительства Российской Федерации, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших судов Российской Федерации14.
  2. Органы представительной и законодательной ветви власти. Представительным и законодательным органом власти в России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Одна из важнейших функций высшего законодательного органа государства является принятие законов. В этой сфере необходимо отметить, что Конституционный суд Российской Федерации проверяет данные акты на соответствие Конституции Российской Федерации в необходимых случаях15.
  3. Органы исполнительной власти. Согласно Конституции исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно состоит из Председателя правительства и его заместителей, федеральных министров. Важную роль в определении места исполнительной власти в политическом механизме государственной власти играют вопросы её взаимодействия с судебной властью, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Как отмечают                  Н.Г. Салищева и Н.Ю. Хаманева, «отношения этих ветвей единой государственной власти проявляются в разнообразных формах, которые отражают их свойства как субъектов государственной власти в рамках единой политической системы»16.

     Так же следует отметить что, как показывает анализ современных тенденций участия  исполнительной и судебной власти в  механизме государства роль судебных органов в обеспечении законности актов и действий органов исполнительной власти в последние годы значительно повысилась. Между тем суды всё еще недостаточно быстро и повсеместно реагируют на совершаемые органами исполнительной власти и их должностными лицами незаконные действия или бездействия и издаваемые незаконные акты17. На улучшение данного положения должны быть направлены новые нормативно-правовые акты законодательной ветви власти.

  1. Важное значение и место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной функцией которых является осуществление правосудия. Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Такое положение закреплено в Конституции Российской Федерации и многих других стран, например, в Конституции Испании (1978 года) предусмотрено, что «судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени Короля судьями и членами судов, представляющими эту власть, которые независимы, несменяемы, ответственны перед законом и подчиняются только закону» (п.1 ст. 117); а в Конституции ФРГ (1949 года) провозглашается, что «судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судьями, указанными в настоящем Основном законе, и судами земель» (ст. 92)18.

     Так что же такое судебная власть? В  научной литературе даётся ряд довольно чётких определений судебной власти. Так, И.Л. Петрухин понимает под судебной властью самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, созданную для разрешения конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскных мероприятий; установления наиболее значимых юридических фактов19. Другие авторы в определении понятия «система судебной власти» подчёркивают её самостоятельность от других ветвей власти и произвола как такового, независимость от кого-либо кроме закона20.

     Статус  носителя одной из трёх властей – судебно обеспечивает органам правосудия весьма важное место в государственном механизме.

     Конституционный принцип самостоятельности судебной власти объективно обусловлен тем, что  Конституция России обозначает три  важнейшие функции государственной власти. Государство обязано:

     1) признавать,

     2) соблюдать, 

     3) защищать права и свободы человека  и гражданина (ст. 2 Конституции России).

     «Каждая из этих функций государственной власти носит самостоятельный характер. Признание прав и свобод обеспечивается благодаря усилиям, прежде всего, законодательной ветви власти. Соблюдение прав и свобод - это функция, которую должны осуществлять органы исполнительной власти. И, наконец, защита прав и свобод - прерогатива судебной власти», утверждает в своей работе Г.А.Гаджиев21. Конечно невозможно не согласиться с данным утверждением.

     Суды  осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону22.  Данное положение и всё вышеизложенное даёт нам возможность чётко определить значение судебных органов в механизме государства – они занимают самостоятельное и независимое место среди трёх основных ветвей власти и их органов, им предоставлены свои собственные определённые властные полномочия  и направления деятельности. Функционирование и благополучное развитие государства в на современном этапе, да и в более ранних формациях, невозможно без наличия судебной ветви власти и её органов.

     Но  также необходимо учитывать, что конституционная модель самостоятельности судебной власти и её органов, модель самостоятельности российских судов, предусмотренная в текущем законодательстве, и, наконец, реальная, фактическая самостоятельность судов могут не совпадать. В таком случае важно на доктринальном уровне уяснить конституционную модель самостоятельности судебной власти и «подтягивать» к ней законодательную модель и не допускать расхождения с ней фактической самостоятельности судов23.

     Таким образом, мы определили важное значение судебных органов в системе механизма государства. Мы выяснили, что уже на федеральном уровне органам судебной власти гарантируется их самостоятельность и независимость, так как невозможно представить себе эффективного правосудия принимающего решения, например по указанию Государственной Думы. Так же мы выяснили, что, не смотря на свою самостоятельность, судебная власть не существует сама по себе, она взаимодействует с другими ветвями государственной власти и их органами, а так же с главой государства.

 

      Раздел 2. Роль и функциональное назначение судебных органов в механизме государства

Информация о работе Органы судебной власти в механизме государства