Организация каторги и ссылки в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 10:15, реферат

Описание работы

Однако, в зарубежных, в частности европейских государствах, ссылка в качестве меры уголовного наказания была введена ранее, еще в XV-XVI веках. Так, из Великобритании преступники ссылались в открытые земли Америки и на Австралийский континент. Помимо цели избавления общества от преступного элемента, данная мера позволяла заселять и осваивать новые территории. Подобная мера уголовного наказания применялась и Правительством Франции, когда вплоть до 1946 года преступников ссылали во Французскую Гвиану и Новую Каледонию. Однако, особым видом ссылки во Франции была депортация. Интересен тот факт, что в некоторых странах Западной Европы ссылка сохранялась до 1970-х годов!

Работа содержит 1 файл

Организация каторги и ссылки в России 1.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Ссыльные имели право  приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, вступать в брак. Женатые и замужние ссыльные, за которыми их супруги не последовали в ссылку, могли подавать прошения о расторжении брака. Ссыльные могли устраиваться на работы на частные золотые прииски. По истечении 10 лет пребывания в Сибири все ссыльнопоселенцы могли причисляться к крестьянству и селиться во всех сибирских губерниях. Учитывалось, что если ссыльный вел себя благопристойно и занимался полезным трудом, то 10-летний срок мог быть сокращен до 6 лет. Во время пребывания на поселении, к ссыльным применяли особый порядок судопроизводства и особые карательные меры, среди которых главное место занимали телесные наказания.

На таком же режиме содержались и направляемые в Сибирь бродяги. Русское право, специально предусматривая ссылку на водворение, содержало правило об определении бродяг на особые работы в Сибири.

Указанные виды ссылки имели  общую черту и основывались на судебном приговоре. Русское право предусматривало и административную ссылку. Так, высшие органы администрации на основании «Положения о мерах по охране государственного спокойствия» и особых Положений по управлению Кавказом, Туркестанским краем, Степным генерал-губернаторством, Астраханской и Ставропольской губерниями, а также областями Донской, Терской и Кубанской имели право высылки. Помимо этого, крестьянство и мещанство имели право передавать администрации для ссылки лиц порочного поведения или тех, кто был по суду лишен прав и по отбытии наказания не приняты в общество.

Со временем каторга стала  испытывать дефицит рабочих мест, что становилось одной из причин нарушения дисциплины и не соответствовало  требованиям наказания каторгой. Условия содержания каторжных на заводах были неудовлетворительными. Но наиболее тревожным для царского Правительства недостатком организации каторги и следствием неудовлетворительного надзора за каторжными, являлось большое количество побегов из мест отбывания наказания. Все это требовало пересмотра на законодательном уровне наказания каторгой.

Для разработки возможных вариантов по устранению недостатков в организации каторжных  работ на территории Сибири был создан Секретный Комитет под председательством  графа Кочубея. Результатом его  работы стало согласие Николая I ввести в России закон о применении смертной казни для каторжных. Наказание смертной казнью предполагалось в строго оговоренных случаях «совершения ссыльными преступления «политического оттенка»». К таким преступлениям относились: заговор против царя и Правительства; бунт, сопровождаемый грабежом, убийствами, поджогами, взломом тюрем и освобождением преступников; доказанное склонение жителей края к бунту и неповиновению; открытое неповиновение (в месте содержания каторжных) военной силе и начальству; насильственные действия к освобождению из содержания в каторжной работе; таковые же, но соединенные с насилием охраны, направленные на получение свободы из тюремного заключения.

Необходимо  подчеркнуть, что новая концептуальная модель российского законодательства первой половины XIX века формировалась не обособленно, а под влиянием тюремных преобразований, прошедших в странах Западной Европы и США. Результатом этого влияния стало создание в 1819 г. первой в России полуобщественной полугосударственной организации Общества попечительства о тюрьмах, которое и положило начало введению в отечественное законодательство новой задачи - исправления преступников. Так к середине XIX века было создано законодательство, в котором нашла отражение еще не завершенная, но новая модель гуманизации российской каторги. Каторга стала рассматриваться не только в качестве института наказания, но и исправления преступника. Нравственное исправление предполагалось через религиозное воздействие на преступника, исправление поведения - через наказание, а также гуманные методы - моральное и материальное стимулирование. В качестве стимула предоставлялись дополнительные выходные дни, изменение условий быта, труда и надзора, возможности для создания семьи, строительства при заводе дома и проживания в нем со своей семьей, сокращение срока каторжных работ, определенных приговором.

Еще одним элементом, подтверждающим новое гуманное направление  в законодательстве о каторге  середины XIX века, стало наличие в  нем статей о правах каторжных: на подачу жалоб и прошений, облегчение урочной работы, освобождение от физических работ и снятие кандалов с больных и немощных. Законодательная регламентация прав каторжных устанавливалась для защиты каторжных от произвола тюремной администрации и служащих.

 

 

 

 

 

3. Ссылка политическая

 

Ссылка политических и уголовных преступников в Сибирь в XIX веке рассматривалась правительством, прежде всего, как средство заселения края ("штрафная" колонизация) при ограничении свободного переселения. В системе уголовного законодательства Российской империи существовали следующие разновидности ссылки: после отбытия срока каторжных работ, на поселение (жительство), административная и на водворение.

Первое законодательное  упоминание о политической ссылке относится  к 1582 г., однако она практиковалась и  ранее как в отношении простого народа, так и опальных бояр. Местами ссылки политической в XVI – XVII веках были окраины европейской России, иногда - Сибирь. Однако массовый характер политическая ссылка приобрела после Указов 1753 -1754 г.г., отменивших смертную казнь и вводивших взамен неё вечную каторгу. В тот период основными местами ссылки политической становятся Забайкалье (Карийская и Нерчинская каторги), Якутская область (Якутская ссылка), Енисейская губерния (Енисейская ссылка), Иркутская губерния (Верхоленская ссылка), Томская губерния (Нарымская ссылка). Как правило, политических ссыльных размещали в районах, удаленных от железной дороги, административных и промышленных центров.

В XVIII веке на крепостные работы, заводы и рудники ссылали  участников массовых народных выступлений, а в период дворцовых переворотов в ссылку отправляли опальных государственных деятелей. В конце XIX века на каторгу в Сибирь и в ссылку на Кавказ были отправлены Декабристы и Петрашевцы. В 1831 г. в Сибирь на каторгу и в ссылку были отправлены 18623 человек участников Польского восстания.

Политические  ссыльные оказали большое влияние на развитие Сибири. Они способствовали распространению культуры, просвещения, изучению природных богатств и т.д. «Уложение о наказаниях» 1845 года устанавливало ссылку как одну из важнейших мер наказания за преступления, как уголовные, так и политические.

В период Революционной  ситуации конца 1870 годов и начала 1880 годов царское Правительство  и местная администрация (с 1850 г. право ссылать в административном порядке по политическим мотивам получили некоторые местные администраторы, такие как наместник Кавказа, Виленский генерал-губернатор и др.) широко применяли административную ссылку в отношении деятелей революционного и оппозиционного движения. Именно так «по высочайшему повелению» были сосланы А. С. Пушкин, А. И. Герцен, Н. П. Огарев и другие. Только в апреле 1879 г. и в июле 1880 г. было сослано в административный порядке 575 лиц, из них 130 - в Сибирь.

История политической ссылки созвучна с историческими  событиями России. Так в 1860-х годах в ссылку политическую направлялись участники крестьянских волнений, деятели революционного движения, в 1867 г. в Восточную Сибирь были сосланы члены Ишутинского кружка, в 1870-80-х годов - многочисленные участники народнических и народовольческих организаций, первые рабочие-революционеры, а начиная с конца XIX века - члены марксистских кружков и организаций.

С 1826 г. общий  надзор за ссылкой политической осуществляло «Третье отделение». Необходимо отметить, что «Положение о полицейском надзоре» 1882 г. лишало ссыльных права передвижения, позволяло полиции производить обыски и контролировать их переписку. Ссыльные не могли находиться на государственной или общественной службе, заниматься адвокатурой и педагогической деятельностью. В результате, произвол администрации вызывал протесты и выступления политических ссыльных которые произошли в 1889 г. и получили название Якутская трагедия, а в 1904 г. - Якутский протест.

Несомненно, 50 тысяч  человек «политических» ссыльных, из которых большая часть вернулась в Европейскую Россию, несопоставимы по степени воздействия на процесс заселения и колонизации региона по сравнению с 1 млн. уголовников, в основном оставшихся на постоянное жительство здесь. Необходимо помнить, что среди этой категории временных жителей Сибири преобладали люди интеллектуальные, образованные, обладавшие дефицитными для региона профессиями (врачи, агрономы, учителя, музыканты, журналисты, экономисты и т.д.). Так в 1914 - 1916 годах среди политических ссыльных 76,7% были грамотными, в том числе высшее образование имели 5,7%, среднее - 14,9%.

Особенно важным было присутствие образованных и  профессионально подготовленных специалистов в отдаленных районах. Они становились пионерами развития новых видов предпринимательской деятельности, т. к. были выходцами из регионов с более развитым уровнем рыночных отношений. К примеру, поляки, участники восстания 1863-1864 гг., оставшиеся в Сибири после амнистии и создавшие здесь семьи, стали инициаторами создания в регионе новых для него видов бизнеса (продажа лекарств, производство колбас, кондитерских изделий, фотодело, содержание гостиниц, слесарно-механическое производство и др.).

 

 

 

 

4. Уголовная ссылка

 

В зависимости  от тяжести проступков, приговоренные  к ссылке, распределялись по губерниям и областям Сибири, т. е. чем серьезнее правонарушение, тем дальше на Восток водворялся осужденный. В губернских и областных центрах местные экспедиции о ссыльных определяли место водворения правонарушителя (уезд или волость). В волостном правлении ссыльному назначалось место жительства в одном из селений с правом заниматься сельскохозяйственным трудом или промыслом с причислением к местному обществу со всеми вытекающими последствиями.

В XIX веке поток ссыльных в Сибирь растет. Так с 1823 по 1865 года было направлено 356 тыс. ссыльных. В результате, удельный вес ссыльных и ссыльнопоселенцев в составе русского населения региона увеличился с 4,1% в 1795 г. до 10,5% в 1833 г. А в 1850 г. за Уралом находилось 104,3 тыс. учтенных ссыльнопоселенцев. Согласно сведениям Главного тюремного управления Российской империи, на январь 1898 г. в регионе было сосредоточено 310 тыс. ссыльных всех категорий. Всего же с 1823 по 1888 года в Сибирь было сослано, с учетом членов семей, 767849 человек.

Большую часть составляли этапированные по приговорам сельских обществ «за порочное поведение». Власти намеревались, что ссыльные будут заниматься сельским хозяйством и тем самым увеличивать численность деревенских жителей. Однако, большая часть ссыльных сельскохозяйственным трудом не занималось. Так, по данным на начало 1882 г. в Каинском округе Томской губернии на 7013 душ мужского пола в 28 притрактовых селениях числилось причисленными 765 ссыльнопоселенцев.

Основная часть ссыльных были бродягами и наносили значительный ущерб местным жителям, а также составляли основную часть рецидивной преступности: грабежи, конокрадство, изготовление фальшивых денег. У большей части ссыльных вообще отсутствовали желание и мотивация к занятиям земледельческим и к честному труду. Бродяжничество становится мощным криминогенным фактором в течение всего XIX века. В своей записке в 1880 году исправник Томского округа записал: «Бродяжество развито в округе до такой степени, что земская полиция не в силах преследовать виновных так, как закон велит, да и само население не сочувственно относится к искоренению этого зла, видя, с одной стороны, дешевых работников, а с другой - отчаянных мстителей за поимку их и выдачу властям. В 1880 г. - поймано бродяг по округу 528 - все это меньше 1/4 всего бродячего люда».

Однако, тяжелый  физический труд ссыльных широко применялся в Сибири в промышленном производстве. Они трудились на казенных винокуренных и металлургических заводах, соляных промыслах, суконных мануфактурах. Помимо этого, им разрешалось работать по найму, переходить от одного хозяина к другому и менять место жительства. Со второй четверти XIX века большое число ссыльнопоселенцев по вольному найму трудилось на золотых приисках. Каторжане и ссыльнопоселенцы привлекались к строительству и ремонту почтовых трактов. В 1820-е годы власти пытались сформировать постоянные военно-рабочие команды из ссыльных для устройства путей сообщения, в 1825 г. их насчитывалось 1150 человек.

Важно отметить, что распространение сферы феодального предпринимательства на новые отрасли промышленного производства не считалось делом перспективным и прибыльным. Экономическая целесообразность применения принудительного труда уходила с расширением рынка наемной рабочей силы и ее удешевления из-за роста численности ссыльных и переселенцев. Принудительный труд, несмотря на видимую дешевизну, был дорог и малоэффективен, т. е. ниже в 2 – 3 раза по производительности вольнонаемного. Помимо этого, требовались немалые финансовые расходы на содержание тюремной инфраструктуры. В результате, сперва от услуг каторжников отказалось судостроение, затем были распущены военно-рабочие команды, снизилось количество каторжников на работах в солеварнях и винокурнях. В итоге, к середине XIX века экономика Уральского региона переходит в основном к капиталистическим методам развития, а принудительный труд сведен к минимуму.

Особо необходимо отметить использование труда каторжан и ссыльнопоселенцев при строительстве на территории Восточной Сибири и Забайкалье Транссибирской железной дороги в конце XIX века. Комитетом Сибирской железной дороги было принято решение применить труд этой категории рабочих наравне с вольнонаемным людом и предоставить им льготы за "ударный" и качественный труд, при этом сократить сроки отбывания наказания. К примеру: для каторжан сроки каторжных работ уменьшались на 1/3 и на половину - для ссыльнопоселенцев. Только за три года с 1894 -1897 г.г. на сооружении Средне-Сибирского участка дороги от г. Красноярск до г. Иркутска было задействовано 1472 заключенных Александровской каторжной тюрьмы и ссыльнопоселенцев. А на строительстве Забайкальской железной дороги с 1896 -1900 г.г. применился труд 1700 ссыльнокаторжан и 2500 ссыльнопоселенцев.

Поэтому, привлечение  этих категорий невольных жителей региона в качестве наемных рабочих имели неоднозначные последствия в классовой борьбе и ненависти, в частности на золотых приисках, где количество ссыльнопоселенцев было достаточно высоко. В результате увеличилось количество тяжких преступлений: убийств, нанесения тяжких телесных повреждений и увечий, грабежей, разбоев. Тогда как городские рабочие трудились мирно.

Информация о работе Организация каторги и ссылки в России