Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 10:15, реферат
Однако, в зарубежных, в частности европейских государствах, ссылка в качестве меры уголовного наказания была введена ранее, еще в XV-XVI веках. Так, из Великобритании преступники ссылались в открытые земли Америки и на Австралийский континент. Помимо цели избавления общества от преступного элемента, данная мера позволяла заселять и осваивать новые территории. Подобная мера уголовного наказания применялась и Правительством Франции, когда вплоть до 1946 года преступников ссылали во Французскую Гвиану и Новую Каледонию. Однако, особым видом ссылки во Франции была депортация. Интересен тот факт, что в некоторых странах Западной Европы ссылка сохранялась до 1970-х годов!
Реферат
по истории отечественного государства и права
на тему: «Организация каторги и ссылки в России».
Каторга или каторжные работы это подневольный труд, отрабатываемый в пользу государства самыми тяжкими, с точки зрения государства, преступниками. Подневольный карательный труд на пользу казны, как мера наказания соединённая со ссылкой, был известен с глубокой древности и уже в Римской империи применялся с широким размахом и оставил неизгладимые следы (к примеру, именно каторжанами были построены римские водопроводы). Распространённой формой подневольного труда преступников к концу средних веков почти у всех романских народов была работа на галерах, на весельных судах, движимых мускульною силою осуждённых. Отсюда и произошло слово каторга, от греческого слова - катергон, т. е. большое гребное судно с тройным рядом вёсел. Впоследствии такое судно стали называть галерой.
Ссылка, как вид уголовного наказания, сложился в нашей стране еще XVI - XVII веках и первоначально звучал как "выбытие вон из земли", т. е. по указанию царя происходило переселение человека с места постоянного жительства в какое-либо иное. Как правило, этот вид уголовного наказания применялся в отношении населения присоединенных городов, таких как Новгород или Псков. Необходимо отметить, что ссылка (каторга) получила широкое распространение в период царствования Ивана IV и стала выражением царской опалы, которой царь наказывал своих нерадивых подданных. Помимо этого, параллельно развивалось и значение ссылки как меры, заменяющей другие наказания, такие как смертная казнь.
Однако, наибольшее распространение данный вид уголовного наказания получил в XIX веке и начале прошлого столетия и в первую очередь эта мера наказания применялась в отношении лиц, обвинявшийся в политических преступлениях.
В тот исторический период первой половины XIX века в Российской империи проходил процесс законодательного оформления института каторжных работ. Перед Правительством России стояла сложная задача разработки и принятия нормативных документов, соответствующих требованиям того периода. Результатом изучения тюремных преобразований за рубежом, материалов пенитенциарных конгрессов, съездов ученых и практиков по тюремному делу в США и странах Западной Европы, в контексте государственных преобразований и реформирования тюремной системы стало создание законодательства, в котором формировалась новая концептуальная модель российской каторги. Необходимо отметить, что на протяжении нескольких веков тематика российской каторги вызывала большой интерес политических и общественных деятелей, ученых и практикующих юристов.
Однако, в зарубежных, в частности европейских государствах, ссылка в качестве меры уголовного наказания была введена ранее, еще в XV-XVI веках. Так, из Великобритании преступники ссылались в открытые земли Америки и на Австралийский континент. Помимо цели избавления общества от преступного элемента, данная мера позволяла заселять и осваивать новые территории. Подобная мера уголовного наказания применялась и Правительством Франции, когда вплоть до 1946 года преступников ссылали во Французскую Гвиану и Новую Каледонию. Однако, особым видом ссылки во Франции была депортация. Интересен тот факт, что в некоторых странах Западной Европы ссылка сохранялась до 1970-х годов!
История русской каторги начинается с конца XVII столетия и тесно связана с историей ссылки как карательной меры. Именно тогда ссылка уже входит в карательную систему и используется значительно широко, присуждая к ней преступников за самые разнообразные деяния.
Ещё до издания в 1648 году Уложения Алексея Михайловича, в истории каторги заметно стремление использовать личность преступника в пользу государства. Прежняя форма изгнания, или «выбытия из земли вон», практиковавшаяся ещё в XVI столетии, в XVII веке заменяется ссылкою с государственною, колонизационною целью, которой подвергаются многие категории преступников, особенно со времен завоевания Сибири. И если европейские государства стремилось к очищению путем ссылки метрополии или к колонизации отдельных провинций, то русское правительство к этим целям присоединяло еще третью: извлечение из личности преступника и его труда наибольшей выгоды для государства. Преступник ссылался и этим очищал город, в котором совершил преступление. Уже в самом факте переселения, русское право видело достаточное наказание. Но по прибытии на место ссылки преступник оставался на свободе и занимался тем делом, на которое был привлечен. Этим объясняется и большое разнообразие местностей, куда ссылались преступники: малороссийские города, Севск, Сибирь.
В XVII веке выработались для ссыльных (за исключением тех немногих, которые на местах ссылки содержались в заключении) три вида хозяйственного труда: служба, приписка к посадским тяглым людям и ссылка на пашню. Иностранные писатели, знакомившие Западную Европу с Россией XVII века, указывают еще на ссылку для добычи соболей в царскую казну.
Правительство России старалось сделать ссылку производительною и устанавливало меры надзора за тем, чтобы всякий ссыльный, в соответствии с Грамотой верхотурскому воеводе 1697 г., «у того дела был и в том месте жил, где кому и у какого дела быть велено и бежать бы на сторону не мыслил». При этом, работа ссыльного оставалась свободным и личным трудом на себя. Только к самому концу XVII века образуется ссылка с обязательным подневольным трудом каторжан в пользу государства.
В царствование Петра I получили применение идеи Виниуса о создании своего галерного флота и о его снабжении гребцами из числа преступников. Однако, Петру I рабочие руки необходимы были не только на галеры, но и для строительства г. Санкт- Петербург и Балтийского флота и порта, для работы в Даурских и Нерчинских рудниках, в Оренбургский край, т. е. в места, где нужен был тяжелый труд. Именно туда и направлялись ссыльные. Эти принудительные работы и получили название каторжных. Они разделились на: корабельные, адмиралтейские, портовые, рудниковые и заводские, т. е. была осуществлена попытка классифицировать ссыльных по свойству работ.
Наряду с ссылкой на каторжные работы практиковалась и ссылка на поселение. Поселенцам предписывалось выделять землю, давать семена и инструменты. Помимо этого, первое время они освобождались от податей.
В начале XIX века под руководством графа М. М. Сперанского, назначенного в 1819 г. Указом Александра I генерал-губернатором Сибири, стал разрабатываться проект преобразования сибирской ссылки. В 1822 г. принят «Устав о ссыльных», установивший правовую регламентацию ссылки. Он представлял собой сборник действовавших в стране нормативных актов, которые определяли устройство органов управления, правила и порядок в местах поселения и заключения, порядок делопроизводства и правовое положение ссыльных. Законы о ссылке не разграничивали ссыльнокаторжных по характеру преступлений, то есть не делили на политических и уголовных. Тем самым существовал единый общеуголовный кодекс о ссылке.
В этом нормативном документе была введена классификация каторги на бессрочную каторгу и срочную. Предел бессрочной каторги определен в 20 лет, после чего предполагалось освобождение каторжных и закрепление их за тем заведением, где они работали. Срочных каторжных по истечении срока их наказания должны были отправлять в ссылку на поселение, а бывших военных - к воинскому начальству.
Так по «Уставу о ссыльных» поселенцев разделяли на 6 разрядов:
1) временных заводских рабочих, трудившихся наряду с каторжниками;
2) дорожных рабочих;
3) ремесленников;
4) слуг;
5) поселенцев, причислявшихся к деревням старожил или образовавших новые поселения;
6) неспособных к работам.
Поэтому все поселенцы были приурочены к определенным занятиям. Однако, сибирские заводы, рудники и фабрики не в состоянии были вместить то количество ссыльных, которое им доставлялось. Ежегодно спрос на них падал по причине нежелания частных лиц пользоваться услугами уголовных преступников. Помимо этого, уголовные законы долгое время не содержали четких границ понятий о поселении и каторге и их взаимном соотношении. Также организация управления ссылкой была несовершенна. Некоторое упорядочение внесло лишь Уложение 1845 года и поздние законы.
В 1857 г. в связи с появлением новых законов и подзаконных актов «Устав о ссыльных» был переиздан. В нем были переработаны, в соответствии с современными требованиями, нормы законодательства 1822, 1830-х и 1845 годов и представлена еще не завершенная, но новая модель правового регулирования каторги.
В середине XIX века пережитком средневековых порядков на каторге являлось обязательное клеймение каторжных. После оглашения приговора суда, преступников, ссылаемых в каторжные работы, в соответствии с Уставом, подвергали клеймению, избиению шпицрутенами или плетьми, на них надевали оковы и отправляли на тяжелые, опасные для здоровья и жизни физические работы. Клеймили всех приговоренных к каторжным работам, что соответствовало ст. 28 Уложения о наказаниях. Если клеймо было нечетким, его восстанавливали. Клеймение каторжных, совершивших побег из мест их пребывания, производилось на основании ст. 815 Уложения. На основании ст. 833 Уложения освобождались от этой процедуры только женщины, а также юноши, не достигшие 21 года.
По законам начала XX века ссылки различались на каторжные работы и ссылка на поселение. Оба вида являлись наказанием уголовным и сопровождалось лишением прав состояния.
До Закона от 10 июня 1900 г. существовала еще ссылка на житье, имевшая несколько степеней в зависимости от места ссылки, сроков заключения и запрещения выезда. Так, имелось 5 степеней ссылки на житье в Сибирь:
1) с заключением от 3 до 4 лет и запрещением выезда от 10 до 12 лет;
2) с заключением от 2 до 3 лет и запрещением выезда от 8 до 10 лет;
3) с заключением от 2 до 3 лет;
4) с заключением от 1 года до 2 лет;
5) без заключения.
Место ссылки в первых двух степенях - Иркутская и Енисейская губернии, в последних трех - Томская и Тобольская губернии.
Ссылка в отдаленные губернии, кроме Сибирских, имела 4 степени:
1) с заключением от 1 года до 2 лет;
2) с заключением от 6 месяцев до 1 года;
3) с заключением от 3 до 6 месяцев;
4) без заключения.
Во всех степенях ссылка на житье сопровождалась лишением всех личных и присвоенных прав и преимуществ. Поэтому относилась к группе наказаний исправительных и применялась лишь к привилегированным преступникам. Для остальных заменялась заключением в исправительных отделениях или в тюрьме с лишением тех же прав. Уложение от 22 марта 1903 г., согласно Закона 1900 г., не содержало ссылки на житье, сохранив лишь каторгу и поселение.
Ссылка на поселение разделялась на 2 степени: в отдаленные места Сибири и в места Сибири, не столь отдаленные. Кроме того, начавшееся в 1801 г. присоединение Предкавказья, Кавказа и Закавказья к России сформировало новый вид наказания - отправку провинившихся офицеров в действующую армию на Кавказ. Помимо этого, особым родом ссылки осталась ссылка на поселение в Закавказье для раскольников, причем срок их наказания истекал с момента изъявления ими желания присоединиться к православию. В этом случае они возвращались во внутренние губернии, а при повторном впадении в ересь ссылались в Закавказье уже навсегда.
Сибирская ссылка на поселение предусматривалась за такие преступления как: богохульство и кощунство, отвлечение от веры, оскорбление святыни, оказание неуважения к верховной власти, бунт, измену, сопротивление властям, подлог бумаг от имени Императора, противозаконные сообщества, оставление Отечества, подстрекательство к нападению. Помимо этого, на поселение ссылались все осужденные на каторжные работы по отбытии ими последних, если закон специально не предусматривал изъятий из этого правила, ссылка на поселение была всегда пожизненной.
Относительно способа исполнения наказания, «Устав о ссыльных» содержал следующие правила. Возглавляло дела по вопросам ссылки, состоявшее в ведении Министерства юстиции, Главное тюремное управление. Наблюдение за пересылкой арестантов производилось местными инспекторами по пересылке. Распределением, пересылкой и устройством арестантов на местах осуществлялось экспедициями о ссыльных, которые находились в крупных городах Сибири. В каждом из уездных городов губернии имелась тюрьма - острог, позже - «тюремный замок». Центрального управления тюремными учреждениями до 1879 г. не было. В губерниях тюрьмами ведали губернские правления, а в самих местах заключения имелись смотрители из полицейских чинов. Тюремные замки в уездах были тесными, ветхими, без церквей, молитвенных домов, больниц и устроенных хозяйственных помещений. Из-за этого заключенные не могли трудиться в мастерских, вне тюрем работали редко на казенных и общественных работах (занимались чисткой улиц, получая за это улучшенную пищу). Нравственностью заключенных не занимались.
По Указу Сената от 12 января 1803 г. сотрудников губернских правлений обязали подробно объяснять этапируемым, за что их наказывают, куда и на какой срок отправляют, какие меры наказания их ожидают. В самих губернских правлениях следовало завести алфавитные книги для записи всей подобной информации. Эти предписания расширил февральский Указ Сената. Ввиду отсутствия за многими этапируемыми их дел, с того момента губернские правления обязали высылать с этапируемыми сопроводительные документы. Созданную Положением 3 июля 1811 г. внутреннюю стражу обязали принимать и провожать арестантов.
К месту назначения ссыльные направлялись либо пешеэтапным порядком, либо по железной дороге, на пароходах и буксируемых ими баржах, либо на переменных и почтовых лошадях. В Тюменском приказе из общего числа ссыльных выделяли дряхлых, старых и слабосильных, которых определяли в местные богоугодные учреждения или на попечение волостей, другие присоединялись к селениям старожил.
Попытка организовать собственные поселения ссыльных, за исключением колоний скопцов в Якутской области, не удалась, тогда как в 1889 г. государственной казной было выделено для этой цели до 60 тыс. десятин удобной земли в Тобольской губернии. Средства к жизни поселенцы добывали собственным трудом или находились на иждивении сельских обществ, к которым они были приписаны, за что те получали часть арестантского содержания. В течение первых 3-х лет поселенцы освобождались от податей, а в следующие 7 лет - платили лишь ее половину.