Определении права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование понятия, сущности и признаков права.
В связи с указанной целью поставлены следующие задачи курсовой работы:
Сформировать и разобрать понятие права, его сущность и функции, признаки и принципы

Содержание

Введение
Научные подходы к пониманию права
Понятие и принципы права
Функции права
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя.docx

— 52.55 Кб (Скачать)

Таким образом, в соответствии с марксистско-ленинской  концепцией в основе возникновения  права, его функционирования и неизбежного  отмирания лежат классово-экономические  причины.

Марксистско-ленинская  теория утверждает, что право — явление, производное от государства, в полной мере определяемое его волей. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли в правотворчестве, однако считает, что само государство должно подчиняться законам, а не стоять над ними.

Современная наука и практика общественного развития подтверждают, что в цивилизованном обществе право «господствует» над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством консолидации общества. Вне правового регулирования общество существовать не может.

Право, если оно отражает объективные потребности общественного развития, является «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют эти потребности в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.Основной недостаток данной теории – преувеличение роли классовых антагонизмов, недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе).6 

                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Понятие права и его сущность.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных  общественных явлений.

Право в объективном смысле – это  законодательство данного периода  в данной стране; право же в субъективном смысле – это те конкретные возможности, права, требования, притязания, законные интересы, а также обязанности, которые  возникают на основе и в пределах этого законодательства на стороне  участников юридических отношений.

Под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих  нормативных актах государства (конституциях, законах, кодексах), не зависящих от каждого отдельного индивида, а под  правом в субъективном смысле понимается система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше актов или принадлежащие им от рождения и зависящих в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования.7

В специально-юридическом  смысле право – это система  правил (норм) поведения, установленных  государством, определяющих права и  свободы личности в различных  сферах жизни (экономической, политической, социальной, духовной), создание и функционирование государственной власти, направленных на поддержание общественной стабильности. Право как государственное установление непререкаемо. Реализация норм права  в случае их нарушения и других необходимых случаях опирается  на государственное принуждение, что  может повлечь неблагоприятные  для нарушителя последствия, вплоть до наказания. В этом смысле право  отождествляется с законом, исходящим  от государства. В нем воплощены  интересы и воля определенных социальных групп, занимающих доминирующее положение в обществе (позитивное право).8

Обыденные представления о праве чаще всего  связаны с определением права  в субъективном смысле – право  как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства  без чьего-либо вмешательства (право  на труд, на отдых и т.д.).

Профессиональное  понимание права практикующими  юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право  в объективном смысле), исходящих  от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения  юридических дел.

Доктринальное (научное) понимание права требует  синтетического (интегративного) определения. Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных  воль в их взаимоотношении друг с  другом.9

Наиболее  распространенный взгляд на право состоит  в том, что оно представляет собой  норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость.

Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Возражая Канту, Коркунов отмечал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически развивающемуся праву требует уточнения. Юридические нормы, так или иначе, ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу человека.

Сущность  права - сложное понятие. Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому  чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать  две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое  право по своей природе есть, прежде всего, регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако, если при анализе  сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи  и в разных государствах будет  одинаковым по своей сути, и мы никогда  не сможем познать сущность права  конкретного общества. Например, рабовладельческое  право Древнего Рима и современное  право Италии далеко не тождественны по своей сущности10

     Томас Гоббс, английский философ XVII в., утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Для марксизма характерно понимание права как возведенной  в закон воли господствующего  класса. В современной западной юридической  литературе обоснована мысль о том, что «право есть свободное выражение  воли индивидов».

     Ж.-Ж. Руссо считал, что право заключает  в себе общую волю. Категория «общая воля», следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более  точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, ее интересами и потребностями. Общая воля есть результат согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов индивидуальных воль.

     Итак, сущность права — это обусловленная  материальными и социально-культурными  условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп  населения, отдельных индивидов  общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических  интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого  общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

     По  своей сущности право выражает согласованную  волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и  вследствие этого выступает мерой  свободы и ответственности индивидов  и их коллективов, средством цивилизованного  удовлетворения ими разнообразных  интересов и потребностей.11

     Анализ  многочисленных сложившихся в различное  время представлений и суждений о праве позволяет выделить следующие  отличающие право как регулятора общественных отношений признаки.

     1) Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, на их согласии и компромиссах. Соответствие права согласованным интересам или общая воля придает ему реальность, а, в конечном счете, социальный вес. И, напротив, если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими механизмами, включая принудительную силу государства, нельзя обеспечить их полное исполнение. Выражение в праве согласованных интересов участников регулируемых отношений придает ему обязательность, всеобщность, утверждает в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

     2) Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В указанном аспекте право отражает: меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; меру допустимых ограничений свобод человека.

     3) Право обеспечивается государственной властью. Государство участвует в правообразовании, в охране права.

     4) Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей. Нормативность выражается через систему регулятивных средств различного уровня. Наибольшей формально-юридической определенностью характеризуются нормы-предписания — юридические установления, исходящие от государства. В то же время им присущи и издержки. Они обладают гораздо меньшим уровнем нормативности в сравнении с принципами права, всегда требуют официального удовлетворения в правотворческих актах. Наиболее универсальным регулятором выступают принципы права, которые характеризуются высоким уровнем нормативности и не обязательно требуют закрепления в социальных актах.

     5) Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, «напоминает» о себе постольку, поскольку оно действует, т. е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.

     6) Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.

Признаки  права выражают его качество, т.е. то, что отличает его от всех других общественных явлений. Определяя право, теория, прежде всего, указывает на его нормативность. "Право имеет нормативную природу", "право есть совокупность норм". Эти характеристики справедливы: право и в самом деле предстает перед людьми своей нормативной стороной.

Норма — феномен, присущий не только обществу, но и природе, и потому обозначающее ее понятие входит не только в социальные науки, но и в естественные. Гегель показал, что любая вещь, поскольку  она обладает качеством, т.е. тем, что  отличает ее от остального мира, существует лишь в определенных количественных пределах. Например, вода как жидкость сохраняет свои свойства только при температуре от 0 до 100°С, превращаясь вне этих границ либо в лед, либо в пар. Следовательно, каждая вещь, явление, есть единство качества и количества, т.е. имеет свою меру (норму). В этом смысле можно утверждать, что нормативность, присуща миру в целом. Филологи говорят о правильном и неправильном произношении и правописании, искусствоведы — об эстетических нормах, машинисты паровозов - о нормальных границах давления пара в котле и т.д. и т.п. Во всех перечисленных случаях фиксируется или "нормативный факт" (существование воды как жидкости в температурных границах 0 — 100°С), или средняя величина статистического явления, типическое, повторяющееся в массовидном процессе.12

В отличие  от неправовых нормативных регуляторов  общественных отношений право характеризуется  следующими формальными признаками:

Во-первых, правовые нормы в современном  обществе устанавливаются государством в официальных актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями, либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, нормы обычаев, традиций).

Во-вторых, нормы права охраняются в необходимых случаях Принудительной силой государственного аппарата. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, государство применяет необходимые меры для их реализации. Другими словами, к нарушителям требований норм права компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной). Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Если же нарушаются требования неправовых социальных норм, к нарушителям применяются меры общественного воздействия, которые исходят от общественных организаций, отдельных социальных групп, трудовых коллективов, людей. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отвечают интересам общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается.

В-третьих, право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Не правовые социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов общественных организаций, профессиональных коллективов и других объединений людей.

Информация о работе Определении права