Олимпиада по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:52, контрольная работа

Описание работы

Общественное обсуждение законов: его значение, положительные и отрицательные черты.
Проблема правового нигилизма в России и пути борьбы с ней

Работа содержит 1 файл

Олимпиада по правоведению.docx

— 27.54 Кб (Скачать)

Минобрнауки России

ФГБОУ ВПО  «Череповецкий государственный  университет» 
 
 

Кафедра

Дисциплина: Правоведение 

Олимпиада по правоведению. 
 
 
 

Выполнил:

Группа 

Руководитель: Козлова О.В. 
 
 
 
 
 
 
 

г. Череповец, 2011 

  1. Общественное  обсуждение законов: его значение, положительные  и отрицательные  черты.

   В настоящее время общественное обсуждение законов стало нормой. Президент  РФ подписал указ об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных  законов и федеральных законов.

   В соответствии с указом на общественное обсуждение могут выноситься законопроекты, затрагивающие основные направления  государственной политики в области  социально-экономического развития РФ.

   В этой связи федеральным государственным  органам, разработавшим законопроект, вынесенный на общественное обсуждение, необходимо:

  • размещать в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах тексты законопроекта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к нему, а также информацию о порядке направления гражданами замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение;
  • обеспечивать гражданам возможность ознакомиться с поступившими на сайт замечаниями и предложениями по законопроекту.

   По  истечении 90 дней со дня завершения общественного обсуждения законопроекта  Президенту РФ должен быть представлен  доклад о его результатах.

   Первым из законопроектов, обсуждаемых гражданами, был проект закона "О полиции". Завершено общественное обсуждение законопроекта Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

   Общественное  обсуждение законопроектов проводится на сайте http://zakonoproekt2011.ru. На нём можно  ознакомиться с текстами законопроектов, сопроводительной документацией, архивом  обсуждений.

   Приобщение  общества к предварительному обсуждению проектов может принимать различные  формы: вызов экспертов, обсуждение в местных учреждениях, наконец обсуждение в СМИ.

   Значение  общественного обсуждения законов:

  1. возможность обществу узнать сущность законов, оценить реальность их соблюдения;
  2. возможность обществу высказать свою точку зрения в отношении законопроектов и политики;
  3. увеличение вероятности того, что разработчики законопроектов прислушаются к общественному мнению.

   Еще важнее обсуждение законопроектов в местных учреждениях. Это уже не случайный набор лиц, а собрание людей, облеченных доверием общества и близко знакомых с положением дел на местах, а потому способных указать на местные нужды и дать в этом отношении самые полезные советы. 

   Положительные черты: Народ, привыкший к известному порядку, приобретает опытность в государственных делах; у него вырабатывается политический смысл, не дозволяющий ему видеть лекарство от всех зол в политических переворотах. Но все это зависит от долговременной практики, а отнюдь не от формы, в которую облекается закон.

   Перед принятием того или иного закона государство получает возможность  выслушать реальное мнение народа, а не только рассчитывать на формальные отчётности представителей власти.  

   Отрицательные черты: возможность нагнетания обстановки в обществе, увеличение вероятности числа бунтов, неорганизованных митингов и демонстраций. Конкретный пример: в интернете активно обсуждался законопроект о запрете пропаганды гомосексуализма. В итоге сексуальные меньшинства вышли на митинг и стали требовать его отмены. 

  1. Проблема  правового нигилизма  в России и пути борьбы с ней

   На данном этапе развития в России правопорядок и законность и без того слабые приведены вовсе в плачевное состояние, а правовой нигилизм вырос до небывалых размеров. Несовершенные законы. Отсутствие механизмов их реализации, отмывание огромных средств за рубежом, получение гигантских сверхприбылей в обход налоговой службы государства, бурное развитие “черного рынка”, многочисленные пирамиды, простое разворовывание государственных фондов вконец подорвали веру в закон и правопорядок.  

   Основные  пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; их правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь  преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

   Можно попытаться хотя бы ослабить позиции  правового нигилизма, решительно действуя по нескольким направлениям.

  1. Необходимо немедленно прекратить “войну законов” на федеральном и региональном уровнях. В масштабе всей России законы и иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие  Конституции и друг другу. На уровне же регионов все региональные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать федеральным.
  2. В деятельности правоохранительных органов также необходимо обеспечить торжество законности – без перегибов ни в одну, ни  в другую сторону.
  3. Нужно немедленно пресечь волюнтаристкий стиль управления и властвования – никаких “директивных” методов, никаких “переступаний” через право – только закон и все решения только на его основе.
  4. Надо все более  усоверствовать механизмы реализации правовых норм, опираясь прежде всего на правовые процедуры.
  5. Используя СМИ и прессу нужно повести активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщую законопослушность (начиная с верхних эшелонов власти).

          Необходима комплексная правовая  база по преодолению правового  нигилизма в обществе. Одним из  направлений на пути на пути  преодолния элементов правового нигилизма в обществе, а следовательно, и формирования высокого уровня общественного правосознания, видится в объединении совместных усилий государства и общественных организаций.

        Для государства было бы экономически  более выгодным уделить достойное  внимание делу формирования правосознания  по сравнению с теми издержками (моральными, нравственными, правовыми), которые наступают из-за низкого  уровня правосознания.   При реализации этих действий в комплексе, наше общество удастся освободить, а потом и окончательно излечить от губительной для права болезни под названием “правовой нигилизм”.  
     
     
     

  1. Как вы понимаете высказывание Тацита «Хорошие законы порождены дурными  нравами»? Ваш ответ  аргументируйте.

   Я считаю, что дурные нравы носят в себе беспредел, хаос. И, пройдя через определенные этапы этого «беспредела», многие осознают, что всё это нужно прекратить и ввести порядок, чтобы не усугубить процесс совершенствования дурных нравов в обществе. Потому и создаются законы, которые бы осуществляли возможность предотвратить хаос. А не будь таких дурных нравов, то и хорошие законы обществу были бы просто не нужны.

   Могу привести следующий аргумент: в России на данном этапе развития очень остро стоит проблема алкоголизма. Власти по крайней мере каким-то образом пытаются устранить её, введя закон о запрете продажи алкогольной продукции после определенного времени суток. Как мы видим, дурными нравами здесь выступает алкоголизм. Соответственно, высказывание Тацита очень актуально. 

  1. В чем заключается роль гражданского общества в защите прав и свобод человека и какие примеры из современной российской действительности вы можете привести?

   Гражданское общество по определению представляет сферу правовых отношений граждан  между собой и их отношения  с государственными органами власти и всевозможными частными и общественными  организациями и объединениями. Мерилом этих взаимоотношений являются: законы либо постановления высшей власти, выступающие в качестве предела, поставленного свободе воли и  действиям граждан страны (или  же неминуемого традиционного начала, основания, правила игры).

   В действующей Конституции Российской Федерации, как основополагающем фундаменте законодательства, в качестве основных элементов гражданского общества выступают: - Человек с его правами и  свободами, которые признаются высшей ценностью, а в обязанность государства  соответственно вменяются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2); - Народ, весь многонациональный народ России, который провозглашается носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Суверенитет  этот осуществляется народом непосредственно, когда таковым проявлением власти народа становятся результаты референдумов и свободных выборов (статья 3). - Терминам гражданин и гражданство полностью  посвящена (статья 6), а общественные объединения упоминаются начиная со статьи (13 части 4-5).

   В качестве следующего реального шага в становлении и укреплении позиций  гражданского общества в защите прав и свобод человека в Российской Федерации необходимо признать назревшей необходимость минимальной корректировки некоторых статей Конституции Российской федерации, входящих в первый и второй разделы. Целью и задачами предлагаемой корректировки являются: реальное укрепление провозглашённых уровней демократических прав и свобод путём гармоничного уравновешивания провозглашаемых конституцией прав и свобод соответствующими обязанностями и неукоснительной ответственностью.

   В Российской Федерации признаются и  гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей  Конституцией. Основные права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения. Осуществление  прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы  других людей (лиц). Права и свободы  человека и гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечивают правосудие. 

   Конкретные  примеры митингов в защиту прав и  свобод человека:

  1. митинг 5 декабря 2011 г. в Москве в знак протеста выигрыша на выборах партии Единая Россия.

    Результаты: народ не добился того, чего хотел  получить от митинга. Полиция разогнала  бунтующих, используя оружие и посадила некоторых «за решетку». 

  1. организованный  митинг в г.Череповце за снижение цен на бензин.

    Результаты: цены на бензин не упали, но власти сделали  вид, что прислушались к народу. 

  1. митинг в Москве в защиту лиц нетрадиционной сексуальной ориентации.

    Результаты: сексуальные меньшинства не добились желаемых результатов, полиция их разогнала. 

    Вывод: роль гражданского общества в защиту прав и свобод человека в настоящее  время очень мала.

  1. Какое значение, на Ваш взгляд, имеет институт суда присяжных в уголовном судопроизводстве? Приведите основные достоинства и недостатки суда присяжных. Как Вы думаете, в каких случаях он не должен применяться и почему?

Информация о работе Олимпиада по "Правоведению"