Общество и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 10:45, реферат

Описание работы

Вопрос о происхождении государства и права является свидетельством того, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства. Мыслители различных времен и народов по-разному объясняли и объясняют, когда и в силу каких причин возникают государство и право.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1-общество и государство.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     - в Азии – Бахрейн, Бруней, Бутан,  Иордания, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал,  ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония;

     - в Африке – Лесото, Марокко,  Свазиленд.

       В зависимости от объема полномочий  главы государства (монарха) различают  следующие формы монархий:

     а) абсолютная монархия, ее признаки: у  монарха сосредоточены все полномочия государственной власти, монарх формирует и контролирует правительство, монарх источник всякого права, монарх – главнокомандующий всеми силовыми структурами, монарх единолично представляет государство на внутренней и вешней арене, монарх не несет ответственности перед кем бы о ни было (Бахрей, Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ). Примером может служить Россия в ХУ11-ХУ11 веках

     б) ограниченная монархия – это такая  форма правления, при которой  власть монарха ограничена представительным Ораном – парламентом, действующим на основе конституции ( Великобритания, ельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерлады, Норвегия, Таиланд, Малайзия, Люксембург, Монако и др). Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентарные.

     - дуалистическая (конституционная – формально ограниченная монархия) – Марокко, Иордания, Кувейт, Иордания, Непал  др. Царская Россия с 1906 по 1917 гг. В дуалистических монархиях в руках монарха сосредоточены большие полномочия в сфере государственной власти. Это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Ее признаки:

     - появление законосовещательного  органа и избирательных партий;

     - монарх вправе налагать абсолютное  вето на законы, принятые парламентом;

     - правительство формируется монархом  независимо от партийного состава парламента и подконтрольно ему, он вправе его отправить в отставку;

     - монарх формирует верхнюю палату  парламента и руководит ее  работой;

     -монарх  является главнокомандующим вооруженными  силами.

     В) парламентская (абсолютно ограниченная монархия – власть монарха ограничена парламентом), ее признаки:

     - источником права является избранный  населением парламент;

     - правительство формирует партия (коалиция) парламентского большинства;

     -правительство  ответственно перед парламентом;

     - в некоторых странах – глава государства является главнокомандующим в случае войны (Дания, Испания).

     - властные функции монарха ограничены  и в основном носят церемониальный  характер (представление государства  за рубежом, принимает послов, помилует, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т.д.)

     (Бельгия,  Великобритания, Люксембург, Монако  Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). С одной стороны сохранение  монархий в европейских государствах  – дань традиции, поскольку монарх  в них выполняет чисто номинальные функции, представительские функции. С другой стороны, сохранение поста главы государства в лице монарха является символом единства и стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности.

     В наше время в нашей стране в последнее время стала актуальной тема восстановление монархии в России. Некоторые ученые утверждают, что это невозможно по двум причинам. Во-первых, утрачены исторические традиции в силу длительного отсутствия этого института в нашей стране. Во-вторых, что очень важно, сторонники возрождения монархии ратуют за восстановление не какой-нибудь абстрактной монархии, а самодержавия, символом которого считается дом Романовых. Таким образом речь идет о восстановлении в России абсолютной монархии. 

     2. Республика – это такая форма  правления, при которой глава  государства получает полномочия, как  правило, путем всеобщих  выборов и на ограниченный  срок. В зависимости от объема  полномочий главы государства  различают следующие формы республик:

     а) суперпрезидентская республика, ее признаки:

     - президент формирует и контролирует  правительство вплоть до отставки;

     - президент определяет основные  направления внутренней и внешней  политики;

     - президент обладает правом «вето»  на принятые парламентом законы  и является источником этого права;

     - президент назначает всех должностных  лиц, кроме выборных, в т.ч. командиров  воинских частей  соединений, дипломатов, судей, вплоть до районных;

     - президент представляет государство  внутри и вне государства

     - президент – главнокомандующий всеми силовыми структурами (Россия, Белоруссия, азиатские республики бывшего СССР, большинство стран Африки).

     Некоторые ученые считают, что суперпрезидентские республики создаются в переходные периоды от тоталитаризма к демократии в государствах с мощными деспотическими традициями и со слабой политической культурой. 

      б) президентские республики, ее признаки:

      -- появляется разделение властей;

      - парламент приобретает автономию,  о есть никто не может прекратить  его деятельности;

      - президент возглавляет подконтрольное ему правительство, состав которого, по его представлению, утверждается парламентом;

      - глава государства  главнокомандующий  вооруженными силами;

      - он представляет государство  вне страны ( США, Аргентина, Бразилия, Мексика и другие страны Латинской Америки, а также Филиппины). 

      Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное  строение государство, которое раскрывает характер взаимоотношений  между его составными частями, между центральными и местными органам государственной власти.

      Формы : 1) унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

      Признаки: - одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

      - одна конституция, одна систем  законодательства, одна финансовая, налоговая система, единые вооруженные  силы;

      - составными частями государства на местах (области, воеводства, департаменты) являются местные органы, не обладающие признаками суверенитета.

      2) федерация представляет собой добровольно объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство.

      Признаки: две системы законодательной, исполнительной и судебной власти;

      - субъекты федерации имеют собственные  войсковые формирования,

      - территория государства состоит  из территорий отдельных ее  субъектов;

      - федерация имеет единые вооруженные  силы, финансовую, налоговую, денежную системы;

      - основную внешнеполитическую деятельность  осуществляют федеральные органы.

      3) Конфедерация – то объединение государств как правил, на договорной основе для достижения определенных целей ( политических, военных, экономических)– союзы суверенных государств.

      Например, страны Европейского союза, объединяясь  преследуют прежде всего экономические  и политические цели – обеспечение  наиболее благоприятных условий  для экономического и политического  сотрудничества. Обладает определенными признакам конфедерации.

      Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов.

     Конфедерация  носит в основном временный характер ( исторический факт). История знает несколько примеров конфедерации. Союз Севера с Югом после Гражданской войны в США с 1776 по 1787 гг., союз кантонов в Швейцарии в 1815-1848 гг.

      В современной юридической литературе выделяют и содружество как форм объединения государств (СНГ). Содружество, так же как и конфедерация, создается для достижения определенных целей.

      Истории известна и такая форма государственного устройства, как империя,- сложное  государство, созданное в основном насильственны путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Империи существовали в глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала ХХ в. (Великобритания дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.

      Государственный (политический) режим отражает способ осуществления государственной власти. Представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т.е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.

      Виды  государственного режима: 1) демократический – (признаки) – гарантированность прав и свобод, наличие системы разделение властей, верховенство права, независимость правосудия, действие свободной прессы, множества партий и других политических объединений, равенство всех перед законом, многообразие форм собственности, свобода экономической и предпринимательской деятельности.

      2) недемократический – Признаки: ликвидация или существенное ограничение основных прав и свобод граждан; отказ от принципа разделения властей; превращение парламента в фиктивный орган и передача всей власти правительству; срастание правящей партии с государственным аппаратом, ликвидация всех оппозиционных партий и свободной прессы. 

      Гражданское общество и правовое государство. 

            Гражданское общество характеризуется как система самостоятельных и независимых институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

      Основные  элементы гражданского общества: незыблемость прав и свобод человека, цивилизованная правовая власть, развитие самоуправления, свободы труда и предпринимательской деятельности, разнообразие и равенство прав собственности, идеологическое многообразие и свобода информации.

     Гражданское общество выступает не только как  гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства.

     В основе современных  концепций правового  государства лежат  идеи Г.Гроция, Б.Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежат идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и сводами. Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

     Правовое  государство –  форма осуществления  народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, институт защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

Информация о работе Общество и государство