Общая характеристика норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 07:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – наиболее полно рассмотреть норму права.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1) Дать определение понятию «норма права» из различных источников.
2) Рассмотреть признаки нормы права.
3) Изучить структуру нормы права, определить виды норм права, согласно структуре.
4) Изучить классификацию нормы права.
5) Выделить способы изложения норм права в статьях нормативного акта.

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, экологического, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.

Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные. Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос что регулируют нормы права?», а вторые – «как?». Процессуальные правовые нормы – правила поведения организационно-процедурного характера, они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.

По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов: 1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта; 2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления; 3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение; 4) рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. Сообразно этому и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых, в свою очередь, образует нормативную базу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики,

Императивные нормы – категорические, строго обязательные веления, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются подавляющее большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юридические нормы.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.

Диспозитивные нормы свойственны многим отраслям российского права, однако в наибольшей мере они присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов, признании их равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

Поощрительные нормы – это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов.

По юридической силе, т.е. в зависимости от субъекта правотворчества – органа, издавшего те или иные правовые нормы, они подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы: исходные, конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, работникам с определенными условиями труда, в частности, на подземных работах или в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, военнослужащим); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация, стихийное бедствие, обстановка военного времени и т.п.).

Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности.

Классифицировать нормы права можно  и на основании особенностей их структурных элементов, что мы уже рассмотрели выше.

Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются и некоторые иные критерии деления правовых норм. Однако следует иметь в виду, что при всей ценности подобных классификаций ни одну из них нельзя абсолютизировать, ибо одна и та же норма, в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач, с учетом ее всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременно отнесена к нескольким различным видам правовых норм.

Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Соотношение норм права и  статьи нормативного акта.

 

2.1.           Способы изложения норм права в статьях нормативного акта.

 

 

Основным источником права являются нормативные акты, в текстах которых излагаются правовые нормы. Но необходимо понять, что существует различие между нормой права и статьей нормативно-правового акта. Однако полного совпадения здесь тоже нет. Норма и статья - это разноплоскостные явления. Норма - это правило поведения, веление, тогда как статья закона - это лишь подразделение текста юридического акта. Статья и норма различаются также, как право и закон. Норма права - это структурное подразделение права, а статья - это подразделение текста закона. Поэтому говорить можно только о соответствии нормы и статьи, а не об их тождестве.

В наиболее общем виде различаются три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта или, что одно и то же, три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.

1. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму. В качестве примера можно сослаться на любую норму Особенной части уголовного права. Диспозиция последней означает запрет совершения указанного в статье состава преступления (убийство, кража, мошенничество, терроризм, хулиганство, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды и т.д.), гипотеза предполагает условия вступления нормы в действие (если кто-либо совершил данное преступление), санкция определяет наказание за нарушение содержащегося в диспозиции запрета, т.е. за совершение определенного преступления.

2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта. Например, гипотеза и диспозиция нормы, предусматривающей обязанность работодателя выплатить все причитающиеся суммы работнику в день увольнения, расположены в одной статье [1.7 ст. 140], тогда как санкция этой нормы, заключающаяся в ответственности работодателя, находится в другой статье. [1.7 ст. 142] Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы предусмотрена статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме материальной ответственности, задержка заработной платы может повлечь за собой дисциплинарную [1.7 ст. 191-195], административную [1.5 ст. 5.27] и уголовную [1.3 ст. 145] ответственность.

3. В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм. Например, статья  Семейного кодекса РФ, указывающая на препятствия к заключению брака, включает четыре части, каждая из которых представляет собой отдельную правовую норму.[1.4 ст. 14] Большинство статей Особенной части УК РФ состоит из двух или более частей, каждая из которых – самостоятельная норма права.

По способу изложения в статье нормативного акта можно определить три варианта  соотношения нормы и статьи:

1)                 Прямой способ изложения нормы, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2)                 Отсылочный способ изложения нормы права имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не раскрывая вопроса по существу, отсылает к другой конкретной статье, в которой содержится часть нормы права. Например, «к дисциплинарным взысканиям относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5,6,9 или 10 части первой статьи 81 или пунктом 1 статьи 336…» [1.7 ст.192] Отсылочный способ позволяет избежать большого и ненужного числа повторений, скоординировать нормы между собой и сделать текст закона кратким и лаконичным.

3)                 Бланкетный способ изложения имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к законодательству вообще. Например, в статье 15 Конституции РФ содержится положение: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Достоинство этого способа в том, что сама норма может не меняться долгое время, тогда как само законодательство, к которому она отсылает, может изменяться.

По степени абстрактности возможны три варианта изложения нормы права в статье нормативного акта:

1)           абстрактное – это изложение нормы права с использованием абстрактных понятий, обобщенно отражающих явления действительности. Абстрактная норма, как правило, представлена в виде сжатой формулировки или оценочного понятия, требующего пояснения. Например, «собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения» [1.2  ст. 301], где использовано обобщающее понятие «имущество», объединяющее собой большое количество материальных благ.

2)           казуальное – это изложение юридического правила путем перечисления однородных явлений. Казуальный способ предельно конкретизирует норму, их легко применять, так как они очень ясны и понятны, но казуальное изложение имеет и существенный недостаток. Даже при малейшем развитии общественных отношений конкретные формулировки уже не отражают их действительного содержания и создают проблему в правоприменительной деятельности;

3)           смешанное изложение нормы права сочетает в себе абстрактные формулировки и конкретные факты, т.е. сочетает в себе абстрактное и казуальное изложение – вышеизложенные два варианта. В качестве примера процитируем Налоговый кодекс: «В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия». [1.6 ст.92] Законодатель не поясняет, какие случаи являются необходимыми для проведения фото и киносъемки, то есть абстрактно излагает гипотезу нормы права, но одновременно казуально перечисляет перечень возможных действий.

В заключение отметим, что изложение элементов норм права в одной или нескольких статьях зависит от волеизъявления законодателя. Он стремится экономить в нормативном акте место, избегать повторений и лаконично, последовательно излагать юридические правила, для того чтобы обыкновенным гражданам и правоприменительным органам было легко пользоваться нормативным актом. Вот почему расхождение между нормой права и статьей нормативного акта нельзя рассматривать как недостаток действующего законодательства.

Информация о работе Общая характеристика норм права