Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:02, курсовая работа
Целью данной работы является наиболее возможно полное и всестороннее исследование обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти. Указанная цель достигается через решение ряда задач, в число которых включаются следующие: рассмотрение сущности понятий «законность» и «дисциплина»; дача общей характеристики способов их обеспечения; изучение основных способов обеспечения законности и дисциплины в Российской Федерации: государственного контроля и надзора, а также контрольно-надзорной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. ЗАКОННОСТЬ И ДИСЦИПЛИНА В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………...
1.1 Сущность и значение категорий «законность» и «дисциплина» в российском административном праве……………………………………
1.2 Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере управления: понятие, виды………………………………………………………………
2. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………..
2.1 Государственный контроль……………………………………………….
2.2 Государственный надзор………………………………………………….
2.3 Контрольно-надзорная деятельность государства………………….…...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………
2.3 Контрольно-надзорная деятельность государства. Тесная взаимосвязь между различными видами контроля и надзора в организационном плане используется государством двояким образом: во-первых, в форме целевого объединения различных видов контроля и надзора для комплексного обеспечения правопорядка в той или иной области государственного регулирования общественных отношений. Во-вторых, в форме закрепления в компетенции некоторых контрольно-надзорных органов интеграции в их исполнительной государственной деятельности элементов контроля и надзора.
В настоящее время несколько десятков государственных - контрольно-надзорных органов, федеральных служб - осуществляют функции по контролю и надзору в установленных сферах деятельности. На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» их можно разделить на три группы:
1. Федеральные службы и агентства - с системой подчиненных им территориальных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.
2. Федеральные службы, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ.
3. Федеральные службы и агентства, находящиеся в системе и непосредственном ведении соответствующих федеральных министерств, но с функциями и полномочиями контрольно-надзорного характера, выходящими за пределы аппарата и даже системы соответствующего министерства.
Как справедливо отмечается А.А. Адыевым, «функция по осуществлению контроля и надзора сообразуется с целями, определяемыми государством. При этом следует выделять непосредственную и конечную (идеальную) цели. Непосредственной целью контрольно-надзорной функции выступает предупреждение и пресечение нарушений установленных нормами права правил поведения субъектов общественных отношений, а также нормативно установленных требований (стандартов, эталонов) в различных сферах общественной жизни»[14].
Таким образом, контрольно-надзорная деятельность сочетает в себе основные черты как чистого контроля, так и надзора, что определяет присущую ей универсальность. В качестве конечной цели контрольно-надзорной деятельности следует назвать достижение состояния максимальной эффективности правового регулирования поведения участников общественных отношений, что, в свою очередь, призвано оградить граждан, организации, общество и государство от всевозможных негативных последствий противоправного поведения, обеспечить их безопасность, права, свободы и законные интересы субъектов общественных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подытоживая, хотелось бы в очередной раз отметить, что деятельность органов государственной власти и их должностных лиц должна быть основана на соблюдении режима законности и дисциплины. Только в случае абсолютного и неукоснительного соблюдения данного требования государственное управление может быть достаточно эффективным, направленным на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности.
Говоря о необходимости поддержания режима законности в сфере исполнительной власти, нельзя не упомянуть о том, что законность в современном правовом демократическом государстве не должна ограничиваться исключительно соблюдением законодательства. Система правовых норм должна соответствовать основополагающим началам, принципам права, современным реалиям жизни человеческого общества, нормам нравственности, отвечать экономическому, культурному, политическому уровню развития социума. Принятие и исполнение нормативных актов, не отвечающих перечисленным требованиям, не может не наносить колоссального ущерба гражданам и юридическим лицам, отдельным регионам и всему государству в целом.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что «нашей стране нужна правозаконность. Это не просто соединение двух известных юридических слов — «право» и «законность». Правозаконность означает, что в обществе, в котором утверждается современная либеральная цивилизация, воцаряется неуклонное и жесткое господство закона, и в то же время сам закон — уже не продукт власти, ее произвола и своеволия, а выражение великих ценностей возрожденного естественного права, прежде всего неотъемлемых прав человека, основанных на высоком достоинстве каждой личности» [15].
На сегодняшний день законность и дисциплина в сфере государственного управления сталкиваются с рядом серьезных проблем, причинами которых являются чрезмерно сложный, «раздутый», государственный аппарат, возникающие в связи с этим неточности в подчиненности одних органов и должностных лиц другим; кроме того, можно отметить недостаточную прозрачность полномочий, их дублирование различными субъектами администрирования, наделение тех или иных властных субъектов недостаточной либо излишней компетенцией. Эти проблемы вытекают из недостаточного уровня правового регулирования в рассматриваемой области общественных отношений и должны решаться за счет повышения его качества.
Одной из наиболее сложных проблем в сфере исполнительной власти сегодня является коррупция. Не подлежит никакому сомнению утверждение, что «для эффективного противодействия коррупции необходимо масштабное проведение антикоррупционной политики, охватывающее все контуры коррупции, все наиболее опасные виды ее проявления, с использованием всех сбалансированных между собой методов борьбы. Это должна быть государственная программа, четко спланированная по содержанию, этапам, срокам, ресурсам, с оценкой и прогнозом последствий»[16].
В заключение представляется необходимым подчеркнуть, что противодействие коррупции, мероприятия, направленные на повышение законности и дисциплины, должны, в том числе, сопровождаться повышением общего уровня (морального, этического, образовательного) должностных лиц и иных сотрудников органов власти, а также борьбой со «случайными людьми» во властных структурах. Только при условии слаженной и целенаправленной деятельности всех ветвей государственной власти и гражданского общества возможно достижение истинного состояния законности и дисциплины в области управления, что, в конечном итоге, должно привести к повышению уровня существования как отдельных лиц, так и всего Российского государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Нормативно-правовые акты
1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. - 25.12.1993. - №237.
1.2 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. – 06.01.1997. - №1. - Ст. 1.
1.3 Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 03.03.1997. - №9. - Ст. 1011.
1.4 Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1«О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - 25.11.1995. - №229.
1.5 Указ Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. – 15.03.2004. - №11. - Ст. 945.
2. Монографии
2.1 Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве / Науч. Ред. А.В. Малько. – М.: Проспект, 2005.
3. Учебники и учебные пособия
3.1 Атаманчук Г.Л. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2010.
3.2 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007.
3.3 Конин Н.М. Административное право России. - М.: Проспект, 2010.
3.4 Большой юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. – М.: Проспект, 2009.
4. Статьи
4.1 Абдуллина С.Р. К вопросу о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти // Вестник СГАП. – 2011. - №1.
4.2 Вилисов М.В., Сулакшина А.С. Коррупция и теневая экономика: проблемный анализ // Власть. – 2006. - №12.
4.3 Замотаева Е.К. Обеспечение законности нормативных правовых актов органов исполнительной власти // Журнал российского права. – 2010. - №9.
4.4 Зырьянов С.М. Обеспечение законности в административно-надзорной деятельности органов исполнительной власти // Журнал российского права. – 2010. - №8.
5. Авторефераты диссертаций
5.1 Адыев А.А. Контрольно-надзорная функция современного Российского государства: политико-правовое исследование: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Казань, 2007.
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. - 25.12.1993. - №237. С изменениями и дополнениями от 30.12.2008. Ст. 10.
[2] Зырьянов С.М. Обеспечение законности в административно-надзорной деятельности органов исполнительной власти // Журнал российского права. – 2010. - №8. С. 72.
[3] Атаманчук Г.Л. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2010. С. 297.
[4] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. С. 756.
[5] Замотаева Е.К. Обеспечение законности нормативных правовых актов органов исполнительной власти // Журнал российского права. – 2010. - №9. С. 53.
[6] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч. С. 757.
[7] Конин Н.М. Административное право России. - М.: Проспект, 2010. С. 319.
[8] Большой юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. – М.: Проспект, 2009. С. 308.
[9] Абдуллина С.Р. К вопросу о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти // Вестник СГАП. – 2011. - №1. С. 63.
[10] Конин Н.М. Указ. соч. С. 322.
[11] См. Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве / Науч. Ред. А.В. Малько. – М.: Проспект, 2005. С. 154-155.
[12] Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 03.03.1997. - №9. - Ст. 1011. Ст. 16, ч. 1.
[13] Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1«О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - 25.11.1995. - №229. Ст. 1, ч. 1.
[14] Адыев А.А. Контрольно-надзорная функция современного Российского государства: политико-правовое исследование: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Казань, 2007. С. 11.
[15] Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Указ. соч. С. 757.
[16] Вилисов М.В., Сулакшина А.С. Коррупция и теневая экономика: проблемный анализ // Власть. – 2006. - №12. С. 42.
Информация о работе Обеспечение законности в сфере исполнительной власти