Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 13:05, реферат
Актуальность темы исследования данного реферата заключается в том, что социальные нормы образуют единую систему, и в своей системе они обеспечивают всестороннее и глубокое воздействие на жизнь общества, на все ее сферы.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие и структура норм права………………………………………….4
2. Виды правовых норм………………………………………………………14
3.Место норм права в системе социальных норм………………………….19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………..…………………….….25
Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.
Локальные
нормативные предписания
6.
Нормы права классифицируются
также по времени (постоянные
и временные), по кругу лиц (
Вывод:
Идеальная правовая норма выглядит примерно
следующим образом: описание ситуации,
когда она применяется (например, у налогоплательщика
был доход за отчетный год); описание собственно
правила поведения в этой ситуации (надо
подать налоговую декларацию и уплатить
налог); определение ответственности за
невыполнение правила (штраф за неподачу
декларации или за неуплату налогов).
3.МЕСТО НОРМ ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Цивилизация
выработала множество различных
норм и правил, которыми люди руководствуются
в своей повседневной жизни.
Наиболее
рано обособились в своей Соотношение права и религии Назначение религии является выработка "смыслов", позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом "хорошего" поведения. Религиозные нормы являются разновидностью социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. 13 Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, религиозных книгах буддистов и других; выступают в некоторых случаях в качестве источников права . В качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 года источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Святого Синода и другие. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права. Так, предписания" Торы" распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно исповедующих ислам и т. д. Различны и механизмы действия религии и права. Влияние
права на религию в известной
мере достаточно специфично. Конституция
РФ (ст. 14), Федеральный закон "О
свободе совести" гарантирует
свободу совести и Соотношение права и обычаев Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы людей форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В правах находим выражение психологии определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в правах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами. 14 Таким образом, независимо от формы и содержания, а так же особенностей реализации обычаев, независимо от того, как они осуществляются сами по себе или во взаимосвязи или взаимодействии с правом, каждый обычай выполняет в обществе весьма значительную регулятивную и воспитательную роль. Каждый обычай при этом выступает как неразрывная составная часть единой системы обычаев, всех социальных норм, существующих и функционирующих в обществе на том или ином этапе его развития. Соотношение права и корпоративных норм Корпоративные нормы выступают неотъемлемой частью системы нормативного регулирования общественных отношений. Они вырабатываются на основе взаимодействия индивидуальных воль отдельных членов различных общественных организаций, их слияния. В
целях организации своей Вообще
корпоративные нормы можно Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм. Соотношение права и морали. Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленной совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль и нравственность - одно и то же. Как форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно- общественном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально - политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются так же социально - экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе. В сравнении с другими социальными нормами у морали наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок.15 Вывод: сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Однако, действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованьями. Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Анализируя право как общественный институт, можно сделать вывод, что право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует.
Эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право по сути отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.
Так же важнейшей особенностью права, определяющей его место в качестве специфического регулятора является его связь с государством, обеспеченность реализации его норм возможностью применения мер государственного принуждения, что обеспечивает его волевой характер. Необходимость этого диктуется прежде всего тем, что некоторые люди в силу приверженности тем или иным нормам поведения или в силу социальных условий жизни продолжают руководствоваться устаревшими или не соответствующими действительности реалиями, при этом фактически нарушая общественный порядок и тем самым противореча интересам общества. И исходя из того, что право имеет своей целью поддержание общественного порядка и воплощение интересов общества, то применение государством мер принуждения то же диктуется объективной необходимостью, тем более, что условия и порядок их применения так же строго регламентированы нормами права, что исключает возможность произвола со стороны государства.
Закрепленные
в актах государства правовые
нормы носят формально-
Необходимо отметить, что нормы права отличаются общеобязательностью, т.е. все субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия конкретных правовых норм, попадают под их воздействие и могут или должны руководствоваться ею.
Важно так же то, что нормы права формулируются компетентными высококвалифицированными лицами, объективно представляющими все стороны общественной жизни и способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всего общества в целом.
Таким
образом, право можно выделить, как
особый, приоритетный регулятор, характеризующийся
рядом признаков, отличающих его от
других видов социальных норм и делающих
его наиболее социально значимым.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.Нормативные акты и материалы судебной практики
1.1.Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: Проспект, 2010. – 33с.
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: Эксмо, 2009. - 960с.
1.3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: Эксмо, 2011.-334с.
2. Специальная литература
2.1. Абдулаев М. И. Теория государства и права [Текст]- М.: Экономика, 2006.-623с.
2.2.Абдулаев М.И. Правоведение [Текст]- СПб.: Право, 2010.-608с.
2.3. Алексеенко В.А.,Булаков О.Н., Зыкова И.В.Правоведение [Текст]- М.: КноРус, 2007.-440с.
2.4. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение [Текст]- СПб.: Питер, 2009.-480с.
2.5. Городилов А.А., Куликов А.В., Мнацаканян А.Г. Правоведение [Текст]- М.: КноРус, 2010.- 256с.
2.6. Ерохина Ю.В. Правоведение [Текст]-М.: МГИУ, 2009.-200с.
2.7. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение [Текст]- М.М: Проспект, 2009.-416с.
2.8.Кулаков В.В., Каширина Е.И., Карапетян Л.А., Старков О.В. Правоведение [Текст]- М.: Феникс, 2011-224с.
2.9.Лушников А.М. Теория государства и права. [Текст]- М.: Эксмо, 2009.-272с.
2.10.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]- М.: Дело АНХ, 2009.-528с.
2.11. Мухаев Р.Т.Правоведение [Текст]- М.: Юнити-Дана, 2009.-416с.
2.12.Пугинский
Б.И. Правоведение [Текст]- М.: Юрайт,
2008.-464с.
2.13.Радько Т.Н. Правоведение [Текст]-
М.: Проспект, 2011.-202с.
2.14. Смоленский М.Б. Правоведение [Текст]- М.: Феникс, 2011.-256с.
2.15. Чашин А.Н. Правоведение [Текст]- М.: Дело и Сервис, 2009.-528с.
2.16.Шкатулла В.И. Надвикова В.В., Сытинская М.В. Правоведение [Текст]- М.: Академия, 2009 .-528с.
2.17.Шумилов В.М. Правоведение [Текст]- М.: Проспект, 2010.- 272с.
3. Электронный ресурс
3.1.Основные положения о праве [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.ido.rudn.ru.
3.2.Право в системе социальных норм [Электронный ресурс] / Режим доступа http://law.edu.ru.
3.3.Право и политика [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.nbpublish.com.
3.4.Сравнительное правоведение [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.iupjur.ru.
3.5. Теория государства и права [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.iupjur.ru.
3.6.Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://www.allpravo.ru.
3.7.Учеба и образование [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://www.webarhimed.ru.
3.8.Энциклопедия юриста [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://enc_law.